UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИГЛАШЕНИЕ В ДОРОГУ ПО РОДИНЕ

Идите в кассу, купите себе билет до Донецка (если живете в Донецке - не покупайте билет), прилетайте в Донецк, походите, посмотрите, потом садитесь на самолет и улетайте в Тернополь...

Автор: Александр Макаров

Идите в кассу, купите себе билет до Донецка (если живете в Донецке - не покупайте билет), прилетайте в Донецк, походите, посмотрите, потом садитесь на самолет и улетайте в Тернополь. И когда вы все там увидите и услышите, вы поймете, что практически ничего не знаете о родной стране. В своем деле вы, конечно, по-прежнему будете специалист, а вот взгляд на страну может измениться до неузнаваемости.

Я бы взял кредит во Всемирном банке и весь его пустил бы на авиабилеты - посадил бы украинцев на самолеты и повез смотреть на самих себя.

Приезжайте в Мариуполь. Вас ждет Азовское море, на берегу которого находятся несколько металлургических и других комбинатов, что несколько противоречит наивным представлениям о приморских городах-курортах.

Вас с нетерпением ждут все имеющиеся там предприятия - комбинат имени Ильича, бывший флагман советской металлургии, который, пользуясь этим обстоятельством, реконструировал у себя все, что возможно, и гонит сегодня пользующуюся спросом продукцию на Запад. 7% украинского экспорта. Политика руководства комбината с его ориентацией на выпуск готовой к потреблению продукции признана правильной, а рабочие постоянно получают зарплату.

Комбинат построен очень давно, еще при первых капиталистах, которые почему-то посчитали своим долгом сберечь город от его тлетворного влияния и поэтому построили его километрах в десяти, да еще с учетом розы местных ветров - ветра дуют от города.

На город величественно несет всю свою пыль и грязь построенный после первых капиталистов комбинат «Азовсталь» с его неправильной технической политикой, экспортом незаконченных изделий, тяжелым финансовым состоянием и директором, находящимся от всего этого в состоянии душевного расстройства.

Обязательно поезжайте в город. Долго по нему не ходите, потому что с непривычки количество съеденной вами пыли может оказаться чрезмерным. Но посмотрите в глаза мариупольцам, на которых, если они не работают на комбинатах, в высшей степени наплевать и первому, и второму директору.

Если это пенсионеры - то считают, что о них забыли практически все. Поделиться своими проблемами мариупольские пенсионеры любят, когда в город приезжает Президент. Тогда они идут к обладминистрации и пытаются его поймать, чтобы просто спросить, а долго ли предстоит жить на пенсию 4 млн. при 3 млн., которые надо отдать за квартиру.

Их внимание привлекают к одному выходу из администрации, а Президента пытаются вывести через другой выход, но наш народ не проведешь, он правильно выбирает направление и, в конце концов, Президент не слушает местных начальников, идет общаться с народом и выслушивает все и про эти клятые миллионы, и про этого мэра, который еще не понял, что эти бабушки, их дети и внуки для него будут поопаснее главы обладминистрации Владимира Щербаня, от опеки которого он старается смыться, превратив Мариуполь в город республиканского подчинения.

Президент попутно может услышать студентов, которые скандируют: «Стипендию за январь!», и которые на самом деле уже давно махнули рукой на эти 600 тысяч в месяц и зарабатывают кто как может - кто челноком, кто продавцом, кто другими профессиями, в том числе и древними.

А еще вы увидите группу из 40 штатных посетителей митингов, которые хорошо поставленными голосами скандируют: «В отставку!», и лица которых искажены так, что, кажется, даже социализм их уже не вернет в нормальное состояние. И вот они-то вам и расскажут все про невыполненные предвыборные обещания и, особенно, про русский язык как второй официальный. Впрочем, остальные об этом не вспоминают - они на русском языке просто говорят.

Для полноты картины послушайте, конечно, романтиков из мэрии, мечтающих о свободной экономической зоне, порто-франко-, дюти-фри - короче, о тех временах, когда Мариуполь станет «Нью-Одессой», а Одесса - «Старым Мариуполем». Они любят предаваться этим мечтам, стоя на проспекте имени известного политика В.И.Ленина.

* * *

Обязательно приезжайте в Донецк. Если вам повезет и вы приедете в город в одно время с Президентом, то имеете шанс увидеть на площади перед администрацией человек 500 в касках, которые засылают на совещание к отцам области своих лучших представителей - деятелей рабочего движения, которые на этом движении собаку съели. И еще кое-что.

Если у вас небрежный вид, засученные рукава, суровый взгляд и вы в ходе разговора постоянно порываетесь уйти - вас вполне могут принять за одного из деятелей и пропустить на совещание.

И там-то вы узнаете, что угольная отрасль в Украине - банкрот. Разные умные люди расскажут вам, что шахтам действительно должны 100 трлн. крб., из-за чего шахтеры не получили зарплату за февраль. И это знают все, этим занимается правительство, депутаты и Президент. Но шахты сами должны 200 трлн. крб. за газ, свет и воду, и этим никто не занимается. Шахты, пробастовав в феврале определенное время, тем не менее перевыполнили план четырех месяцев на 4 - 6%, и возникает вопрос: а что же это за план такой?

Тем не менее, на самом деле зарплату горнякам не платят месяцами, что в традиционно взрывоопасных регионах чревато настоящим взрывом.

Но даже поверхностный анализ приводит любого непредубежденного человека к выводу, что решить текущие проблемы угольщиков, конечно, можно, но обязательно за чей-то счет - или рабочих других профессий, или пенсионеров, или и тех и других. К тому же, выплата зарплаты только шахтерам приведет к забастовкам машиностроителей, металлургов, учителей, дворников, которые поймут, что правительство сдается - надо только правильно ударить.

Что делать с этим всем, не знает сегодня никто. Единственным реальным выходом видится закрытие нерентабельных шахт, что требует само по себе значительных средств, в том числе и на переобучение шахтеров другим профессиям, а также убеждение их заняться этим делом. Многие, говорят, уже готовы открыть свои маленькие дела, стать теми же челноками, но просят денег на начальный капитал. Вот где широкое поле деятельности для Всемирного банка.

Пока же открытым остается вопрос - не сломается ли правительство под натиском тех, кто предлагает включить все же на маленькой скорости печатный станок и дать шахтерам хоть чуть-чуть новеньких, хрустящих карбованцев, что должно обеспечить голоса на референдуме. Голоса, может, и обеспечит, но обеспечит также инфляцию, из-за чего те же лидеры профсоюзов через три месяца снова придут с угрюмыми лицами на совещание к Президенту.

* * *

А теперь поезжайте в Тернополь, причем начните с области. Если снова повезет и вы опять попадете туда в одно время с Президентом, то увидите толпы народа, который собирается со всей округи и ждет часами приезда дорогого гостя под лозунгами «Мы - за Кучму» и «Мы - за Косенко» (это местный губернатор).

И бабушки здесь, казалось бы, те же, но просят бабушки чаще всего не пенсию, а Конституцию. Старушка часами стоит на улице, надеясь, что Президент все же подойдет и она сможет вручить ему вышиванку, которая будет хранить его как хорошего человека и гаранта государственности.

Каждый второй житель без всяких инструкций со стороны

г-на Косенко будет просить Президента взять власть в свои руки и разогнать «этих дармоедов» в Верховном Совете, попутно запретив Компартию.

А кто-то, умоляя Президента стать на пути врагов государства, скажет, что, мол, мы же за вас голосовали... Многие при этом покачают головами, потому что именно Тернопольщина дала Леониду Макаровичу Кравчуку на выборах около 97% голосов, а Кучма был объявлен врагом народа.

И никто, даже самый проницательный аналитик, не мог представить себе тогда, летом 1994 года, что весной 1996-го на площади в Тернополе около тысячи человек будет скандировать: «Слава Кучме!»

Конечно, играет свою роль политика нынешнего Президента. Но все же не меньшую роль играет уклад жизни и психология местного населения. Население это, чаще всего, от государства ничего не ждет, потому что победили в нем, как говорят коммунисты, «частнособственнические инстинкты», или чувство хозяина, как говорят чаще сегодня.

Конечно, хочется им и пенсию побольше, но хозяйство, как правило, у каждого свое и оно дает чем подкормиться, а заодно и что продать, после чего отсутствие пенсии уже не так ощутимо.

А если есть на столе картошка, мясо, лук, помидоры и чем все это запить - тогда на первый план уже выходит проблема Конституции и державности. Единственной надеждой и опорой всего этого является Президент, которого народ просто не может не любить. И если сегодня провести президентские выборы - Тернопольщина снова даст действующему Президенту 97%. Они просто не могут иначе.

* * *

Президент в конце двухдневной поездки в Донбасс и Тернополь говорил о том, что все межрегиональные проблемы в Украине решит наполнение национальной идеи экономическим смыслом.

Не знаю, что он имел в виду, но наполнение это, видимо, может произойти только тогда, когда вышеупомянутые собственнические инстинкты победят на большей части территории страны, а люди перестанут просить власть дать им подачки, а начнут сами решать свои проблемы.

Это, может быть, звучит несколько жестоко, но научиться плыть в бурном море рынка можно только самостоятельно, оказавшись внезапно в воде, то есть - получив собственность. Если на западе Украины это уже стало делом привычки, то на востоке первые свои шесть соток люди начали получать только лет 10-15 назад.

Собственность эта может быть какой угодно - как мелкой, так и крупной. 90% всех контактов Президента с директорами заводов на местах завершаются просьбой с их стороны дать немножко денег или льгот. При этом в рабочее время на встречу с руководителем страны сбегается весь завод, а после его отъезда полдня обсуждают, как он выглядел.

Вспоминается при этом маленькое частное швейное предприятие в Луганске, где проход Президента по цеху произвел эффект не больше, чем легкий дождик за окном. Девушки занимались своим делом, а Президент - своим. Директор при этом ничего не просил ему дать, а просил только оставить его в покое. Такой совершенно необычный директор.

Неплохо бы также, приучая народ к рынку, все же дать ему то, что необходимо наполнить, а именно - национальную идею, которой пока нет. А, может быть, ее и быть пока не может. Пока в Мариуполе и Донецке останавливаются заводы, а в Тернополе народ везет мясо и сало на базар. Разные у них идеи. Так пусть и будет она не одна, объединяющая, а две, три, четыре, но близких и понятных каждому.

Хотя Украина - конечно, унитарное государство, но все же путешествуя из одного ее конца в другой, видишь, что объективные различия между регионами - социальные, психологические - да какие угодно, больше, чем между Татарией и Костромской областью России. Это - реальность, с которой нужно научиться жить дружно.