Главе президентского секретариата начинают перекрывать кислород даже в его вотчине — в Закарпатье. Еще полгода назад это казалось невозможным в принципе. Мало того что В.Балогу вызывали в милицию на допрос по делу об убийстве ужгородского предпринимателя (детали дела «ЗН» сообщало в № 11 от 28 марта), так еще на прошлой неделе в аэропорту Ужгорода задержали самолет, на котором он прилетел домой.
Все происходило по такому сценарию. В пятницу вечером В.Балога, как обычно, прибыл из столицы в Закарпатье на уик-энд. На борту самолета Learjet 60 (воздушное судно для VIP-персон) были также младший брат главы президентского секретариата, первый заместитель закарпатского губернатора И.Балога, председатель Закарпатского областного совета М.Кичковский и охранник. В этот же день в адрес начальника ГУМВД в Закарпатской области П.Кононенко поступило депутатское обращение Г.Москаля с просьбой проверить самолет на предмет возможных нарушений таможенного законодательства и воздушного пространства.
К проверке привлекли работников ужгородской таможни – это в их компетенции. Командиром самолета оказался гражданин США, хотя и с украинской фамилией. Он сообщил правоохранителям, что воздушное судно прибыло на таможенную территорию Украины по международному рейсу Прага — Борисполь. Когда же у пилота поинтересовались, на каком основании он осуществляет внутренний рейс Киев — Ужгород, он… перешел на английский язык. Никаких документов, подтверждающих законность пребывания самолета в Закарпатье, на борту не оказалось. После этого лайнер задержали для более детальной проверки, а возле взлетной полосы выставили охрану из работников УБОПа и УДАИ. Милиционеры находились в служебных машинах, их вмешательство не понадобилось. Задержание самолета не на шутку разозлило VIP-пассажиров. В таможню на «разбор полетов» прибыл двоюродный брат В.Балоги, народный депутат В.Петьовка. Были гневные телефонные звонки из Управления государственной охраны. Кроме того, в ГУМВД обратился начальник областного УСБУ с требованием срочно предоставить информацию о ситуации с самолетом, которым пользуется лицо, охраняемое 15 бойцами спецподразделения «Альфа». В субботу экипаж трижды (в 7:00, 11:30 и 15:00) пытался вылететь в Киев, но блюстители порядка из Ужгорода его так и не выпустили. В воскресенье после полудня В.Балога был вынужден добираться в Киев чартерным рейсом Луганских авиалиний. Learjet 60 так и остался на территории Ужгородского аэропорта, хотя милицейскую охрану сняли еще в субботу после обеда. По-видимому, владельцы боялись, что в Киеве самолет конфискуют, поэтому оставили его в Закарпатье, где такие вопросы решить проще.
С понедельника факт задержания самолета в Ужгороде перерос в скандал, детали которого обсуждало большинство центральных СМИ. Выяснилось, что лайнер стоит приблизительно 6 млн. долларов, а один час его аренды – около 10 тыс. долларов. В марте В.Балога совершил на этом самолете 12 рейсов Киев — Ужгород — Киев, хотя никаких прав на перелеты в пределах Украины у судна нет (для этого необходимо провести его растаможивание и получить уйму разрешений). По утверждению ряда народных депутатов, лайнер принадлежит одному из банков американского штата Юта и летает под флагом каких-то офшорных компаний (подробным выяснением этих фактов, по просьбе МВД, занимается Интерпол). Отдельные вопросы — кто оплачивает регулярные полеты В.Балоги в Закарпатье и как так случилось, что носителя государственной тайны постоянно обслуживали пилоты — граждане другого государства, один из которых владеет украинским языком?
Ужгородская таможня возбудила относительно командира самолета дело о нарушении таможенных правил по статье 336 Таможенного кодекса (неправомерные операции транспортного средства, находящегося под таможенным контролем). Статья предусматривает штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов или конфискацию транспортного средства. Разумеется, что ни один суд в Закарпатье пока не вынес сурового решения относительно командира самолета, на котором летает В.Балога (когда материал готовился к печати, стало известно, что Ужгородский суд оштрафовал виновного аж на 1200 гривен). Но дело, в конце концов, не только в конфискации или штрафе. История с самолетом — яркая иллюстрация того, как чиновники из самого ближайшего окружения президента в условиях жестокого кризиса, пренебрегая законами и моралью, демонстративно купаются в роскоши. Как не вспомнить в этом контексте тот факт, что на рубеже ХІХ — ХХ веков западноевропейская интеллигенция называла Закарпатье Африкой в центре Европы...