UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИШЛИ И ГОВОРЯТ

Пока еще их рано называть командой реформаторов. Да и называть даже просто командой. На сегодняшний день самое точное определение для них — правительство шанса...

Пока еще их рано называть командой реформаторов. Да и называть даже просто командой. На сегодняшний день самое точное определение для них — правительство шанса. Шанса, предоставленного им Президентом.

Предложив кандидатуру Виктора Ющенко на пост премьера, Леонид Кучма дал стране шанс избежать дефолта. Спустя шесть лет он предоставил самому себе шанс войти в историю в качестве реального Президента-реформатора. До сих пор ни один украинский премьер не пользовался такой свободой выбора при комплектовании Кабинета. До сих пор ни одно украинское правительство не получало такой свободы действий. Это главный плюс сообщества политиков, объединившихся вокруг Ющенко. Главный минус — острый дефицит времени.

Ибо олигархи, неожиданно и (по крайней мере, им так кажется) незаслуженно обойденные Президентом в ходе раздачи кадровых и экономических призов, уже вышли не только из состояния грогги — они вышли на тропу холодной войны с Кабмином. И это не единственная сложность, с которой предстоит столкнуться Ющенко сотоварищи. У них впереди тяжелые парламентские бои — за каждый закон, за каждый налог, за каждый кубометр, за каждую копейку. Судя по настроениям, царящим в кулуарах ВР, к этому центральному исполнительскому органу высший законодательный орган в душе относится с особым пристрастием. Причем речь идет не только о левых.

Но едва ли не главным препятствием на пути Кабинета к самоутверждению может стать… Леонид Кучма.

Членам правительства предстоит первыми узнать, в каких моментах Президент стал новым, а в каких остался прежним. Узнать и вовремя почувствовать разницу. В ближайшее время столкнуться этому правительству придется и с новым президентом России и с новым правительством РФ и попытаться избежать в этом столкновении лишних жертв. Кабминовцам доведется научиться отличать отрепетированный «чиз» международных финансовых структур от гримасы боли, возникающей у них же при беглом взгляде на Украину.

Это правительство ждет испытание трубами, и не только медными. Им предстоит научиться поступаться личными амбициями ради общего дела. Предстоит осознать, что представляет собой общее дело, которому они намереваются служить. Предстоит постичь науку взаимозаменяемости. Они должны уметь защищать и прикрывать друг друга, если они действительно хотят стать другим, нетипичным украинским правительством.

У них есть такой шанс. И потому, что все они (за исключением, может быть, только премьера) давно созрели для большой самостоятельной игры, но до сих пор не имели реальной возможности заявить о себе в полный голос. И потому, что все они не новички в мире политики, и у каждого уже было свое чистилище. Теперь им предстоит пройти еще одно — но уже всем вместе.

Что может сделать их командой? Одни считают, что премьера, вице-премьеров и министров сплотит исторический шанс, символами которого они сегодня являются. Многие считают, что этот шанс у Украины последний, поэтому цементировать новых назначенцев должно их искреннее желание осуществить наконец реформы. Другие считают, что они могут себя более уверенно чувствовать, поскольку подавляющее большинство членов Кабинета Ющенко являются официально состоятельными людьми и им не нужно лихорадочно готовиться к черному дню отставки. Третьи наоборот убеждены, что в случае оттеснения традиционных представителей олигархического класса многие в нынешнем Кабмине не устоят перед искусом занять их место. Четвертые напоминают о том, что по крайней мере весь экономический блок КМ в свое время тесно сотрудничал с Павлом Лазаренко. Станет ли Кабмин командой в будущем, сегодня никто сказать не может. Является ли он таковой на сегодня, вы можете судить сами — в этом номере «ЗН» своими планами, подходами и представлениями о коллегах делятся премьер-министр Виктор Ющенко (стр. 4), первый вице- премьер Юрий Ехануров (стр. 9), вице-премьер Юлия Тимошенко (стр. 12), вице-премьер Мыкола Жулинский (стр. 20) и давший им всем шанс стать командой единомышленников Президент (стр. 2).

Но одно уже сегодня очевидно — всех их в большей или меньшей степени объединяет приверженность к национальной идее. Впервые за всю историю Украины национал-патриотическая идеология стала одним из критериев подбора кадров в Кабинет министров. Впервые правительство вообще берет на вооружение какую бы то ни было идеологию. Впервые Президент говорит о том, что парламент должен обрести украинское лицо, премьер заявляет о своих панукраинских подходах. Многие из заявлений, сделанных высокими государственными чиновниками в этом номере нашей газеты воскрешают в памяти национал-демократическую романтику времен перестройки и первых лет украинской государственности. Будет ли это правительство командой национальных патриотов-хирургов, способных без лишних сантиментов поставить диагноз и начать болезненное, но необходимое лечение. Или это будет команда патриотов-экстрасенсов, занимающихся аутотренингом и гипнозом. Будут ли они выводить из зала всех, кто окажется невосприимчив к внушению? Тезисы, подтверждающие как первый вариант, так и второй, вы в изобилии найдете в сегодняшних эксклюзивных интервью.