UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Просто не смог бы спокойно наблюдать». Истории мужчин, которые вернулись из-за границы защищать Украину и погибли

Чтобы помнили

Автор: Дарья Козинкина

В начале марта из-за границы вернулись более 66 тысяч мужчин с одной целью — защищать Украину от нападения России. Они оставили престижную работу, комфортные условия и, рискуя жизнью, пошли на фронт. Не все вернулись живыми…

Михаил Жало, Евгений Ковалев и Ярослав Ященко — украинские защитники, которые вернулись из-за границы после начала войны и погибли в боях.

Михаил Жало. «Он родился с геном патриота»

29 лет назад в Борисполе в семье учительницы и водителя родился мальчик Михаил.

«Все детство Миша приносил домой котят и щенков. Мы их мыли, кормили, а потом гоняли блох по всему дому», — вспоминает мать Михаила Любовь Жало.

Михаил закончил с отличием девять классов и музыкальную школу, где играл на баяне. Еще тогда любовь к животным переросла в четкое желание стать ветеринаром. Михаил поступил в Немешаевский колледж на ветфельдшера, а затем и в Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины.

«Он всегда учился легко и с радостью. Школу, колледж, университет закончил с отличием, а научная работа приносила ему удовольствие», — рассказывает Любовь.

После получения высшего образования Михаил поехал работать на ферму в Данию. А позже переехал в Финляндию, где продолжал заниматься любимым делом.

Михаил Жало на войне. Личный архив семьи Жало
Фото предоставлено автором

«Ему нравилась Финляндия из-за ее просторов и отношения к животным. Сын рассказывал, что там вообще нет беспризорных собак, а все живое очень ценят и уважают. Это было ему близко», — вспоминает мама Михаила.

Уже в 2023 году мужчина мог получить гражданство. Но 24 февраля без каких-либо колебаний Михаил Жало решил оставить все и вернуться домой.

«Он отстаивал интересы Украины еще на Евромайдане. Всегда любил и помнил свою Родину, где бы ни был. Писал невероятные патриотические стихи. Он родился с геном патриота», — говорит Любовь Жало.

В начале войны Михаил присоединился к общественной организации «Зоопатруль», спасавшей животных из закрытых столичных квартир. Позже ему показалось этого мало, и мужчина записался в терроборону.

«Где-то через месяц он позвонил мне по телефону в приподнятом настроении и просил поздравить. Я уже догадывалась, с чем, но спросила. Было страшно услышать ответ. Он сказал, что присягнул на верность украинскому народу», — вспоминает Любовь.

За три месяца обучения в ВСУ Михаил Жало переквалифицировался из ветеринара в корректировщика артиллерийской установки 2-го отделения 1-го взвода 5-й стрелковой роты воинской части А4081. Хотя в документах военкомата даже после гибели числится водителем — не успели уладить все юридические формальности.

3 июля 2022 года Михаил отправился в Харьков, но заверил родных, что не на передовую. Но уже 5 июля прислал совсем другое сообщение: «Едем на семь дней на «ноль». Там без меня никак. Всех обнимаю, ваш ученый». Так он подписался, потому что всегда любил научную работу.

Михаил Жало на фронте. Личный архив семьи Жало
Фото предоставлено автором

На фронте Михаил успел повоевать всего два дня, но, как узнала его мама, до этого он также выполнял секретные задания на «ноле». За это время мужчина успел проявить себя как настоящий герой.

7 июля в селе Дементеевка позиции подразделения Михаила атаковал враг. Ребят расстреляли из танков и забросали гранатами. Сам мужчина получил смертельное ранение в голову.

«Их в окопе возле артиллерийской установки было трое. Сына убило осколком сразу, а других ребят контузило. Миша упал на них и залил побратимов своей кровью. Орки подумали, что они тоже мертвые, и не стали добивать. Так получилось, что мой сын спас им жизнь», — с болью рассказывает Любовь.

Тело Михаила удалось забрать только через два дня. Мужчина до последнего дыхания стрелял во врага с таким упорством, что после смерти пальцы так и остались сжатыми на пусковом крючке.

За две недели до гибели Михаил стал в бориспольской церкви крестным отцом доченьки своих друзей. И в той самой церкви его позже и отпели.

Михаил Жало с крестницей. Семейный архив Ирины Маласай
Фото предоставлено автором

«Такие люди встречаются редко. Честный, порядочный, преданный. С моей дочкой они быстро нашли общий язык: он с ней говорил по-своему, она по-своему. Я была уверена, что Миша станет лучшим другом для моей дочери, а стал ангелом-хранителем», — рассказывает подруга и мама крестницы Михаила Ирина Маласай.

У Михаила Жало было очень много друзей, которые его уважали. Он всегда приходил на помощь и поддерживал в сложные времена.

Читайте также: Харьковское наступление: как и почему локальная операция изменила мир

Евгений Ковалев. «Я знала, что он не будет отсиживаться, потому что таким он был человеком»

Евгений Ковалев родился в России 33 года назад, там в то время работал его отец. Но супруги решили: как только малыш родится, они сразу вернутся домой в Украину. Так, собственно, и произошло. Поэтому в семье всегда считали, что родом Евгений из пгт Новопсков Луганской области.

В 2005 году Евгений закончил Новопсковскую газопроводную школу и поступил в Политехнический колледж в Луганске. А в 2012-м женился на любимой девушке Ольге. У Евгения остались две дочери — девяти и пяти лет.

На протяжении жизни Евгению пришлось работать в разных странах и разных сферах: и в газовой, и в строительной, и как инженер-механик на коммунальном предприятии. Но последние три года перед полномасштабным вторжением мужчина работал сварщиком в Чехии.

Евгений Ковалев в мирной жизни. Семейный архив семьи
Фото предоставлено автором

«Он ездил за границу, потому что это была единственная возможность обеспечивать семью. Конечно, мы подумывали над тем, чтобы переехать с детьми к мужу. У нас были такие планы. Но Евгений очень любил Украину, поэтому мы долго колебались, стоит ли переезжать куда-то в Европу. Мы устали быть на расстоянии, поэтому летом должны были принять окончательное решение, где именно будем жить», — рассказывает жена Евгения Ольга Ковалева.

Война для семьи Ковалевых не стала неожиданностью.

«Сомнений, что будет большая война, у нас не было. Поэтому о решении Евгения встать на защиту Украины я догадывалась еще до начала вторжения. Я знала, что он не будет отсиживаться, потому что таким он был человеком — справедливым и ответственным», — вспоминает Ольга.

24 февраля около пяти утра Евгений позвонил жене, сказал, что началась война, и он идет увольняться с работы в Чехии. Вернуться домой муж не мог, потому что Новопсков расположен между уже оккупированной в 2014 году территорией Луганской области и границей с Россией. Был риск, что поселок захватят, а Евгения заставят воевать на стороне «ЛНР». Поэтому выбор был однозначным — вступать в ряды ВСУ.

Евгений Ковалев на войне. Личный архив семьи Ковалевых
Фото предоставлено автором

«Решение Жени пойти защищать Украину не было эмоциональным, оно отвечало его ценностям. Он просто не смог бы спокойно наблюдать за происходящим», — рассказывает подруга Евгения Анастасия Ковалева.

Из Чехии муж приехал во Львов и сразу отправился в военкомат, где ему отказали, потому что уже набрали много желающих. Несколько дней работал на предприятии, которое изготовляло противотанковые сооружения. Евгений мог там и остаться и быть полезным фронту, но он сказал, что не для этого вернулся.

Он собирался поехать в Киев, потому что там, как ему говорили знакомые, точно бы взяли на фронт. По пути Евгений остановился в Виннице, где также зашел в военкомат. Так 3 марта его, наконец, взяли на военную службу. А 6 марта, уже в Черкассах, Евгений принес присягу. После недолгого обучения его отправили в район Авдеевки Донецкой области как старшего наводчика гранатометного взвода.

«Женя никогда не стыдился, что родом с Луганщины, хотя многие относились к этому настороженно. Интересовался разными видами оружия, учился тщательно. Решения принимал взвешенно и понимал, какая трудная работа впереди», — вспоминает побратима сослуживец Александр.

Евгений Ковалев с дочерьми. Семейный архив семьи
Фото предоставлено автором

20 апреля во время обороны линии фронта, непосредственно на рубеже, Евгений погиб от минометного обстрела. В 12 часов он в последний раз поговорил с женой, а уже в 15:00 его не стало.

«Говорить, что Евгений погиб, неправильно. Это какой-то пассив. Его убили. Убили люди, которые решили, что могут так просто ломать чужие судьбы, уничтожать города и убивать свободу. Женя прожил короткую, но достойную жизнь. Он был хорошим отцом, замечательным мужем и надежным другом», — рассказывает подруга Анастасия.

Евгения Ковалева похоронили в Новограде-Волынском, даже не дома, потому что Новопсков оккупирован еще с начала марта. Его родители так и не смогли проститься с сыном.

Жена Евгения Ольга вместе с дочерьми сейчас в Нидерландах. Девочки четко знают, за что погиб отец и кто нам враг.

Читайте также: Залужный: «Почти девять тысяч украинских героев погибли в войне РФ против Украины»

Ярослав Ященко. «Если он что-то решил, этого не изменить»

Ярослав Ященко родился на Днепропетровщине в городе Новомосковске в 1993 году. С детства ему легко давались иностранные языки, с детсада занимался с репетиторами.

После окончания Новомосковского городского лицея «Самара» парень поехал получать высшее образование в Днепр, где поступил в Национальный горный университет на факультет иностранных языков.

«Ярослав был хорошим учеником, отважным парнем и искренним патриотом. Но все это скромно, не на показ. Он мечтал увидеть мир, но всегда чувствовалась его любовь к городу, к стране. Все, за что он брался, делал с вдохновением», — вспоминает своего ученика замдиректора по воспитательной работе лицея «Самара» Елена Булава.

Ярослав был очень отважным уже в школьном возрасте. Был случай, когда они с другом задержали рецидивиста, воровавшего сумки у пожилых женщин. Тогда ребят наградила городская власть.

Также Ярослав любил спорт, занимался боксом.

После первого курса университета Ярослав поехал по международной программе студенческого обмена Work and Travel на два месяца работать на Аляску, ловить рыбу, а потом оказался в Сиэтле, где окончательно понял, что хочет путешествовать. После второго курса Ярослав вообще решил бросить учебу, потому что языки он знал и так, а в университете только скучал.

Ярослав Ященко в горах. Личный архив отца
Фото предоставлено автором

«Ярослав — мой единственный ребенок, я всегда старался делать так, чтобы он был рядом. Но потом понял, что если он будет всегда со мной и будет делать то, что я говорю, он будет проживать мою жизнь. Поэтому я дал ему свободу и право выбирать», — рассказывает отец Ярослава Виктор Ященко.

С тех пор парень начал активно искать работу за рубежом. Сначала Ярослав работал в сфере обслуживания в Арабских Эмиратах, а потом поехал в бедные районы Китая, где на волонтерских началах преподавал английский детям. Родители даже не знают, на что он жил весь этот период. Через какое-то время Ярослав с товарищами открыл в Китае собственную маленькую школу, где также преподавал иностранные языки ребятишкам.

Несколько лет назад у Ярослава тяжело заболела мама. Он вернулся в Украину и был рядом с мамой до ее смерти.

За свою жизнь Ярослав Ященко успел побывать в Америке, Африке, Индонезии, Вьетнаме, Индии и на Тибете. Знал английский, немецкий, китайский и итальянский языки. А перед самым вторжением получил приглашение на работу в Саудовскую Аравию.

«В общении с побратимами Ярик рассказывал о странах, в которых он побывал, о тамошней кухне, природе, культуре. Он очень хотел, чтобы в Украине был достойный уровень жизни», — рассказывает сослуживец Ярослава Ященко Владимир.

Ярославу также очень нравился буддизм. Парень даже жил какое-то время в старом китайском монастыре с монахами. Из-за этого и получил позывной «Монах».

Ярослав Ященко в Китае. Личный архив отца
Фото предоставлено автором

Он был влюблен в путешествия, в путешествия с рюкзаком, в сплавы на каяке, в горы и медитацию. Он имел возможность выехать до начала войны и продолжать наслаждаться жизнью, но он видел, что происходит, и отклонил предложение.

«Ярик никогда не искал легких путей. Он хотел жить жизнь, а не проживать ее», — вспоминает сына отец.

24 февраля Ярослав пошел в военкомат добровольцем, но его попросили прийти на следующий день. Уже 25 февраля он был в рядах ВСУ.

Ярослав Ященко в ВСУ. Личный архив отца
Фото предоставлено автором

«Утром 25 февраля он пошел в военкомат. Уже вечером ему позвонили и дали полтора часа на сборы. Из-за его прошлого в боксе его сразу взяли в десантно-штурмовую бригаду», — рассказывает об этом дне Виктор Ященко.

26 февраля Ярослав был уже в Харькове. Потом попал в Изюм на Харьковщине, где воевал непосредственно на «ноле», а позже его бригаду перебросили под Донецк. Ярослав руководил квадрокоптером и занимался аэроразведкой для своего подразделения. В боях Ярослава контузило, но он все равно продолжал защищать страну.

«Ярик запомнился мне очень умным и образованным парнем. С оружием и военным делом знакомился очень быстро. Глаза горели. Он очень хотел быть полезным в этой войны», — вспоминает побратима Владимир.

Ярослав Ященко с побратимами на Донетчине. Личный архив отца
Фото предоставлено автором

«Помню, как сидим в окопе, до врага несколько сотен метров, идет артобстрел или стрелковый огонь, а Ярик учит нас английскому. Было интересно! Мы даже конспект завели, но выучить что-то нормально не удалось. Не хватило сил, да и обстановка не позволяла», — рассказывает Владимир.

Ярослав очень хотел стать военным переводчиком в управлении бригады, но не успел.

2 июля подразделению Ярослава дали приказ помочь товарищам отойти с позиций под Лисичанском. Бригада пошла на помощь. Во время отхода враг обстрелял парней кассетными боеприпасами. Один из них и убил Ярослава Ященко.

Отец парня вспоминает, что сын тогда не выходил на связь уже дней пять, но именно в тот день, 2 июля, в его квартиру залетела ласточка, словно принесла трагическую весть.

Текст подготовлен платформой памяти Мемориал, рассказывающей истории убитых Россией гражданских и погибших украинских военных, специально для ZN.UA. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.