Серьезные ожидания многих стран-производителей вооружений связаны с разработкой Турцией новой стратегии развития своего военно-промышленного комплекса, ориентированной на реализацию 30-летней программы модернизации вооруженных сил. В то время когда почти все экспортеры оружия отмечают тенденцию к падению объемов поставок на фоне общего сужения рынка вооружений, обнародование турецкой программы, согласно которой предполагаются закупки вооружений и боевой техники на 150 млрд. долларов, может привести к смятению в рядах устоявшихся политических группировок.
Речь, в частности, идет о сообщении турецкой газеты «Ени Юзйил» о принятии правительством специального документа «Политика и стратегия турецкой оборонной промышленности», согласно которому будет проводиться курс на максимальное удовлетворение потребностей армии за счет закупок оружия на местном рынке и поддержку его производителей. Программа также предусматривает ориентацию турецкого оборонного комплекса на экспорт и сбалансированную политику по отношению к «дружественным и союзным» странам. Наряду с закупками оружия Турция также намерена реализовать ряд крупных программ совместно с зарубежными партнерами. К ним, в частности, относится проект производства 145 боевых вертолетов нового поколения, оцениваемый в 3,5 млрд. долларов, закупка 4 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения типа «АВАКС» на сумму 850 млн. долларов, 5 фрегатов - 2,5 млрд. долларов, 6 подводных лодок - 1,8 млрд., 12 патрульных катеров береговой охраны - 700 млн., системы контроля управления огнем, «засечки» целей - 500 млн. долларов. Военно-политическое руководство страны выступает за организацию в рамках сделки с израильской компанией «Рафаэль» производства ракет класса «воздух-воздух» «Попай-2» с дальностью полета 150 км и «Попай-1» - 200 км для оснащения боевых самолетов F-16 и F-4. Турецкая сторона, среди прочего, планирует выпускать совместно с франко-немецким концерном «Еврокоптер» 30 вертолетов «Пума» на сумму 500 млн. долларов и около 1000 танков на сумму в 2 млрд. долларов. Всего же из 150 млрд. долларов, которые планируется ассигновать на закупки и совместное производство вооружений, 65 будут выделены на нужды ВВС, 60 - сухопутных войск и 25 - ВМС.
Что касается Украины, то как страна-производитель оружия, занимающая девятую позицию среди крупнейших экспортеров спецпродукции, она имеет свои виды на участие в дележе лакомого куска, рассчитывая вдохнуть новые силы в некогда развитый, а сегодня почти незадействованный отечественный ВПК. И если в турецких проектах по производству боевой авиатехники, ракет и боевых кораблей пока рассчитывать на успех не приходится (хотя украинское ПО «Мотор-Січ» и производит двигатели для российских вертолетов Ка-50 и Ка-52, которые могут появиться в Турции), то участие в будущем крупном тендере на поставки танков вполне реально может принести Украине контракт на сумму
2 млрд. дол.
За последние два года Украина основательно продвинулась в танкостроении и располагает технологиями, которые могут привлечь не только страны так называемого третьего мира, больше взирающие на цены, но и страны НАТО. Так, например, председатель Госслужбы экспортного контроля Украины Виктор Ващилин назвал бронетехнику «главной экспортной продукцией страны», а в числе основных импортеров украинской продукции военного назначения в текущем году не только Россию и Пакистан, но и США и Германию. «Нет ничего удивительного - если наша продукция качественная и дешевле западных аналогов, то почему бы ее не покупать и странам НАТО», - считает В.Ващилин. Возвращаясь к танкам, стоит упомянуть, что в Пакистане в условиях жаркого климата удачно завершились испытания нового танка МБТ-2000, созданного нашими танкостроителями совместно с китайскими и пакистанскими партнерами. И если раньше еще существовали споры относительно преимуществ разработанного на КБ им.Морозова двигателя, то сегодня практическими испытаниями расставлены все точки над «і». Как подчеркнул гендиректор госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального характера «Укрспецэкспорт» Валерий Малев, Украина по желанию заказчика может обеспечить необходимый ему уровень комфорта. «Когда пакистанскому заказчику понадобилось увеличить в несколько раз скорость заднего хода танка, Украина выполнила задание, и теперь танки Пакистана отличаются от всех танков мира повышенной задней скоростью», - отметил руководитель «Укрспецэкспорта».
Техническая сторона украинских танков сегодня уже вполне устраивает натовских заказчиков - Украина сумела освоить стандарты альянса и наладить производство 120- и 140-мм танковых пушек. Это тоже пришлось доказывать на практике - при нынешнем уровне конкуренции заявления тех или иных официальных лиц малоубедительны. Момент для разработчиков бронетехники представился неплохой - международная выставка «Евросатори-98» в Париже. Представленные там танковые пушки вызвали немалую заинтересованность специалистов альянса. Вопрос электронного оборудования и систем управления огнем тоже решаем: помимо того, что в стране ведутся собственные разработки, заказчик может иметь и французскую систему от крупнейшего в Европе разработчика - фирмы «SAGEM».
В танковом тендере, условия которого, как предполагается, будут объявлены в конце этого года - начале следующего, примут участие все известные производители танков мира, главными же конкурентами украинских Т-84 специалисты называют США, Германию и Израиль.
Однако эксперты, изучающие рынок, уверены, что главный этап борьбы за крупный контракт - политический. Некоторые даже не исключают, что турецкая программа - не что иное, как хорошо продуманная попытка «продвинуть» страну в Европейский союз. Не случайно Турция очень чувствительна ко всем политическим решениям стран Европейского клуба, куда ее пока не принимают. В прошлом году она резко отреагировала на позицию немцев относительно антитурецкого лобби в ЕС. Не меньшая волна возмущения возникла и в начале лета этого года после решения французского парламента осудить геноцид армян в 1915-1916 гг.
Сильно «подмочила» свою репутацию и, скорее всего, потеряла возможность поправить дела разваливающегося оборонного комплекса и Россия, так как контракт на поставку Кипру трех батарей зенитно-ракетных комплексов
С-300 настолько отразился на отношениях двух стран, что и само участие в тендере может просто оказаться напрасными усилиями. Подтверждает этот прогноз недавний визит в Россию президента Кипра. Официальные лица России еще раз заверили высокого гостя в том, что Россия не откажется от поставок боевых комплексов, «несмотря на протесты Турции». Гость так же недвусмысленно заявил, что Кипр мог бы отказаться от поставок только при условии начала переговоров по урегулированию кипрской проблемы и принятия решения о демилитаризации острова. А пока же, как утверждают источники из министерства обороны России, к началу 1999 года российские зенитно-ракетные комплексы С-300 будут на Кипре. Как видим, политический торг и здесь уместен. Не в пример России, очень ровные отношения с Турцией поддерживают Израиль, Германия, Великобритания и Украина. Продвижение интересов Израиля в Турции настолько раздражает будущих конкурентов в прибыльном тендере, что его даже начали обвинять в обучении турецких специалистов искусству уничтожать С-300. Проверить этот факт трудно да вряд ли необходимо. Но очевидно, что шансы Израиля при современном политическом раскладе, когда НАТО не продемонстрировал поддержки Турции в ее экономической интеграции в Европу, могут оказаться выше других. Сделки израильских компаний также свидетельствуют о высоком уровне лобби Израиля в турецких кругах. Преимущество Израиля заключается еще и в том, что страна не является членом НАТО. Германия, Великобритания и Франция также реализовывают свои интересы в этой стране, однако принадлежность к альянсу в случае, если его позиция окажется неизменной, может стать решающим фактором.
Позиция же США во многом определяется реализацией политических интересов - в данном случае направление их вектора не совпадает с интересами Турции, стало быть и не содействует выбору Турции американского танка. Так, например, недавно Вашингтон заявил, что заставит Турцию прекратить военное давление на Кипр в обмен на то, что Никосия откажется от контракта с Россией по зенитно-ракетным комплексам
С-300. Первым шагом, по задумке Вашингтона, в этом направлении может стать создание над островом зоны, в которой запрещены полеты военной авиации, при обеспечении режима запрета радарами НАТО и сил ООН по поддержанию мира на Кипре. По мнению россиян, цель такого заявления связана с попыткой не допустить появления на Кипре российских комплексов, которые конкурируют с американскими «Пэтриотами» в тендере на оснащение ПВО Греции зенитными комплексами.
Что касается Украины, то ситуация пока складывается для нее удачно, а переговоры с рабочими группами Турции, посетившими «Укрспецэкспорт» и завод им. Малышева в апреле и июне, прошли успешно. Очевидно, что многое будет зависеть от способности Украины предложить приемлемые условия производства танков, поскольку речь, скорее всего, пойдет не о покупке 1000 танков, а об организации производства на турецкой территории с закупкой минимальной партии машин. Турция относится к категории стран, которые вместе с покупкой стремятся освоить и производство (что, кстати, видно и из ее новой программы) - об этом свидетельствует способность страны производить на собственной территории автомобили многих известных фирм и даже боевые самолеты.
В качестве особенности предстоящего тендера военные эксперты называют наличие партнерства. Украинские представители оружейного бизнеса это прекрасно понимают и прорабатывают разные варианты, о которых, естественно, вслух не говорят. Вопрос, участвовать в тендере самостоятельно или же искать партнера для того, чтобы вместе бороться за контракт на поставки в Турцию танков, «является коммерческой тайной», ответил гендиректор «Укрспецэкспорта». «Какой ход сделает Украина, что предложит стране, объявившей тендер, - если объявить сейчас, можно поставить себя в положение заведомо проигравшего», - считает В.Малев. Хотя при этом заметил, что Украина будет иметь определенную изюминку, «ведь не только цена определяет победителя».
Действительно, вряд ли сегодня какая-то страна способна в одиночку одержать победу в крупном тендере. Партнерство - это и большие гарантии, и суммарный имидж. Украина уже имеет успешный опыт работы в паре со страной - членом НАТО: недавний украинско-французско-чешский вариант модернизации танка Т-72, продемонстрированный в начале июня на международной выставке «Евросатори-98», вызвал достаточно серьезный резонанс. Танк, кстати единственный, преодолел все препятствия на испытательном полигоне. По мнению В.Ващилина, этот проект сегодня наиболее удачная иллюстрация способности Украины «работать» в паре с инопартнером, тем более, что этот партнер - из НАТО. Многие считают, что продолжение украинско-французского «романа» может быть успешным, несмотря на волевые решения французского парламента. Очевидно, что рассчитывать на успех мог бы и украинско-израильский тандем, тем более, что опыт сотрудничества с Израилем также есть. По мнению тех же экспертов, не отказалась бы от сотрудничества и Германия, которая, правда, менее, чем Израиль представлена на этом рынке. Действительно, поиск партнера для такого «мероприятия» - дело более чем кропотливое и весьма деликатное. Сегодня важно не опоздать, чтобы не испытывать свои силы в гордом одиночестве, - в этом мнения и военных специалистов, и экспертов Минпромполитики совпадают.