К 10-летию погранвойск Украины, которое отмечалось в ноябре 2001 года, в Ливадии, что под Ялтой, 11-й заставе Крымского отряда присвоено имя первого командующего погранвойсками Украины генерал-полковника Валерия Губенко. В связи с этим здесь побывала семья бывшего командующего, многие коллеги генерала по формированию погранвойск независимой Украины, здесь открыт музей, рассказывающий о деятельности Валерия Губенко по созданию новой для страны службы, установлен памятник ему. О нынешнем состоянии границы наш корреспондент беседует с председателем Государственного комитета по делам охраны границы, командующим погранвойсками Украины генерал-полковником Борисом АЛЕКСЕЕНКО.
— Пограничные войска в Украине после обретения независимости начали создавать свою новую историю. Ей уже десять лет. Насколько успешны первые шаги?
— Мы сегодня увековечили память генерала армии Валерия Губенко, это уже двадцатая именная застава в нашей стране. Валерий Александрович, будучи начальником войск Западного пограничного округа СССР, дислоцировавшегося в Киеве, без сомнений поддержал в 1991 году акт о провозглашении независимости Украины, принял присягу на верность украинскому народу и по решению Верховной Рады в октябре 1991 года начал создавать пограничные войска независимого государства. Генерал Губенко много сделал для обустройства новых границ между Молдовой, Беларусью, Россией, для создания инфраструктуры, формирования правовой базы пограничной службы нового государства.
— Ситуация на границах Украины сегодня сильно изменилась. Поменялись ли формы и методы организации службы в связи со «взрывом» подпольной миграции и терроризма?
— Безусловно, существовавшая до сих пор войсковая охрана границы устарела. Сейчас в Верховную Раду Украины направлен законопроект об организации пограничной службы. Мы приняли решение кардинально поменять ее модель. Изменилась идеология охраны границы. Мы уходим от принципов, обеспечивавших «железный занавес», и переходим к общепринятой охране границы, которая служит не разъединению народов, а развитию их добрососедских связей, сотрудничества. Вместо войсковой охраны в нашей стране будет создана пограничная служба, основанная на взаимных контактах стран, на сотрудничестве пограничников и населения. У нас введены институты инспекторов пограничной службы, созданы пограничные народные дружины. Отныне понятие «граница на замке» — только для преступности, терроризма, нелегальной миграции и контрабанды. Во всех остальных случаях действует понятие «прозрачной границы». Изменились и нынешние пограничники. Теперь это не солдат с собакой, а грамотный офицер, владеющий иностранными языками и всеми правовыми нормами и международным законодательством. В составе пограничной службы действуют несколько учебных заведений, академия для подготовки кадров. Пограничная служба Украины обеспечена всем необходимым.
— Военные действия в Афганистане повлияли на нашу «прозрачную» границу? Не пришлось ли ее взять на новый «замок»?
— Мы фактически заново создали нашу восточную границу. По сути, это граница Евросоюза на востоке. В связи с обострением миграционной ситуации в Азии мы вынуждены были в срочном порядке перестроить организацию службы на участке границы с Россией и Беларусью. Создано больше 250 новых застав и каждая из них несет службу по мировым стандартам — на 20—25 километрах. Сформировано два новых погранотряда. Перестроена также организация пограничной службы в Азовском море. В Керченском проливе организовано постоянное патрулирование пограничной охраны. Наши иностранные коллеги были восхищены действиями украинских пограничников по задержанию браконьеров — даже японские пограничники прислали нам поздравительную телеграмму, наши действия оценили как оправданные и турецкие пограничные службы. В целом же военные действия в Афганистане вызвали значительно меньший поток мигрантов в Украину, чем это предполагали раньше.