Оценивая итоги недавних выборов, руководитель запорожского штаба и один из лидеров блока «Наша Украина» Сергей Соболев убежден, что в регионе удалось достичь наилучших результатов среди восточных и южных областей страны. Согласно предварительным данным, от запорожцев нашеукраинскую фракцию в парламенте будут представлять два нардепа-списочника и столько же мажоритарщиков. По всей вероятности, эта пропорция останется неизменной, в отличие от окончательных итогов выборов, которые вряд ли совпадут с предварительными. В этом не приходится сомневаться хотя бы потому, что их по-разному оценивают даже на официальном уровне. Например, 2 апреля председатель Запорожской обладминистрации Евгений Карташов заявил, что блок «За единую Украину!» собрал 8,96, а «Наша Украина» — 7,94 процента голосов. Тогда как на сайте Центризбиркома в тот же день были обнародованы иные цифры. Соответственно — 7,91 и 7,89 процента. Хоть и не очень существенная, а все же разница. Видимо, подобные нестыковки, а также наличие копий протоколов всех участковых избирательных комиссий и дает основание представителям «Нашей Украины» утверждать о том, что предварительные данные ЦИКа на 1,5 процента занижены по их блоку и на столько же завышены по блоку «За единую Украину!»
По словам одержавшего победу в 76-м округе Петра Сабашука, в ходе выборов административного давления он «особо не чувствовал», хотя и не скрывает удивления, что его ближайший соперник, поддерживаемый блоком «За едУ», наиболее убедительно лидировал на так называемых закрытых участках — в психиатрической больнице, кожвендиспансере, следственном изоляторе...
— После того как Запорожская обладминистрация требовала от всех работников областного и районных уровней заявления об уходе, если их блок не победит на выборах, есть основания и для председателя ОГА, и для его подчиненных подать в отставку, — считает С.Соболев. — Надо уметь проигрывать с честью, если не смогли обеспечить результаты выборов любым способом, как это делалось в Запорожской области.
Впрочем, дела пусть и недалекого, но все же прошлого, для нашеукраинцев сейчас не столь актуальны по сравнению с ближайшей перспективой. Заявления о вступлении во фракцию подали уже 122 нардепа, кроме того, рассматриваются еще девять — от одержавших победу независимых кандидатов. А дабы избежать раскола будущей фракции, о возможности которого подчас приходится слышать прогнозы, разрабатывается схема функционирования в ее рамках партийных клубов, солидарно участвующих в процессе голосования. В качестве союзников «Наша Украина» видит и 90 независимых мажоритарщиков, на поддержку которых рассчитывает при рассмотрении большинства инициатив фракции. Хотя в целом, полагает С. Соболев, «конфигурация парламента будет очень сложной, особенно в переговорном процессе. Поэтому я не склонен к прогнозам относительно их перспектив».
Эффективность работы нового депутатского корпуса нашеукраинцы ставят в прямую зависимость от его способности сконцентрироваться не на внутрипарламентских проблемах, а на решении ключевой задачи — непосредственного влияния на формирование правительства, которая, по их мнению, наилучшим образом консолидирует парламент. При благоприятном стечении обстоятельств переговоры на эту тему могут успешно закончиться за одну-две недели, так что к намеченной на 14 мая первой сессии у депутатов вполне достаточно времени для согласованного решения. Однако проблема в том то, что надежда на формирование если не общей, то хотя бы относительно неконфронтационной идеологической платформы в новом парламенте слишком иллюзорна. Даже несмотря на изначальное совпадение взглядов на далеко не второстепенные проблемы. Например, в отношении принятия закона об импичменте, который длительное время остается дискуссионным.
— В этом нас активно поддержал не кто иной, как господин Тигипко, который публично заявил, что такой закон должен быть рассмотрен одним из первых, чтобы снять все спекуляции вокруг этого вопроса, — говорит С. Соболев. — На мой взгляд, данный закон не является первоочередным для рассмотрения, но то, что эта проблема должна быть четко урегулирована законодательно на первой или второй сессии — это несомненно.
И даже в плане перспективы применения закона на практике у нашеукраинцев, судя по всему, нет принципиальных разногласий с заединщиками. Пока их позиция ограничивается ссылкой на то, что коль «есть механизм и основания для реализации закона, то это всегда может быть сделано». Но о немедленном применении закона на практике они не настаивают. Возможно, это и не лишено логики, если учесть, что первоочередной задачей блок считает принципиальное решения проблемы предоставления парламенту полномочий по формированию правительства. Не скрывая того, что должность премьера должна достаться Виктору Ющенко.
Фактически речь идет об утверждении страны в статусе парламентско-президентской республики. И это вполне реально, если новый депутатский корпус сможет устоять перед искушением узурпации большинством ключевых постов в парламенте или перспективой очередной «спикериады». Пока это практически непрогнозируемо. Известно лишь, что в «Нашей Украине» есть намерения пойти на серьезный компромисс в процессе неминуемого портфельного дележа.
— В сложившихся условиях должность премьера стоит всех вместе взятых должностей в парламенте, поскольку она дает возможность жесткого прорыва в экономической сфере, тем более при столь мощной поддержке фракции, — заявил Сергей Соболев, заметив при этом, что это его личное мнение. Согласится ли с предложенной ценой фракция — вопрос открытый.