UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приземление небожителей

Главе президентского секретариата начинают перекрывать кислород даже в его вотчине — в Закарпатье. Еще полгода назад это казалось невозможным в принципе.

Автор: Владимир Мартин

Главе президентского секретариата начинают перекрывать кислород даже в его вотчине — в Закарпатье. Еще полгода назад это казалось невозможным в принципе. Мало того что В.Балогу вызывали в милицию на допрос по делу об убийстве ужгородского предпринимателя (детали дела «ЗН» сообщало в № 11 от 28 марта), так еще на прошлой неделе в аэропорту Ужгорода задержали самолет, на котором он прилетел домой.

Все происходило по такому сце­нарию. В пятницу вечером В.Ба­лога, как обычно, прибыл из столи­цы в Закарпатье на уик-энд. На борту самолета Learjet 60 (воздушное судно для VIP-персон) были также младший брат главы президентского секретариата, первый заместитель закарпатского губернатора И.Балога, председатель За­карпатс­кого областного совета М.Кичковский и охранник. В этот же день в адрес начальника ГУМВД в За­карпатской области П.Кононенко поступило депутатское обращение Г.Москаля с прось­бой проверить самолет на предмет возможных нарушений таможенного законодательства и воздушного пространства.

К проверке привлекли работников ужгородской таможни – это в их компетенции. Командиром самолета оказался гражданин США, хотя и с украинской фамилией. Он сообщил правоохранителям, что воздушное судно прибыло на таможенную территорию Украины по международному рейсу Прага — Борисполь. Когда же у пилота поинтересовались, на каком основании он осуществляет внутренний рейс Киев — Ужгород, он… перешел на английский язык. Ника­ких документов, подтверждающих законность пребывания самолета в Закарпатье, на борту не оказалось. После этого лайнер задержали для более детальной проверки, а возле взлетной полосы выставили охрану из работников УБОПа и УДАИ. Милиционеры находились в служебных машинах, их вмешательство не понадобилось. Задержание самолета не на шутку разозлило VIP-пассажиров. В таможню на «разбор полетов» прибыл двоюродный брат В.Балоги, народный депутат В.Пе­тьовка. Были гневные телефонные звонки из Управления государст­венной охраны. Кроме того, в ГУМВД обратился начальник областного УСБУ с требованием срочно предоставить информацию о ситуации с самолетом, которым пользуется лицо, охраняемое 15 бой­цами спецподразделения «Альфа». В субботу экипаж трижды (в 7:00, 11:30 и 15:00) пытался вылететь в Киев, но блюстители порядка из Ужгорода его так и не выпустили. В воскресенье после полудня В.Балога был вынужден добираться в Киев чартерным рейсом Луганских авиалиний. Learjet 60 так и остался на территории Ужгородского аэропорта, хотя милицейскую охрану сняли еще в субботу после обеда. По-видимому, владельцы боялись, что в Киеве самолет конфискуют, поэтому оставили его в Закарпатье, где такие вопросы решить проще.

С понедельника факт задержания самолета в Ужгороде перерос в скандал, детали которого обсуждало большинство центральных СМИ. Выяснилось, что лайнер стоит приблизительно 6 млн. долларов, а один час его аренды – около 10 тыс. долларов. В марте В.Балога совершил на этом самолете 12 рейсов Киев — Ужгород — Киев, хотя никаких прав на перелеты в пределах Украины у судна нет (для этого необходимо провести его растаможивание и получить уйму разрешений). По утверждению ряда народных депутатов, лайнер принадлежит одному из банков американского штата Юта и летает под флагом каких-то офшорных компаний (подробным выяснением этих фактов, по просьбе МВД, занимается Интерпол). Отдельные вопросы — кто оплачивает регулярные полеты В.Балоги в Закарпатье и как так случилось, что носителя государственной тайны постоянно обслуживали пилоты — граждане другого государства, один из которых владеет украинским языком?

Ужгородская таможня возбудила относительно командира самолета дело о нарушении таможенных правил по статье 336 Таможенного кодекса (неправомерные операции транспортного средства, находящегося под таможенным контролем). Статья предусматривает штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов или конфискацию транспортного средства. Разумеет­ся, что ни один суд в Закарпатье пока не вынес сурового решения относительно командира самолета, на котором летает В.Балога (когда материал готовился к печати, стало известно, что Ужгородский суд оштрафовал виновного аж на 1200 гривен). Но дело, в конце концов, не только в конфискации или штрафе. История с самолетом — яркая иллюстрация того, как чиновники из самого ближайшего окружения президента в условиях жестокого кризиса, пренебрегая законами и моралью, демонстративно купаются в роскоши. Как не вспомнить в этом контексте тот факт, что на рубеже ХІХ — ХХ веков западноевропейская интеллигенция называла Закарпатье Африкой в центре Европы...