UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прописка по-новому: 30 дней на регистрацию нового места жительства

А «Дія» в помощь в электронном хаосе

Автор: Людмила Симонова

Недавно Верховная Рада проголосовала и направила на подпись президенту законопроект, кардинально меняющий процедуру, которая до сих пор напоминает нам о советских временах «прописки». И даже позволяет упростить ее до электронного уровня в приложении «Дія». Так что здесь у нас хорошее, а что все же не очень?

Наверное, никому не надо напоминать, что оно такое, та «прописка», и как это одиозное слово заменили на более благозвучное «регистрация», но, к сожалению, суть от этого до сих пор не очень изменилась. Наибольшее достижение после развала СССР в том, что сняли требование о связи между пропиской и работой. В наше время можно быть прописанным (извините, зарегистрированным) в одном месте, а работать в совсем другом, и надо признать, что когда-то это был огромный шаг вперед от «совка», о котором многие уже забыли, а кто-то из родившихся после «совка» уже и не знал.

Но когда внутренние переселенцы начали переезжать с Востока в другие регионы страны во время российской агрессии, они в полной мере ощутили проблемы, связанные с несовершенством института регистрации. Потому что одновременно возникло много проблем и с пенсиями, пособиями на переселение, и с медициной, школой и другим. Знакомые рассказывали, что для получения пособия от государства каждый месяц надо было ехать по месту регистрации с детьми и их горшками, старенькими родственниками (если они смогли выехать вместе со взрослыми детьми с неподконтрольной территории), чтобы предъявить это все в квартире друзей, где они были зарегистрированы, потому что сдавать жилье в аренду с регистрацией никто не хотел, а без регистрации пособий не давали. Вообще лишь изредка арендодатели соглашаются на регистрацию, и не только «потому, что налоги». Впрочем, не только у переселенцев были проблемы с регистрацией.

Мои знакомые уже готовы были купить новую квартиру, но в последний момент оказалось: нет справки, что в этой квартире никто не зарегистрирован. И хотя речь шла о только что введенном в эксплуатацию доме, нотариус без этой справки категорически отказалась регистрировать соглашение. Дело в том, что такие бумажные справки выдавали в определенные дни недели, и получить ее в тот конкретный момент было невозможно. А супруги на следующий день летели в дальнее путешествие, которое невозможно было отложить. Все, соглашение сорвалось, как говорится, на ровном месте.

Все хорошо, пока все хорошо, но обидно, когда проблемы возникают там, где их никто не ожидал, поэтому устранить эти искусственные препятствия в нашей жизни стало очень важно.

Попробовали решить?

И вот наконец депутаты взялись помочь гражданам с решением вопросов регистрации, приняв законопроект «О предоставлении публичных (электронных публичных) услуг по декларированию и регистрации места жительства в Украине» (на момент написания статьи президентом не подписанный).

Основное требование этого закона — гражданин Украины обязан на протяжении 30 календарных дней после прибытия к новому месту жительства (пребывания) задекларировать или зарегистрировать его. Причем такую регистрацию/декларирование предлагается осуществлять с помощью электронного приложения «Дія». На первый взгляд, идея неплохая, и чиновники, как всегда, громко прокричали «ура!», замалчивая оставшиеся проблемы, а мы попробуем разобраться.

Хорошо, что не надо идти на поклон к чиновникам, даже в ЦПАУ не нужно ходить и талончики получать: регистрируешься в «Дії» и подаешь все в электронном виде. Настоящая диджитализация.

Однако вопросы есть. Например, почему такой короткий срок регистрации требуется законом? Неужели мы возвращаемся в старые времена, когда за отсутствие регистрации последуют какие-то наказания? А если вы летом поехали жить на дачу? А если в санаторий на длительное восстановление? А если в село к старенькой маме, чтобы ей помочь? В этих ситуациях надо также регистрироваться на протяжении 30 дней? И если мы этого не сделаем, то будем нарушителями? Депутаты, вы это серьезно? Back to USSR?

Так документ усложняет или облегчает нашу жизнь? И зачем тогда такие жесткие рамки по перерегистрации в 30 дней? Что такое 30 дней, с точки зрения постоянного проживания и уплаты налогов? Теперь декларацию о доходах надо сдавать в две разные налоговые, если на дачу перерегистрироваться летом?

Что важно

Законопроект однозначно определяет, что регистрация является добровольной процедурой.

Также очень важно то, что «декларирование места жительства, регистрация места жительства (пребывания) лица не являются основанием для получения таким лицом права владения, пользования или распоряжения жильем», и это правильно. Однако сразу возникают вопросы с пропиской/регистрацией несовершеннолетних детей, потому что все, наверное, в той или иной степени сталкивались с проблемами их выписки и прописки, которые надо было согласовывать с государственными органами опеки, и часто это негативно влияло на продажу или официальную аренду жилья.

Владельцы жилья, напуганные разными ситуациями с «детской» пропиской/регистрацией, не соглашались оформлять договор аренды с переселенцами, потому что опасались (и небезосновательно) за свое жилье. И хотя дети должны быть прописаны с родителями, и на первый взгляд проблем с их выпиской не должно возникать, но владельцы, обжегшись на молоке, дуют на воду. Для того чтобы не возникали проблемы, не регистрируют родителей с детьми совсем. И не потому, что они не любят детей, а потому что законодательство такое неурегулированное.

Недостатки

Хотя закон уже принял парламент, многие вопросы остаются все еще неурегулированными, и на это ссылается также Главное юридическое управление Верховной Рады. Во-первых, несоответствие конституционным нормам, когда регулирование процедур передается Кабмину, хотя согласно Конституции закон должен содержать все эти нормы напрямую. Также критикуют возможное взаимодействие с другими реестрами, отсутствие достаточной защиты персональных данных, взаимодействие с реестром избирателей, которое вообще не отвечает нормам законопроекта. Заключение о том, что положения законопроекта противоречат требованиям Конституции Украины и правовым позициям Конституционного суда Украины, не отвечают международным актам, не согласуются с актами такой же юридической силы, не учитывают практику Европейского суда по правам человека, заставляет задуматься над тем, а все ли нормально в этом законопроекте, и не получится ли так, что очень многие наши данные окажутся в руках нечестных дельцов, которые ими будут манипулировать?

Наверное, никому не надо напоминать о шести улицах «Садовая», которые есть в Киеве, когда таксист может вас повезти в другой конец города, если вы сами не знаете, какая именно Садовая нужна. Или о многочисленных садоводческих товариществах, в которых вообще нет улиц, и их невозможно найти на картах Google, но регистрироваться там можно?

Законопроект о реестре адресов все еще не принят, а на его основе предполагается создать, в частности, «Единый государственный реестр адресов и определение порядка взаимодействия реестров». То есть предусмотренная рассмотренным выше законопроектом информационно-коммуникационная система местного органа регистрации, в которую, собственно, и заносится регистрация места пребывания гражданина из «Дії», должна обеспечивать взаимодействие с национальным электронным реестром адресов, который еще не создан.

Так не лезем ли мы тут впереди батьки в пекло? Когда реестра улиц в городах нет, их кодификации нет, а мы уже вводим электронную регистрацию, которую потом будем разгребать уже в электронном хаосе? Это зачем? Может, все же надо все шаги делать последовательно и без излишнего пиара?