UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приказано выжить: война, которая не отпускает...

С началом боевых действий на Востоке Украины перед обществом и государством появились новые вызовы и проблемы, требующие глубокого системного изучения и профессионального научного анализа.

Автор: Михаил Матяш

Для психологии такой проблемой является модель изменения личности, межличностных отношений, отношения личности к обществу и общества к героической личности. Сюда же следует причислить некоторые этнонациональные и межконфессиональные интерпретации конфликта, которые хотя и не являются причиной, но нередко выступают мировоззренческой моделью оценки отношений.

Исходя из приведенных фактов, кафедра общей и медицинской психологии Национального медицинского университета им. А.Богомольца совместно с Государственным институтом семейной и молодежной политики начала первые в Украине научные исследования психологического состояния бойцов, их переживаний, страданий, адаптации или дезадаптации внутренней, в семье, обществе, профессиональной среде после возвращения к мирной жизни.

Современные боевые действия и применение современных вооружений приводят к огромному количеству минно-взрывных травм у участников боевых действий, что в значительной мере трансформирует внутреннюю картину болезни, особенно с учетом посттравматических стрессовых расстройств, расстройств адаптации во времени, пространстве, и неизбежно служат причиной более тяжких последствий.

Социальные проблемы - ключевые для воинов АТО

Прежде всего нужно осознать, на каком этапе мы сейчас находимся и имеем ли достаточно навыков и знаний о ситуации, которая сложилась сейчас вследствие российской агрессии. Мы попробовали это понять, применив классические методы психометрического исследования, в частности глубинное интервью.

По моему мнению, наши фразы "Я так вижу", "Мне так кажется", "Я хотел бы..." - это определенная информация относительно ценностей, оценочных суждений, стереотипов, потребностей и ожиданий, в том числе и социальных. Они либо профессиональные, либо дилетантские.

К понятию личности мы шли через модель человека, который попал в экстремальную ситуацию. Раньше мы уже исследовали состояние участников ликвидации аварии на ЧАЭС, проблемы военных старшего поколения, а именно: ветеранов Второй мировой войны, Афганистана и других вооруженных конфликтов. Конечно, социально-экономические условия тогда были иными, а доступ к информации крайне низким. Теперь общество открытое, активно формируются институты гражданского общества, что позволяет нам довольно правдиво описать личности как воина, ветерана, так и его жены, детей, матери. Ведь у каждого - свои видение и восприятие сложившейся ситуации.

Самые болезненные для воинов проблемы - социальные. В начале боевых действий, когда появились первые пострадавшие и ветераны, испытавшие ПТСР, их чувства переместились в довольно узкий круг проблем - это внутренние переживания, насколько бойцы осознали свои страдания и где именно хотят видеть себя в обществе. По сути это социальные проблемы, решение которых лежит на поверхности. Казалось бы, надо лишь удовлетворить их запросы. Непонимание и ощущение вопиющей несправедливости оправданы, когда ветераны не могут получить задекларированных государством льгот за участие в боевых действиях, за утраченное здоровье и пережитые страдания.

2014–2015 гг. подтвердили, что система здравоохранения - военные госпитали, отдельные областные клинические больницы и госпитали ветеранов войны - по лечению и реабилитации участников боевых действий сработала довольно эффективно. Медпомощь получили все, кому она была необходима. Сейчас в Украине действуют 30 госпиталей ветеранов войны, в которых проходят лечение и реабилитацию воины АТО, афганцы и ветераны Второй мировой войны. Государственные медицинские учреждения совершенствуются благодаря современному оборудованию, а самое главное - там появляется квалифицированный персонал.

До войны на Востоке государство не имело дела с таким огромным количеством тяжелых психологических страданий, которые возникают вследствие боевых действий. Так что целью нашего исследования было понять страдания ветеранов - участников боевых действий, структуру их переживаний, социальные запросы и ожидания. И, что чрезвычайно важно, - восприятие обществом ветеранов войны.

Формально свои обязанности относительно ветеранов государство выполнило принятием соответствующих постановлений, распоряжений, законов. Однако за этими актами уходит в тень человек, который часто остается с психологическими проблемами один на один. На наш взгляд, проблема заключается не в отсутствии центров предоставления соответствующей помощи, а прежде всего в отсутствии четкой системы подготовки специалистов, в частности клинических или медицинских психологов, социальных работников, специалистов по физической реабилитации. Наша задача - создать соответствующие условия для подготовки профессиональных кадров, которые смогут решить проблемы ветеранов АТО и помочь им найти свое место в мирной жизни.

Особенности социализации и ресоциализации участников боевых действий

Наши научные исследования продолжались несколько месяцев и завершились в октябре 2018 г. В опросе участвовали 470 респондентов - участников боевых действий, проходивших лечение и реабилитацию в государственных госпиталях ветеранов войны Украины, а именно в Житомирском, Винницком, Ровненском, Хмельницком госпиталях и в Украинском государственном медико-социальном центре ветеранов войны, который находится в поселке Цыбли Киевской области.

Целью нашего исследования было оценить отношение общества к ветеранам войны на материалах оценки самих ветеранов. В условиях информационно-гибридной войны с применением современных видов вооружения, и особенно вследствие минно-взрывных травм, чрезвычайно важным предметом анализа является именно психологическое состояние участников боевых действий.

Психологическая практика многогранна, поскольку профессиональная миссия специалиста принципиально заключается не только в сочувствии, сопереживании пациенту, а в помощи осознать личностные проблемы, перестроить мышление (создать новую когнитивную модель жизнедеятельности) для эффективной переоценки травматического опыта, восстановить ощущение ценности своей личности, восстановить способность в дальнейшем полноценно существовать в мире.

Остановимся на конкретных результатах исследования "Настоящее участников АТО" и прокомментируем основные тенденции (см. таб. 1).

Как видим, в рейтинге проблем, с которыми сталкиваются ветераны АТО, наиболее значимыми являются невосприятие обществом и, собственно, состояние их физического здоровья. Мы полагаем, что с обострением этих проблем одна начинает усиливать другую.

Ответы на вопрос "По вашему мнению, насколько услуги, предоставляемые участникам АТО, отвечают их нуждам?" (см. таб. 2) демонстрируют как очевидность потребности именно в психологической помощи в госпитале во время реабилитации, так и высокую оценку ее соответствия нуждам ветеранов. Следует отметить проблемность, с точки зрения бойцов, медицинского обслуживания по месту проживания, услуг по обучению новым профессиям и трудоустройству, которые предоставляют районные центры занятости, общественные организации, частные предприниматели.

Ветеранам не хватает доброго отношения соотечественников (лишь 7%), которого они как участники боевых действий заслуживают (см. таб. 3). Очень интересен ответ участников АТО относительно в некоторой степени коллективной ответственности самих же участников за отношение к ним окружения. 41% считает, что степень положительного или отрицательного отношения "зависит от того, как ведет себя большинство участников АТО".

В рамках нашего исследования важна проблематика дальнейших перспектив привлечения участников АТО к активности в громаде (см. таб. 4). Ветераны войны хотят быть эффективными и полезными в мероприятиях, направленных на военно-патриотичное воспитание учащейся молодежи, и в информационно-просветительской роботе военкоматов с призывниками. Насколько нам известно, громады и государство не всегда используют этот мощный общественно-патриотический ресурс.

Проведенное исследование подтверждает принципиальное видение ветеранами путей улучшения состояния и положения, в которых они находятся, за счет исключительного выполнения государством и органами местной власти законов, что свидетельствует об ощущении ими определенной социальной несправедливости и несистемности действий и, вероятно, непоследовательности в реализации их прав (см. таб. 5). Есть большая проблема с адекватностью их заслугам перед обществом моральной поддержки, понимания и должного внимания.

Более глубокий анализ нашего исследования будет представлен на полосах специализированного научного издания "Международный журнал общей и медицинской психологии".

Поражали невероятной силы духа бойцы с тяжелыми ранениями, которые после выздоровления желали продолжать служить дальше. Некоторые из них создавали ветеранские сообщества и помогали своим побратимам пройти психологическую реабилитацию и адаптироваться к мирной жизни. Не только мы профессионально помогали ветеранам, но и сами бойцы помогали нам найти способы и методы психологической поддержки, реабилитации, которые были бы наиболее эффективными и приемлемыми с учетом этнопсихологических особенностей наших граждан.

Опираясь на опыт, укажем, что ключевая задача для ученых, занимающихся вопросами психологической поддержки и реабилитации, - создать учреждения, которые помогут ветеранам войны на Востоке Украины получить профессиональную высококвалифицированную медицинскую и психологическую помощь.

К величайшему сожалению, война продолжается, а это означает, что участников боевых действий будет все больше, а значит, бойцы должны знать, куда они могут обратиться за квалифицированной помощью, и быть уверенными, что не останутся со своей бедой один на один. Научиться уметь слушать и слышать каждого ветерана должно стать приоритетом в работе как для государства, так и, конечно, для профессионального медико-психологического сообщества. Наши исследования, кроме теоретического значения для ученых, имеют и практическую ценность для применения их в работе медицинскими, военными психологами, врачами-психотерапевтами, особенно в госпиталях ветеранов войны, а также социальными работниками, сотрудниками службы занятости и Министерством по делам ветеранов.