«Женская догадка обладает большей точностью,
чем мужская уверенность».
Р.Киплинг
«Украина», «нация», «судьба» - у этих слов есть одно объединяющее начало: они женского рода. Не удивительно, что на фоне всеобщей озабоченности судьбой страны женщины начинают все больше брать на себя практической инициативы (или пытаться брать - так точнее). Их коллективный голос, объединенный и усиленный недавно проведенной конференцией «Стратегии IV Всемирной конференции по положению женщины и программа действий в Украине», проводимой по инициативе международной организации «Жіноча громада», при участии Комитета по делам женщин, материнства и детства при Президенте Украины, Института демократии им. П.Орлика и финансовой поддержке представительства ООН в Украине, воззвал к правительственным структурам и к общественности: женское движение из разрозненных ручейков отдельных организаций сливается в единое течение, оформляется и ждет признания как активная политическая сила.
Время требует новых героев. К арене политической борьбы женщины пока стоят в очереди. Очередь уступают неохотно. Отношение к женским организациям сродни отношению к клубам по интересам. У словосочетания «женщина-политик» сначала забирают дефиску между словами, затем и первое слово: бесполость - лучшая рекомендация. Однако вспомним за последние пять лет тех немногих женщин, которые утверждали и утверждают себя на мужском политическом Олимпе. Кроме жгучего желания изменений и реформ, их деятельности присущи одержимость и жертвенность - черты, уравновешенными и все знающими мужчинами классифицирующиеся как излишняя эмоциональность. Однако же, как ни странно, в антагонизме точных знаний и эмоций (читайте: интуиции) конечный результат находится где-то посредине. Плодотворно работая на международном уровне, подписывая соглашения, мужчины, между тем, сохраняют скептическое отношение к женщинам собственной страны (как с горечью отмечали участники конференции). Ведь так и не дождались вице-премьер-министра Ивана Кураса, возглавлявшего украинскую делегацию в Пекине, который должен был открывать конференцию. Как, впрочем, не увидели и жену Президента Людмилу Кучму, приглашаемую очень активно.
В Украине 27,7 миллиона женщин (54% населения). Так что нельзя назвать обсуждение злободневных и болезненных вопросов нашей современной жизни (политических, экономических, социальных, экологических, медицинских), а также конкретные предложения по их решению - зацикленностью и болтовней «о своем, о женском». Однако же обращение делегатов конференции к Александру Морозу было проигнорировано и председателю Комитета по делам женщин, материнства и детства при Президенте Елене Крандаковой не дали слова в парламенте, чтобы ознакомить с ним депутатов.
Как сообщила руководитель оргкомитета конференции Лариса Кобелянская (член президиума МО «Жіноча громада», доцент Киевского транспортного университета), в Минюсте зарегистрировано 15 женских организаций, она знает 38, но на конференции фигурировала такая цифра: более 70. (В работе же конференции приняли участие представители более 100 разных организаций - не только женских, и количество участников почти вдвое превысило ранее планируемую цифру.)
Проблем накопилось столько, что, готовя программу, организаторы конференции даже испугались: как объять необъятное? Поэтому определились так: выработать документы, обратиться с ними к правительству и властным структурам, способствовать консолидации женского движения и выработать статус женщины. «Переходный период в становлении украинской государственности характеризуется углублением обеднения, особенно женщин и детей, ростом безработицы преимущественно среди женщин, низким уровнем их социальной защиты, наличием дискриминационного отношения к женщине, расширением насилия в отношении ее, расширением социальных бед, которые более всего влияют на женщин (терроризм, наркотики, СПИД, инфекционная и экологическая загрязненность и др.)», - отмечается в принятой конференцией декларации. Наряду с этим подчеркивается стабилизирующая роль женщин: в урегулировании различного рода возможных в обществе конфликтов, преодолении огромного массива остатков тоталитаризма, правового нигилизма, безответственного коллективизма, в ликвидации бедности (если будут обеспечены государственно-правовые гарантии для их менее болезненного вхождения в экономику).
Из восьми «круглых столов» (особенность работы конференции) пять обсуждали вопросы, так или иначе связанные с политикой (конституционные основы статуса женщины, участие женщин в процессах образования государства, проблемы женского движения и его консолидация, механизмы взаимодействия между НЖО и государственными институтами, влияние общественных организаций на принятие международных решений), также были «круглые столы», посвященные женщинам в экономике, медико-социальным проблемам, связанным с Чернобылем, женщине в средствах массовой информации. Особые споры вызвала квота на представительство в парламенте: после долгих споров приняли цифру не менее 35%. Обращалось внимание на необходимость предоставить права женским организациям выдвигать своих кандидатов.
Как известно, сегодня в Верховном Совете 4% женщин. В так называемых благополучных странах, где достигнут примерный паритет, женщины решают судьбу своей страны вместе с мужчинами. И это способствует гармонизации общества.
Более тесному общению с властными структурами способствовало приглашение на конференцию представителей обладминистраций - их приехало 17 человек. Это помогло не только знакомству, но и установлению рабочих контактов. «Именно здесь произошло своего рода примирение с моей обладминистрацией, договорились, что приедут к нам в Каменец-Подольский, встретятся с женскими организациями и мы разработаем совместную программу действий», - заметила Вера Порчинская с Хмельнитчины.
- Объединение - назревшая необходимость, диктуемая временем и желанием более активных действий. Выполнила ли конференция задачу консолидации женских организаций и выработки общей платформы? - с этим вопросом я обратилась к Ларисе Кобелянской.
- Уже сам факт, что мы смогли провести конференцию усилиями всех организаций и при этом не перессориться, толерантно работать, - большое достижение. Многие понимают консолидацию как объединение в единую организацию, которую мы уже имели в виде Комитета советских женщин, и их это отпугивает. Второе - боязнь того, что объединение обязательно приведет к объединению кошельков. Никто не хочет отдавать своего, не зная что, получит взамен. Но безусловно позитивно - думаю, это отразится на нашей дальнейшей работе - то, что уже нет противостояния, которое существовало до Пекина. В каких формах состоится объединение - покажет время. Могу лишь сказать, что жизнь заставит объединиться.