UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предмет обсуждения: нейтралитет, внеблоковость и… ПРО

Нейтралитет не означает внеблоковость. В случае установления статуса нейтралитета, Украина не будет иметь права брать на себя конкретные военно-политические обязательства перед третьими странами. Иными словами, статус нейтралитета в принципе запрещает размещение иностранной военной базы на территории страны.

Автор: Владимир Ким

Во власти обсуждают разные варианты обеспечения безопасности Украины. Один из них ZN.UA обнародовала в прошлом номере. Народный депутат Андрей Сенченко, также исполняющий обязанности замглавы АП, с этими идеями не согласился и предложил свой вариант выхода из ситуации. По его мнению, "предметом обсуждения может быть нейтральный, внеблоковый статус Украины на какой-то длительный период. Эта позиция должна быть закреплена законодательно и иметь гарантии международного уровня. Думаю также, что предметом обсуждения может быть размещение систем ПРО на территории Украины. И теоретически, ради сохранения целостности Украины, можно говорить также о неденонсации Харьковских соглашений".

Поскольку между нейтралитетом и внеблоковостью часто ставится знак равенства, мы бы хотели развеять некоторые заблуждения, так как в своих предложениях и.о. замглавы АП умудрился совместить несовместимое и не заметить очевидное.

Эксперты долгие годы без устали повторяют: нейтралитет не означает внеблоковость. В международном праве существует четкое определение термина "нейтралитет". И на страну, получившую этот статус, он накладывает определенные ограничения: в мирное время - неучастие в военно-политических альянсах, в военное - неучастие в войне. В свою очередь, "внеблоковость" не имеет четкого определения в международном праве. По большому счету, это политика по неприсоединению к союзам. Но ее ключевое отличие от нейтралитета в том, что решение о внеблоковости принимает сама страна без каких-либо обязательств и гарантий со стороны международного сообщества.

На сегодняшний день внеблоковый статус Украины зафиксирован в Законе "Об основах внутренней и внешней политики", принятом Верховной Радой в 2010 г. Там же и дается расшифровка термина "политика внеблоковости" - "неучастие Украины в военно-политических союзах". Однако внеблоковость Украины не защитила ее от агрессора, являющегося еще и гарантом ее безопасности в рамках Будапештского меморандума. Поэтому, когда речь заходит о "гарантиях международного уровня", имеет смысл говорить уже о нейтралитете, а не о внеблоковости.

При этом надо отдавать себе отчет: в случае установления статуса нейтралитета, Украина не будет иметь права брать на себя конкретные военно-политические обязательства перед третьими странами. Иными словами, статус нейтралитета в принципе запрещает размещение иностранной военной базы на территории страны. И не только военно-морской базы Черноморского флота России в Крыму, но и системы ПРО, разместить которые на украинской территории предлагал А.Сенченко. Напомним, что советская военно-морская база в Порккала-Удд была выведена в 1956 г. по причине признания Советским Союзом нейтралитета Финляндии.

Россияне, кстати, рассматривают возможность установления для Украины статуса нейтралитета. Если судить по заявлению МИДа РФ по группе поддержки для Украины, то Москва выступает за гарантированный нейтральный военно-политический статус Украины и его закрепление в резолюции СБ ООН. "Установленный на основе совокупности изложенных выше целей и принципов государственный строй Украины, ее суверенитет, территориальная целостность и нейтральный военно-политический статус гарантируются Россией, Евросоюзом и США с закреплением резолюцией Совета Безопасности ООН", - сказано в заявлении МИДа РФ.

Но бессмысленно верить гарантиям оккупанта. Тем более что Владимир Путин в выступлении перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации высказал свое мнение и о восточных, и южных областях Украины. Поэтому, какое бы решение не приняла Украина - сохранять ли и далее внеблоковый статус или стремиться установить статус нейтралитета - оно предполагает построение современной и боеспособной армии, готовой защитить суверенитет и территориальную целостность страны.