UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИДУНАВЬЕ: СКАНДАЛ РАЙОННОГО МАСШТАБА

Пожалуй, сегодня нет более проблемной территории для Одесского региона, чем Придунавье. Да и в целом для Украины Южная Бессарабия - это сейсмически опасная геополитическая зона...

Автор: Нина Перстнёва

Пожалуй, сегодня нет более проблемной территории для Одесского региона, чем Придунавье. Да и в целом для Украины Южная Бессарабия - это сейсмически опасная геополитическая зона. За последние годы некогда сравнительно благополучный край с огромным потенциалом превратился в депрессивную глухую периферию. Безработица в таком портовом городе, как Рени, с населением в 24 тысячи человек, достигает 70-80 процентов. Крупнейший порт Дуная, который прежде кормил горожан, нынче загружен процентов на 15. Люди в поисках работы вынуждены уезжать из города в соседнюю Румынию, Молдову... Если дела пойдут и дальше так, то со временем миграционные процессы могут стать необратимыми.

Рени находится в живописном месте, на левом берегу Дуная, в нижнем его течении. Но сегодня это серый невзрачный населенный пункт и городом назвать-то сложно - глухая провинция с разбитыми дорогами, одноэтажными домами, с которых сыплется штукатурка, и со старыми, прогнившими коммуникациями. Когда прорывает канализацию (а это порой случается по нескольку раз в неделю), три тысячи кубов нечистот в сутки выливается в Дунай, из которого пьют воду Болград, Измаил, Вилково.

Сейчас, конечно, все беды легко сваливать на балканский кризис, который для кого-то, может быть, и стал полной неожиданностью. Но то, что придунайский транспортный узел оказался после развала Союза выпавшим из основных коммуникационных транспортных сетей, не заметить было нельзя. И что в итоге? Придунавье только считалось приоритетной территорией развития. На самом деле под равнодушным взглядом родной державы хирело с каждым днем, в то время как соседние румынские порты при поддержке государства наращивали объемы. Расположенный по соседству с Рени порт Галац переваливает грузов в три раза больше. Строительство каналов, политика открытой экономики, создание свободных экономических зон - эти и другие шаги, предпринятые правительством Румынии, превратили тамошние порты в главные дунайские ворота Центральной и Восточной Европы. Украинские же, наоборот, - стали походить на скрипучую калитку.

Но оказавшись на задворках, украинское Придунавье все же пытается сегодня выкарабкаться из глубокой ямы. С помощью создания на своей территории свободных экономических зон. По инициативе местных властей разработаны проекты СЭЗ «Рени» и СЭЗ «Измаил». Самыми активными в пробивании зоны оказались ренийцы. Но вся беда в том, что непробиваемым оказалось государство.

Как поделить шкуру неубитого медведя

Массированный выход указов Президента Украины о создании свободных экономических зон, скорее удививший, чем порадовавший страну, закончился тем, что Кабмин временно наложил мораторий на их, зон, дальнейшее тиражирование. Однако СЭЗ «Рени», которая, казалось бы, раньше других получила благословение Президента, в заветный список не попала. Указ о мерах по ее созданию глава государства подписал еще в конце прошлого года. Между тем, когда дело дошло до «раздачи слонов», то среди стоящих с протянутой рукой (а от Одесской области таких к середине 1999 года набралось четыре территории) в фаворитах, конечно же, оказалась Одесса.

Но в том, что происходит, виновато не только государство: власти на местах мало чем, в сущности, отличаются от власти наверху. Сегодня их всех больше заботит не столько страна или город, или район, не говоря уже о селе, сколько место под солнцем. Вряд ли ошибусь, сказав, что свободные зоны в стране давно бы функционировали, если бы местные власти - районные, городские, областные - при их создании не грызлись между собой.

Так было с одесской зоной «Порто-франко», проект которой подготовили еще десять лет назад. То же самое происходит нынче с СЭЗ «Аджалык», которая создается в Южном. И все из-за вопросов управления зоной. Каждый хочет рулить и быть главным кормчим, забывая о том, что если зона - свободная, то она в некотором смысле свободна и от властей. То же самое нынче происходит и в Рени, где местные власти в борьбе за зону превзошли всех остальных. Теперь их спор, похоже, перекочует в стены парламента, где его вынуждены будут продолжить народные избранники.

Дело в том, что полуобиженные ренийцы, оставшись со своей зоной за бортом, сидеть сложа руки не захотели. Поскольку протолкнуть зону через Кабмин не удалось, решено было действовать через народных депутатов, имеющих право законодательной инициативы. Путь оказался правильным: 3 ноября Верховная Рада рассмотрела законопроект «О специальной экономической зоне «Рени», представленный народными депутатами Украины С.Гуренко и Ю.Круком, и в первом чтении приняла его за основу.

Казалось бы, радоваться надо, но в районе вдруг всполошились и стали бить тревогу. Оказывается, в парламенте рассмотрели совсем «не тот» законопроект. В сессионный зал был вынесен вариант, за который ратует мэр города Рени. А тот вариант, за который ратуют районная администрация вместе с областной, остался лежать под сукном. Вся разница между ними заключается в одной-единственной 11-й статье под названием «Бюджетные отношения», которая вообще является изобретением ренийцев и прямого отношения к порядку функционирования зоны, создаваемой на территории Ренийского порта, не имеет.

Но статья очень интересная и по сути своей правильная. За ее содержимое мэр Рени Сергей Колевич борется давно - в свое время он даже предлагал (параллельно с созданием СЭЗ) провести в городе экономический эксперимент. Речь идет о налогах и инфраструктуре города. И то, что этот вопрос всплыл именно при создании СЭЗ, конечно, не случайность.

Так вот, статья 11 гласит: с 1 января 2000 года (то есть с момента создания зоны, рассчитанной на 30 лет) и до 1 января 2006 года с целью создания необходимой инфраструктуры для функционирования СЭЗ «Рени» и условий для создания международной СЭЗ «Рени-Галац-Джурджулешты» налоги на прибыль предприятий, на землю, подоходный налог с граждан, а также местные налоги и сборы, собираемые на территории города, направляются в городской бюджет без перераспределения в бюджеты высших уровней и при ежегодном формировании госбюджета учитываются во взаимоотношениях с бюджетом области. При этом подчеркивалось, что данные налоговые поступления будут направляться и на содержание социальной сферы, в том числе на выплату заработной платы.

В законопроекте, предложенном районной и областной администрациями, статья 11 звучит почти точно так же. Только слово «городской» бюджет заменено на «районный». То есть налоги, собираемые на территории города, должны поступать (как и поступали) в казну не города, а района. Но уже без перераспределения их в бюджеты высших уровней. Причем на создание инфраструктуры города было обещано выделять не менее трети налоговых поступлений. Но теперь, когда мэрии удалось протолкнуть свой вариант законопроекта, дополнение по поводу отчислений в городскую казну вообще сняли. В письме, которое ушло в Верховную Раду за подписью главы облгосадминистрации, власти поясняют свою позицию тем, что Рени является городом районного подчинения и что за счет предприятий, расположенных на его территории, формируется основная часть бюджета района, как целостной административно-территориальной единицы.

Свое мнение по поводу 11-й статьи высказал и областной совет. Он считает, что данная статья противоречит закону и должна вообще быть изъята, о чем в своем письме и уведомляет Верховную Раду. Основания? Зона создается в порту и не охватывает другие территории города, поэтому ни о каких налогах, собираемых с предприятий города, не может идти и речи.

Предмет спора - 5-7 млн. гривен. Именно такое количество перечисленных в 11-й статье налогов, собираемых на территории Рени, мэрия просит оставит городу. Бюджет района, который формируется за счет этих же поступлений, - 8 млн., из которых городу районные власти отстегивают 1,2 млн. гривен.

Чьи аргументы перевесят?

Мэр города Сергей Колевич готов отстаивать свой вариант до конца. Он считает, поскольку зона «Рени» - это первый этап на пути создания международной экономической зоны «Рени-Галац-Джурджулешты», о создании которой договорились президенты трех стран - Украины, Румынии и Молдовы, то для вхождения в нее город необходимо привести в надлежащий вид. «Иначе в нашу дыру, - говорил он, - никто не приедет. Но чтобы дотянуться до уровня Галаца, необходимо вложить в инфраструктуру 40-50 млн. гривен. И мы их не просим у государства, а предлагаем оставить нам нами же заработанное. Разве не понятно, что от этого выиграют все: и город, и район, и область? Тем более, что в Минфине не возражают против того, чтобы в Одесской области, которая является донором, оставалось на 5-7 млн. гривен больше. И тогда область сможет компенсировать району недостающую сумму. Чтобы все это закрепить документально, Кабмин сейчас готовит два постановления. Поэтому мне не понятна позиция районной и областной администраций. Вместо того, чтобы поддержать город, они наоборот ставят палки в колеса».

Председатель Ренийской райадминистрации Иван Буценко не против, чтобы деньги оставались в городской казне. «Но кто даст гарантии, - говорил он, - что району компенсируют эту недостающую сумму в 5-7 млн.? В Минфине и Минэкономики ответить на этот вопрос не смогли. Должен быть механизм, но его нет. Это должно быть отражено в законе о бюджете, но этого тоже нет. И будет ли, неизвестно. Мы не знаем, как будет формироваться бюджет в последующие годы. В Минфине сказали: пусть вам область компенсирует из своего бюджета. Но она не компенсирует. Облсовет сказал категорическое нет: «Вы хотите зону и в придачу деньги? И не думайте». А в комитете Гуренко вообще заявили: «Или зона, или 11-я статья - выбирайте. Зачем нам эти эксперименты? Вот когда зона заработает, появится прибыль, тогда и будем развивать инфраструктуру города. А сейчас никто не допустит, чтобы учителя, врачи остались без зарплаты, а село - без финансовой поддержки. Тем более в нашем специфическом приграничном районе».

В Рени почти все социальные объекты, в том числе школы, больница, находятся на балансе района. Поэтому мэр, говорили мне в райадминистрации, может устраивать всякого рода экономические эксперименты, у него, дескать, голова не болит, чем платить зарплату учителям и медикам. У него на балансе всего два детсадика. Но когда я спросила: «А почему бы не передать школы городу?», то услышала: - «А зачем?».

Но какая свободная зона будет в городе, если в нем нет свободы? Рени - город районного подчинения, и этим все сказано…

Разыгравшиеся бюджетные страсти, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к зоне, - это и пролог, и одновременно эпилог к ее созданию. Зоны еще нет, дополнительными поступлениями в бюджет и не пахнет, а власти уже затеяли дележ. А что будет дальше, когда дело дойдет до инвестиционных проектов, если, конечно, дойдет? Сегодня мэр города Рени ведет переговоры с одними фирмами, а райадминистрация - с другими, хотя предмет торга один и тот же.

Печально и другое. Не его величество закон, созданный с учетом экономической целесообразности, а чиновники хотят управлять зоной. Не случайно страсти вокруг принятия закона о СЭЗ кипят не в парламенте, а одесской глубинке.