Анализировать программы политических партий для эксперта очень непросто. Эксперта всегда интересуют два вопроса: как рассчитывались те или иные показатели и кто автор тех или иных экономических составляющих политических программ. Ответ на первый вопрос дает возможность оценить логику экономического мышления определенной политической силы и реалистичность конкретных обещаний. Что касается второго вопроса, то имя эксперта может быть как гарантией серьезной профессиональной работы, так и свидетельством противоположного. К сожалению, на первый вопрос сегодня бесполезно искать ответ в принципе, тогда как на второй вопрос, в лучшем случае, можно услышать «наши эксперты», хотя такие слова воспринимаются с большой иронией.
Нас можно обвинить в наивности, но как эксперты мы серьезно воспринимаем намерения политических сил и потому решили оценить объем средств, необходимых для выполнения соответствующих обещаний. При этом мы пытались учесть шаги, без которых практически невозможно реализовать поставленные цели. Сразу отметим: пока политические силы не обнародовали экономических обоснований своих обещаний и планов, а этот факт, согласитесь, свидетельствует не в пользу политиков.
Наши расчеты строятся на текущих данных о состоянии развития экономики Украины и ее отдельных сфер (бюджетной, образования и т.д.), данных о демографической ситуации по состоянию на 2005 год и на наших прогнозах экономической динамики. Для упрощения мы не учитывали возможных темпов инфляции, то есть предположили, что покупательная способность наших граждан не изменится. Источником информации о намерениях политических сил были их программы, а также выступления лидеров партий во время предвыборных встреч.
Ну а теперь к делу. Мы приведем наши оценки и прокомментируем отдельные интереснейшие новации. Сразу отметим, что мы пытались воздерживаться от оценок типа «реально-нереально», а потому предлагаем читателям самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Обращаем внимание читателей на то, что речь идет, как правило, о дополнительных средствах, которые нужно найти для финансирования соответствующих планов.
Таблица 1. Сколько стоят планы Партии регионов | |||
---|---|---|---|
Инициатива | Конкретизация намерения | Оценка стоимости инициативы на год | |
1. Повышение выплат при рождении ребенка | С 2008 г. семья на первого родившегося ребенка получит 11,7 тыс. грн., на второго — 25 тыс. грн., на третьего и каждого следующего ребенка — по 50 тыс. грн. | Дополнительно нужно 8-9 млрд. грн. (Предполагаем, что эти выплаты будут осуществляться за один год) | |
2. Выплаты детям при достижении установленного возраста | При достижении ребенком 3-летнего возраста и до 13 лет семья будет получать ежемесячно по 100 грн., а с 13 до 18 лет — по 200 грн. | Около 14 млрд. грн. |
|
3. Повышение минимальной зарплаты | С 1 января 2008 года — 505 грн., с 1 апреля 2008 года — 515 гривен, с 1 октября 2008 года — 565 гривен в месяц | Дополнительно 6,3-7,4 млрд. грн. |
|
4. Повышение стипендий для студентов и учеников | Выплата стипендий студентам вузов I-II степеней аккредитации с 1 января 2008 г. — 200 грн., с 1 сентября 2008 г. — 400 грн.; III-IV степеней — с 1 января 2008 г. — 300 грн., с 1 сентября 2008 г. — 530 грн.; студентам-сиротам — не менее 1060 грн. | Дополнительно около 3-4 млрд. грн. |
|
5. Развитие сельских территорий | В ближайшие 3 года удвоится объем инвестиций в развитие сельского хозяйства, социальной сферы села — на газификацию, строительство школ, дорог и тому подобное | Двойное увеличение — это около 26% прироста за год, то есть в 2008 году объем соответствующих инвестиций составит 11,8 млрд. грн., для этого потребуется дополнительно 2,5 млрд. грн. |
|
6. Решение жилищной проблемы | Молодых специалистов, которые будут работать на предприятиях-флагманах, обеспечат жильем под государственные гарантии | 1 млрд. грн. — рассчитано Партией регионов в программе |
|
Учитель, врач, работник культуры, милиционер, военнослужащий (работник бюджетной сферы) при заключении трудового контракта на 20 лет получит ключи от квартиры. Через 10 лет работы жилье может быть выкуплено за 50% стоимости, через 15 — за 25%, а через 20 лет оно становится собственностью работника | 1) Около 12 млрд. грн. (если предположить, что около 1% занятых в бюджетной сфере, включая военнослужащих, подпишут такие контракты, а квартира в среднем будет стоить 50 тыс. долл. США) |
| |
7. Переход к профессиональной армии | С 2008 г. втрое увеличатся выплаты курсантам и солдатам срочной службы | Около 0,8 млрд. грн. (при расчетах, касающихся армии, мы исходили из того, что количество курсантов составляет 15 тыс. человек, солдат срочной службы — 178 тыс. человек) |
|
Денежное довольствие младших офицеров будет не ниже 2 тыс. грн. в месяц | Около 3-4 млрд. грн. (количество офицеров, которые будут получать по 2000 грн. плюс начисления, — 87 тыс. человек) | ||
Стоимость всех обещаний | Около 55 млрд. грн. — если рассматривать вариант 1) пункта 6 относительно жилья, и около 200 млрд. грн. — если рассматривать вариант 2) пункта 6 относительно жилья | ||
Источник: ier.kiev.uа |