UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РЕСПУБЛИКИ КРЫМ АНАТОЛИЙ ФРАНЧУК: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕЩЕ ТОЛЬКО УЧИТСЯ РАБОТАТЬ...»

Два месяца прошло с тех пор, как в зале заседаний Верховного Совета Крыма прозвучал доклад премьер-министра правительства Крыма Анатолия Франчука...

Автор: Геннадий Сюньков

Два месяца прошло с тех пор, как в зале заседаний Верховного Совета Крыма прозвучал доклад премьер-министра правительства Крыма Анатолия Франчука. Новое правительство - новые надежды. Пока жители полуострова не разочаровались в своей исполнительной власти, хотя жизнь по-прежнему не балует: даже в столице - вода через день, за хлебом очереди, зарплату порой выдают кому вином, кому, пардон, бюстгальтерами, пригородные села без света сидят. Тем не менее программа выхода из кризиса, разработанная новым правительством, а главное, очевидные усилия, предпринимаемые исполнительной властью для облегчения нелегкой жизни крымчан, не позволяют людям окончательно утратить надежду на лучшее.

Месяц назад А.Франчук вернулся из поездки в США. Двенадцать раз ему выпало выступать перед американцами. Франчуку был вручен «парольный» знак, дающий ему право на беспрепятственный вход в вашингтонский Белый дом. Этот жест, несомненно, является показателем расположения к высокому гостю из почти неведомого американцам Крыма, хотя интерес к нашему полуострову у заокеанских деловых кругов искренний, они всерьез настроены на сотрудничество.

Комментируя этот факт, одна из газет высказала некое опасение, что нищенствующему Крыму вряд ли что-то «обломится» от американской помощи Украине, поскольку Украина в долгах. К тому же американские инвесторы готовы делать вложения в перспективные частные предприятия, а не в обреченные государственные, в то время, как официальная приватизация в Крыму по сей день не начиналась.

Но, по словам Анатолия Франчука, Леонид Кучма по-прежнему считает, что именно Крым призван стать «полигоном для запуска украинских реформ». Посему так много сегодня забот в Крыму. Об этом - наше интервью.

- Анатолий Романович, вот сейчас мы были свидетелями, как вы разговаривали по телефону с главой исполнительной власти соседней с нами области. По тону можно было догадываться, что вы оба не восторгаетесь нынешними связями между бывшими добрыми партнерами в экономической сфере. Это так?

- Действительно, положение изменилось. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Приходится выполнять роль диспетчера, принимая на себя обязанность по сохранению деловых контактов, чтобы хоть что-то сберечь от разрушения. В прежние времена мы это проблемой не считали. Мы давали югу Украины ракушечник, соседи нам силикатный кирпич и другие материалы. Система была отлаженной и сбоев не давала. Теперь вот приходится солому просить для северных наших районов. Существует договоренность об этом, но через «перекопское горлышко» наши машины с ракушечником прошли, а вот в обратную сторону грузы не пропускают. Так сказать, побочный эффект независимости. Вот и приходится мне вмешиваться, решать вопрос на своем уровне, хотя и поважней дел хватает.

- Ну, если мы коснулись этой темы, то хотелось бы услышать, что успело сделать правительство за считанные месяцы своего пребывания у руля исполнительной власти?

- Могу сказать однозначно: в сложившейся ситуации мы сделали все от нас зависящее, все возможное, чтобы с честью исполнить свой профессиональный и человеческий долг. Во-первых, засуха поставила нас перед фактом полного срыва осенних полевых работ. Нужно было срочно найти возможности для приобретения семян и топлива. Не менее острая ситуация сложилась и с кормами: речь даже шла о сохранении животноводства и птицеводства как отрасли. А о проблеме распространения холеры и других инфекционных заболеваний специалисты тогда выразились однозначно: бороться с эпидемией - это значит изыскать дополнительные денежные ресурсы и наладить нормальное водоснабжение. Как его можно было наладить, когда водохранилища находились на «мертвом» объеме? А кроме этого, нужно было предпринять срочные меры по подготовке народного хозяйства Крыма к работе в зимний период. Тут уже не все зависело от самих крымчан, тревожное положение с энергетикой сложилось по Украине в целом.

- Плюс еще социальные проблемы...

- Безусловно, усугубление инфляционных процессов, скрытая безработица, нестабильная работа основных бюджетообразующих предприятий привели к резкому снижению реальной заработной платы, задержке выплат пенсий и пособий.

Пришлось решать оперативные вопросы и одновременно формировать базу для решения крупных экономических проблем. Уже в первые недели провели общереспубликанское собрание с депутатами Верховного Совета, председателями исполкомов, руководителями предприятий и организаций. Отдельно обсудили наши проблемы с директорами промышленных предприятий.

- Вероятно, из этой же серии и встреча руководства правительства с крымскими учеными?

- Именно так. В ходе основательного разговора с ними было высказано немало конкретных предложений по сотрудничеству, направленному на развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, капитального строительства и инвестиционного процесса, использование земельных ресурсов, экологии и рекреации. Итогом этой встречи станет программа совместных действий правительства и крымских ученых по ускоренному внедрению научных исследований в практику. Ряд ученых введен в состав коллегии министерств и госкомитетов. Надеемся, что они активно включаются в процесс подготовки решений правительства и законопроектов.

Сегодня я уже уверенно могу сказать, что правительство Крыма, которое мне выпала честь возглавлять, знает все слабые места, умеет объективно оценить сложившуюся обстановку и оперативно реагировать на негативные факторы. А главное, у нынешнего его состава есть четкая концепция и свое видение того, как вывести Крым с его региональной спецификой из трясины, в которую завели его не столько причины внутреннего характера, сколько общая для всех стран СНГ болезнь торопливой суверенизации с последующим катастрофическим разрывом наработанных за десятилетия экономических связей. Свидетелями частного случая вы и были только что, наблюдая, как премьер-министр занимается проблемой доставки кормов для пострадавших от засухи районов из близлежащих к нам районов юга Украины.

- Но ведь и это сегодня далеко не мелочь. И, кроме того, будь вы уверены, что кто-то другой своим авторитетом сумеет пробить барьеры на пути этой самой соломы, вряд ли стали бы заниматься этим сами. Не так ли?

- Без этого, к сожалению, иной раз трудно обойтись. Ситуация в экономике Крыма вынуждает «замыкать на себя» и такие вопросы. Правительство еще только учится работать. Я же, как хозяйственник с большим стажем, всегда найду понимание у людей с таким же опытом. Между нами даже есть определенное чувство солидарности на почве того, что с легкостью разрушенное другими нам сегодня приходится с превеликим трудом восстанавливать. Эту задачу и я, и, думаю, все правительство считаем одним из самых главных направлений работы, поскольку лишь в восстановлении прерванных деловых связей и контактов кроется успех экономической стабилизации.

По нашему приглашению в Крыму побывала правительственная делегация Украины во главе с первым вице-премьер-министром Евгением Марчуком. Результатом совместного рассмотрения сложившейся экономической ситуации в нашей республике стало постановление Кабинета министров Украины от 10 декабря минувшего года №819, которым предусмотрены меры по ее стабилизации в 1994 и 1995 годах и оказание помощи в сумме 2,3 триллиона карбованцев.

- Анатолий Романович, для крымчан не безразлично, как складываются наши отношения с Россией. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Интенсивные контакты членов нашего правительства с высокими должностными лицами России и Москвы, как вы уже знаете, позволили подписать целый ряд документов о сотрудничестве в сфере экономики, перспективы которого можно считать обнадеживающими. Как ни сложно это было сделать, но нам удалось вызвать интерес российских правительственных и деловых структур к Крыму, и, думается, сегодня у нас есть общая основа для плодотворного сотрудничества. Соглашения с правительством Российской Федерации позволят нам наладить утраченные связи между предприятиями оборонной и химической промышленности, загрузить их простаивающие мощности, получить дополнительно электроэнергию, газ, нефтепродукты, решить некоторые социальные вопросы.

- Сегодня вопросы экономической помощи решаются не так, как несколько лет назад. Переговоры характеризуются острыми дискуссиями, взаимными уступками, поисками подходов к механизму реализации. Труднее стало работать?

- Я уже говорил, что все значительно осложнилось, но мы профессионалы, значит, найдем способ решения проблем, хотя это и нелегко. Все чаще мы встречаемся с проблемой инвестиций в объекты крымской собственности, предоставления кредитов со стороны иностранных банков, финансово-промышленных групп.

- Можно ли говорить, что приватизация в России создала принципиально новую ситуацию в наших взаимоотношениях?

- Это так. Резко сокращается количество партнеров из числа государственных предприятий, увеличивается - среди акционерных обществ, корпораций, концернов, которые готовы сотрудничать с аналогичными нашими структурами. Все это внешние факторы, которые в той или иной степени влияют на принимаемые нами решения.

- Давайте возвратимся в Крым. Что сегодня в «повестке дня» у правительства?

- В первоочередном порядке на заседании правительства рассмотрены вопросы о состоянии дел в топливно-энергетическом комплексе, о дополнительных мерах по обеспечению режима энергопотребления предприятий, снабжению тепловой энергией населения. Все эти меры направлены на удовлетворение минимальных потребностей народного хозяйства и населения. Были утверждены дополнительные лимиты на природный газ в объеме 1,2 млрд. кубометров и сжиженный газ - 30 тысяч тонн. За счет ввода в эксплуатацию новых скважин ежесуточно поступает 250 тыс. кубометров природного газа. Из-за перебоев в поставках газа из России и Туркмении все больше возрастает роль местных его источников.

- Насколько точна информация о том, что начавшее действовать соглашение с Российской Федерацией позволило дополнительно получить 100 МВт электроэнергии?

- В наших условиях и 100 МВт - большое подспорье, хотя все равно при потребности 1300 МВт мы получаем сегодня лишь 1030. Так что и в дальнейшем, конечно, будем искать решения по обеспечению республики энергоносителями.

- Крым страдает от маловодья. Что делает правительство для решения этой проблемы?

- С помощью Украины в кратчайшие сроки был введен в эксплуатацию водовод из верховий реки Альмы в Изобильненское водохранилище с целью обеспечения водой Алушты. Организован подвоз воды автотранспортом в города Ялту и Алушту. Приняты экстренные меры по строительству комплекса водопроводных сооружений для подачи воды от Вилинского водозабора до Загорского гидроузла.

- Вряд ли сегодня можно назвать Крым зоной интенсивного домостроения. Что вы скажете по этому поводу?

- Строителям удалось ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 170 тысяч квадратных метров жилья. Для сравнения, за предыдущие 9 месяцев введено 208 тысяч квадратных метров. В 1995 году должны быть введены в действие в Симферополе и Алуште две котельных, школы, газопроводы и водопроводы.

- Как обстоит дело с решением других социальных проблем?

- В ноябре введены адресные дотации населению на хлеб, а в декабре - и на молоко.

Много усилий приходится прилагать для завоза из других областей муки, круп, сахара, картофеля и овощей. В пределах 10 миллиардов карбованцев предоставлена материальная помощь нетрудоспособным гражданам за счет фонда оказания помощи малообеспеченным. Будем и впредь принимать меры по оказанию помощи малообеспеченным гражданам через адресные дотации и льготы. Практически в полном объеме обеспечивались государственные гарантии по выплатам в соответствии с Законом Украины «О государственных пособиях семьям с детьми». Определен размер доплат работникам учреждений социально-культурной сферы, финансируемой за счет средств республиканского и местного бюджетов. Разработана и утверждена программа содействия занятости молодежи на 1995 год.

- Прекрасно, что есть договоры, соглашения, что ближайшие соседи не оставляют нас в беде, что правительство изыскивает возможности для социальной помощи, но не рождает ли все это опасности иждивенческого отношения к жизни? Нам его и так не занимать...

- Это актуальный вопрос. Мы должны осознать, что сегодня никто нам ничего бесплатно давать не будет - ни Россия, ни Украина, ни, тем более, Запад. За все нужно платить деньгами, товарами, созданными в Крыму, услугами, частью собственности. Жизнь будет улучшаться только тогда, когда заработают производители промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Коллективы государственных предприятий должны быстрее адаптироваться к условиям рыночной экономики. Выстоят только те, продукция которых будет пользоваться спросом на украинском, восточном или западном рынках. Хочется обратиться к предпринимателям с призывом развивать производство, сервис и современные услуги на территории Крыма. Только общими усилиями мы можем вывести Крым из разрухи, ее не победить одними решениями законодательной и исполнительной властей.

Я надеюсь, что ум, трудолюбие, тревога за нынешнее состояние и за будущее нашего прекрасного полуострова станут линией поведения каждого крымчанина.