UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предвыборные соревнования: экономика политических обещаний

Нас можно обвинить в наивности, но как эксперты мы серьезно воспринимаем намерения политических сил и потому решили оценить объем средств, необходимых для выполнения соответствующих обещаний...

Авторы: Игорь Бураковский, Александра Бетлий, Ольга Мегеда, Екатерина Пилькевич

Анализировать программы политических партий для эксперта очень непросто. Эксперта всегда интересуют два вопроса: как рассчитывались те или иные показатели и кто автор тех или иных экономических составляющих политических программ. Ответ на первый вопрос дает возможность оценить логику экономического мышления определенной политической силы и реалистичность конкретных обещаний. Что касается второго вопроса, то имя эксперта может быть как гарантией серьезной профессиональной работы, так и свидетельством противоположного. К сожалению, на первый вопрос сегодня бесполезно искать ответ в принципе, тогда как на второй вопрос, в лучшем случае, можно услышать «наши эксперты», хотя такие слова воспринимаются с большой иронией.

Нас можно обвинить в наивности, но как эксперты мы серьезно воспринимаем намерения политических сил и потому решили оценить объем средств, необходимых для выполнения соответствующих обещаний. При этом мы пытались учесть шаги, без которых практически невозможно реализовать поставленные цели. Сразу отметим: пока политические силы не обнародовали экономических обоснований своих обещаний и планов, а этот факт, согласитесь, свидетельствует не в пользу политиков.

Наши расчеты строятся на текущих данных о состоянии развития экономики Украины и ее отдельных сфер (бюджетной, образования и т.д.), данных о демографической ситуации по состоянию на 2005 год и на наших прогнозах экономической динамики. Для упрощения мы не учитывали возможных темпов инфляции, то есть предположили, что покупательная способность наших граждан не изменится. Источником информации о намерениях политических сил были их программы, а также выступления лидеров партий во время предвыборных встреч.

Ну а теперь к делу. Мы приведем наши оценки и прокомментируем отдельные интереснейшие новации. Сразу отметим, что мы пытались воздерживаться от оценок типа «реально-нереально», а потому предлагаем читателям самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Обращаем внимание читателей на то, что речь идет, как правило, о дополнительных средствах, которые нужно найти для финансирования соответствующих планов.

Таблица 1. Сколько стоят планы Партии регионов
ИнициативаКонкретизация намеренияОценка стоимости инициативы на год

1. Повышение выплат при рождении ребенка

С 2008 г. семья на первого родившегося ребенка получит 11,7 тыс. грн., на второго — 25 тыс. грн., на третьего и каждого следующего ребенка — по 50 тыс. грн.

Дополнительно нужно 8-9 млрд. грн. (Предполагаем, что эти выплаты будут осуществляться за один год)

2. Выплаты детям при достижении установленного возраста

При достижении ребенком 3-летнего возраста и до 13 лет семья будет получать ежемесячно по 100 грн., а с 13 до 18 лет — по 200 грн.

Около 14 млрд. грн.

3. Повышение минимальной зарплаты

С 1 января 2008 года — 505 грн., с 1 апреля 2008 года — 515 гривен, с 1 октября 2008 года — 565 гривен в месяц

Дополнительно 6,3-7,4 млрд. грн.

4. Повышение стипендий для студентов и учеников

Выплата стипендий студентам вузов I-II степеней аккредитации с 1 января 2008 г. — 200 грн., с 1 сентября 2008 г. — 400 грн.; III-IV степеней — с 1 января 2008 г. — 300 грн., с 1 сентября 2008 г. — 530 грн.; студентам-сиротам — не менее 1060 грн.

Дополнительно около 3-4 млрд. грн.

5. Развитие сельских территорий

В ближайшие 3 года удвоится объем инвестиций в развитие сельского хозяйства, социальной сферы села — на газификацию, строительство школ, дорог и тому подобное

Двойное увеличение — это около 26% прироста за год, то есть в 2008 году объем соответствующих инвестиций составит 11,8 млрд. грн., для этого потребуется дополнительно 2,5 млрд. грн.

6. Решение жилищной проблемы

Молодых специалистов, которые будут работать на предприятиях-флагманах, обеспечат жильем под государственные гарантии

1 млрд. грн. — рассчитано Партией регионов в программе

Учитель, врач, работник культуры, милиционер, военнослужащий (работник бюджетной сферы) при заключении трудового контракта на 20 лет получит ключи от квартиры. Через 10 лет работы жилье может быть выкуплено за 50% стоимости, через 15 — за 25%, а через 20 лет оно становится собственностью работника

1) Около 12 млрд. грн. (если предположить, что около 1% занятых в бюджетной сфере, включая военнослужащих, подпишут такие контракты, а квартира в среднем будет стоить 50 тыс. долл. США)
2) Около 156 млрд. грн. (если предположить, что вся молодежь бюджетной сферы предложенных категорий в возрасте 15-34 лет подпишет контракты на 20 лет и получит однокомнатную квартиру площадью 41 кв.м со стоимостью строительства, прогнозированной Минрегионстроем на 2008 год)

7. Переход к профессиональной армии

С 2008 г. втрое увеличатся выплаты курсантам и солдатам срочной службы

Около 0,8 млрд. грн. (при расчетах, касающихся армии, мы исходили из того, что количество курсантов составляет 15 тыс. человек, солдат срочной службы — 178 тыс. человек)

Денежное довольствие младших офицеров будет не ниже 2 тыс. грн. в месяц

Около 3-4 млрд. грн. (количество офицеров, которые будут получать по 2000 грн. плюс начисления, — 87 тыс. человек)

Стоимость всех обещаний

Около 55 млрд. грн. — если рассматривать вариант 1) пункта 6 относительно жилья, и около 200 млрд. грн. — если рассматривать вариант 2) пункта 6 относительно жилья

Источник: ier.kiev.uа