UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогноз-2023: украинская коррупция под микроскопом Запада

Чего ожидать на антикоррупционном фронте в следующем году

Автор: Виталий Шабунин

Коррупция в 2023 году — это фактическая кража западных денег. Позволит ли себе Банковая в этих условиях атаки на НАБУ и САП?

В следующем году за результатами борьбы украинской власти с коррупцией будет внимательно наблюдать весь западный мир. Потому что 60% национального бюджета это поддержка союзников, а точнее, деньги налогоплательщиков западных стран. В течение года этот процент будет увеличиваться. И без этих денег мы проиграем войну. Все предельно просто.

Читайте также: Прогноз-2022: каких событий ждать на антикоррупционном фронте

В этих условиях любая кража из бюджета — это фактическая кража западных денег. Воровать сейчас из бюджета — это подрывать доверие даже не западных элит, а обществ и избирателей наших государств-партнеров. То есть доверие, являющееся ключом к получению оружия и денег.

Тот, кто сейчас ворует государственные деньги, — внутренний враг страны. И вести себя с таким нужно соответствующим образом.

Вопрос: воруют ли? Да, воруют. Это видно на примере отдельных закупок. Или это вертикально построенная схема, организованная высшим политическим руководством? Нет, не похоже.

Скорее, это отдельные персонажи никак не нажрутся. И не имеет значения, понимают ли они последствия своих действий или же им на эти последствия начхать. Любой более или менее значимый коррупционный скандал, который попадет в глобальные медиа, может стать для нас катастрофой. Нам просто перестанут давать деньги.

Владимир Зеленский понимает катастрофичность последствий от любого громкого коррупционного скандала, так что, похоже, сдерживает ненасытную часть своего окружения.

Вместе с тем ни президент, ни общество не могут гарантировать, что топ-чиновники не построят во время войны новый схематоз. Потому что у нас просто нет возможности их проверить.

Читайте также: Выявленная коррупционная схема в Одессе самая масштабная в Украине — главный детектив НАБУ Калужинский

После 24 февраля власть закрыла доступ к ключевым реестрам, информация из которых служила основой всех расследований коррупции.

Недоброчестные судьи никуда не делись, но из реестра начали исчезать некоторые из их решений и другие важные данные. В целом из публичного доступа уже изъяли более миллиона решений судов, а новые почти не публикуют.

Еще больше мешает контролю над чиновниками закрытый реестр деклараций. В первые месяцы войны решение полностью отрубить доступ к нему, наверное, имело смысл.

Но надо ли скрывать декларации сейчас? Большой вопрос. Закрытые декларации топ-чиновников точно не приближают нашу победу. Ведь речь идет о тех, кто уже сейчас спокойно сидит на Банковой и поблизости, а не о региональных чиновниках в оккупированных областях и военных. Для последних 100% должно быть исключение, ведь мы просто не имеем морального права отвлекать их от происходящего на фронте.

Однако декларации не просто спрятали. Народные депутаты разрешили себе и другим их вообще не подавать даже в закрытый реестр. Потому что нет деклараций — нет и наказания за ложь в них. Удобно, ведь правда?

Именно поэтому возобновить декларирование чиновников и открыть доступ к ключевым государственным реестрам — одна из главных задач в следующем году.

Но самой важной антикоррупционной битвой станет защита НАБУ, САП и ВАКС.

Благодаря назначению Александра Клименко на должность руководителя САП это ведомство всего лишь за несколько последних месяцев показало действительно впечатляющие результаты:

Недоброчестная часть Банковой и ее «слуги» прекрасно понимают, что это лишь начало. Так что вопросом выживания для них становится уничтожение или хотя бы нейтрализация антикоррупционных органов.

Для этого коррупционеры из власти могут попробовать уволить Александра Клименко. Сделать это сейчас очень легко. Для этого необходимо только решение подконтрольной генпрокурору дисциплинарной комиссии и приказ Андрея Костина.

Если власть на такое решится, то это станет концом эффективности НАБУ и САП. Обязанности главного антикорпрокурора в этом случае начнут выполнять сам Костин и нынешний заместитель Клименко Андрей Сыник, которого Олег Татаров и Ко проталкивали на должность руководителя САП.

Читайте также: Сытник о своей каденции в НАБУ: «Для институции очень важно, что не произошло политического увольнения»

Если уволить Клименко не удастся, коррупционеры попробуют предоставить право генпрокурору, СБУ, ГБР или Печерскому суду забирать у НАБУ дела. Собственно, примерно таким образом Банковая спасла от тюрьмы Татарова. Тогда они сделали это совершенно незаконно. Теперь попробуют через Раду легализировать схему изменениями в закон.

Наша как общества главная задача — не только отбить эти атаки, но и благодаря изменениям в закон обезопасить руководителя САП и всех его преемников от политического увольнения. Надо в целом защитить НАБУ, САП, ВАКС, их полномочия и ключевых людей. Убежден, что западные партнеры будут нашими союзниками в этом деле. Те самые западные партнеры, без денег и оружия которых наша победа над Россией невозможна.

Второй внутренний фронт — судебная реформа. Полная перезагрузка ключевых судебных органов — Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалифкомиссии судей (ВККС), которую мы начали еще в 2021 году, стала одним из основных аргументов в пользу предоставления нам статуса кандидата в ЕС. От качества и успешности имплементации этой реформы зависит, начнутся ли переговоры о членстве. И здесь нас ждет еще одна битва. Уже в январе состоится съезд судей, на котором судьи должны избрать восемь членов ВСП, — без этого орган не сможет возобновить свою работу.

Однако у судебной мафии совсем другие планы — они в возобновлении работы ВСП не заинтересованы. В первую очередь потому, что большинство их ставленников не смогли пройти Этический совет.

Если судебной мафии все же удастся заблокировать назначение новых членов ВСП, это заберет у нас еще полгода, а то и год как минимум. А мы не можем позволить себе такую роскошь, потому что ВСП — это единственный орган, который может уволить или хотя бы отстранить от должности судью-коллаборанта, назначить или перевести судей туда, где их критически не хватает, либо же наказать судью за дисциплинарные нарушения.

В начале 2023-го нас также ожидает горячая фаза конкурса в ВККС. Недавно конкурсная комиссия объявила перечень из 64 кандидатов, которые отобраны в следующий этап и должны пройти собеседование. Мы несколько разочаровались, увидев в этом перечне некоторые фамилии, впрочем, надеемся, что члены комиссии приложат все силы, чтобы отделить зерно от плевел, и рекомендуют к назначению лучших, которых на конкурсе немало. Мы им в этом всячески поможем.

***

Итак, я начал эту статью с того, что мы не видим примеров системной коррупции, организованной первыми лицами государства и вымывающей огромные потоки бюджетных средств.

Вместе с тем мы видим все больше признаков подготовки к внедрению таких схем на послевоенный период. Часть политикума уже сейчас готовится шакалить на деньгах, которые Запад выделит на восстановление Украины.

Как только этих попыток станет неприлично много, нам придется останавливать их публично. Большая просьба к власти: не доводите ситуацию до этого. Вот именно для этого сейчас точно не время

Теперь представим, что войну мы выигрываем в 2023 году. И деньги, о которых идет речь, сразу зайдут в Украину.

Будут заходить они, очевидно, частями. Любая попытка их украсть приведет лишь к одному — мы не получим следующие транши. Ни одна страна не будет давать налоги своих граждан в руки власти, которая их будет воровать.

Так что даже если НАБУ догонит подонков, нам от этого лучше не будет, деньги на восстановление мы уже потеряем. Это именно тот случай, когда намного важнее не допустить преступление, чем потом наказать за него.

Единственный способ избежать этого сценария — лишить власть какого-либо влияния на определение подрядчиков, которые эти деньги будут осваивать. Бесспорно, власть должна определить, что строить, но не то, кто это будет делать.

Деньги, которые Запад и другие партнеры будут давать на послевоенное восстановление, не должны напрямую поступать в общий бюджет или какой-либо подконтрольный власти фонд. Они могут проходить через специальные программы Всемирного банка или МВФ либо через специально созданный для этого фонд под контролем самих доноров.

Я далек от мысли, что в таком случае коррупции точно не будет. Но она не будет нашей проблемой. Если там попробуют украсть и это разоблачат (а разоблачат непременно), нам начхать — на количестве денег для Украины это никак не скажется.

Но самообманом является мнение, что какие-либо IT-инструменты защитят эти деньги от разворовывания. Помогут увидеть коррупцию — да, предотвратить кражи — точно нет.

Картель «Большого строительства», напомню, пилил наши налоги через систему Prozorro. Последняя, бесспорно, является лучшим ІТ-решением в системе закупок. И что, сильно это помогло? То-то и оно.

Подводя итог. Чиновники, ворующие во время войны, — внутренние враги, потому что ставят под угрозу необходимую стране западную поддержку. В следующем году они же приложат все усилия, чтобы уничтожить НАБУ, САП. Эти же люди будут блокировать возобновление электронного декларирования и доступ к госреестрам. Судебная мафия попробует заблокировать запуск обновленного Высшего совета правосудия.

Из хорошего — ничего у них не получится. По той простой причине, что и для нас, и для западных партнеров их планы очевидны. Мы точно понимаем, как будем им противодействовать. И точно знаем, на которой именно свалке истории эти люди закончат свой путь. Вы уж простите мои резкие слова, время, знаете ли, такое.

Больше материалов Виталия Шабунина читайте по ссылке