UA / RU
Поддержать ZN.ua

Премия за контроль

Занятная история случилась на днях с украинским «Билайном». Оператор выступил партнером Министерства иностранных дел Украины по проведению sms-викторины по тематике НАТО...

Автор: Георгий Симаков

Занятная история случилась на днях с украинским «Билайном». Оператор выступил партнером Министерства иностранных дел Украины по проведению sms-викторины по тематике НАТО. Однако в минувший понедельник, сразу после начала викторины, отказался от ее проведения и раcторг договор с МИД. Формальная причина — при подписании договора не были соблюдены внутренние формальности. Реальная причина лежит в той же плоскости, что и истерика в российских СМИ, поднявшаяся, когда выяснилось, что российский оператор продвигает идеи НАТО в Украине.

Напомним: по договору с МИД, оператор должен был провести среди своих абонентов специальную викторину, участникам которой предлагалось ответить на 15 вопросов о НАТО. Победителей ждал приз в виде поездки в Брюссель, где находится штаб-квартира Североатлантического блока.

В знак протеста в Севастополе активисты ПСПУ демонстративно сожгли сто стартовых пакетов «Билайн». «Русская община Севастополя» призвала объявить бойкот «Билайну» и «наказать его рублем». Российский политолог Михаил Леонтьев поспешил посоветовать властям «раз и навсегда удавить «Билайн»: «Руководители этой компании обязательно будут обращаться к властям РФ за кредитами и финансовой помощью. Поэтому если российские власти удавят «Билайн», воспользовавшись экономическим кризисом, я особо не удивлюсь, наоборот, буду это только приветствовать», — цитируют его слова российские новостные агентства. Политолог немного недооценил глубину взаимоотношений акционеров «Билайна» и Кремля: кредит к тому времени был уже выдан, да и вопрос с НАТО-викториной замят...

Понятно, что российская компания, акционеры которой только недавно получили двухмиллиардный кредит Внешеэкономбанка (из средств вручную распределяемого Фонда национального благосостояния), не может позволить себе поддерживать оппонентов России. Дело в другом. Заявление МИДа о том, что НАТО-викторина будет продолжена с другим оператором, может повиснуть в воздухе. Большинство украинских мобильных операторов в той или иной степени контролируются российскими компаниями. И все эти российские компании в условиях кризиса нуждаются в поддержке правительства своей страны.

Итак, краткий обзор рынка для МИД: кто из операторов может без опаски провести sms-викторину о НАТО?

«МТС-Украина» — 100%-ная дочерняя структура российской МТС. Российская МТС принадлежит АФК «Система», контролируемой родственником Юрия Лужкова Владимиром Евтушенковым. На этом, в принципе, можно было бы остановиться и вычеркнуть бывшую «УМС» из кандидатов на рассылку sms о НАТО. Но можно еще отметить, что совокупный долг структур АФК «Система» составляет 1,5 млрд. долл. Неделю
назад сообщалось о получении в том же Внешэкономбанке кредита в 230 млн. долл. на рефинансирование долгов принадлежащего АФК «Ситроникса» (владеющего активами украинской компании «Квазар Микро»). «Система» также пытается продать 25%-ный пакет «Связьинвеста». В общем, помощь российского правительства владельцам МТС еще понадобится, и нервировать его никто не будет.

С «Киевстаром» ситуация сложная. Контрольный пакет его принадлежит Telenor, компании, контролируемой правительством Норвегии, страны–члена НАТО. Однако 43,5% акций — у российской «Альфа-Групп», которая владеет и 44% «Вымпелкома» (ТМ «Билайн»). Акционеры «Киевстара» находятся в состоянии корпоративного конфликта. Не будем вдаваться в его подробности. Скажем так: у российских акционеров может хватить рычагов влияния на топ-менеджмент, чтобы заблокировать решение о сотрудничестве с МИД в этом вопросе. Официально же «Киевстар», скорее всего, заявит, что находится вне политики.

С «Билайном» все ясно. Его акционер «Альфа-Групп» (в лице холдинга Altimo) в середине ноября едва избежал отчуждения акций «Вымпелкома» в пользу Deutsche Bank, которому был должен 2 млрд. долл. Банку эти акции вряд ли были бы нужны, но их с удовольствием выкупил бы у него Telenor, который установил бы таким образом контроль над российской компанией. Российское правительство такого допустить не могло, и Altimo перекредитовалось из «нефтяного фонда». И тут, из-за какого-то менеджера среднего звена украинского подразделения, компания делает такой неблагодарный шаг... Впрочем, все утряслось. Да и для украинского МИД местный «Билайн», с его 2,8 млн. абонентов, был бы не самой широкой площадкой.

«Астелит» (ТМ life:), 49% которого контролирует донецкая «СКМ», а 51% — турецкий Turkcell, остается наиболее вероятным кандидатом на проведение викторины. Оператор не самый крупный, но и не маленький (более 10 млн. абонентов). С другой стороны, «СКМ» принадлежит Ринату Ахметову, а его Партия регионов является одной из наиболее пророссийски настроенных политических сил; а 13,22% Turkcell принадлежит все той же российской Altimo. Однако влияние этих факторов на операционную деятельность «Астелита» небольшое.

Наконец, CDMA-операторы и 3G-оператор «Ютел». Их владельцы — украинские резиденты, и прямых рычагов влияния на них у России нет. Однако и количество абонентов всех этих операторов не дотягивает до миллиона человек, так что широкую аудиторию sms-викторине о НАТО они не обеспечат.

Когда российская МТС покупала «УМС», тревогу по поводу угрозы национальной безопасности били лишь записные патриоты. Когда время от времени вставал вопрос о покупке россиянами «Укртелекома», об установлении ими контроля над украинским телеком-рынком не говорил уже только ленивый. Кстати, российские компании по-прежнему остаются наиболее вероятными покупателями украинского государственного оператора. Мировые телекоммуникационные гиганты пали жертвой обвала биржевых котировок, а у РФ есть нефтяной стабилизационный фонд. Да и подешевевший «Укртелеком» сейчас покупать самое время.

Но мы не об этом. А о том, что отмена «Билайном» договора о проведении sms-викторины — прецедент, который показывает, что каналы мобильной связи могут служить эффективным инструментом политической коммуникации. И сейчас, когда российские крупные операторы повисли на крючке у своего правительства, вручную распределяющего средства на перекредитование, стало ясно, что экономический контроль над целой украинской отраслью может приносить России вполне политические бонусы.