UA / RU
Поддержать ZN.ua

Праздник послушания

А давайте попробуем быть снисходительными к ним. В конце концов, лишь единицы достойны того, чтобы финал их короткой жизни оказался началом бессмертной легенды...

Автор: Сергей Рахманин

А давайте попробуем быть снисходительными к ним. В конце концов, лишь единицы достойны того, чтобы финал их короткой жизни оказался началом бессмертной легенды. Поглядим в лукавые очи правды: среди тех, кого мы избрали своими политическими поверенными, таковых может не оказаться вовсе. Не каждому по душе путь воителя, не каждому по сердцу стезя праведника, не каждому по плечу ноша реформатора. Считанные борцы с антинародным режимом бредят Вальхаллой. Немногим радетелям за народное счастье не дают безмятежно спать по ночам людские несчастья.

Негоже делать круглые глаза: разве не было понятно, что для действующей власти урезание надбавок детям войны будет такой же естественной вещью, как и покупка гламурного вертолета за счет налогоплательщика. Не чувствуя нашей силы, они не видят смысла стесняться своих слабостей. Нынче прав тот, кто следует не букве Конституции, а мановенью правой руки депутата Чечетова (по чьей отмашке, как известно, голосует фракция Партии регионов, а с ней и все парламентское большинство).

В канун Дня свободы слуги народа с записной легкостью одобрили очередные конституционные изменения. Дабы они обрели силу Основного Закона, потребуется еще одно голосование — в начале будущего года. Но за этим, похоже, дело не станет.

Все, происшедшее на истекшей неделе было легко прогнозируемым, и ход событий был заранее предсказан «Зеркалом недели». Напомним, что возобновление действия Конституции в редакции 1996 года стало поводом для споров о сроках проведения очередных парламентских выборов. Центризбирком как непосредственный организатор подобных кампаний законопослушно обратился в Конституционный суд за разъяснениями. Однако ответа удостоен не был. Зато КС оказался более чуток к просьбе депутатского корпуса. Месяц тому парламент отправил на экспертизу свежий вариант конституционных изменений. В нем была прописана так называемая схема унификации сроков полномочий президента, Верховной Рады, парламента АРК, местных советов, мэров городов, сельских и поселковых председателей. После утверждения этого новшества их каденция будет составлять пять лет. Попутно авторы проекта предлагали обогатить переходные положения Конституции уточненными сроками проведения очередных парламентских и следующих президентских выборов. Днем голосования за главу государства было определено последнее воскресенье марта 2015 года, датой избрания Верховной Рады VII созыва — последнее воскресенье октября 2012 года.

Конституционный суд в четверг дал добро депутатским инициативам, не обнаружив в документе нарушений и ограничений прав и свобод человека и гражданина. Суть выводов КС (который, по едкому замечанию одного известного правоведа, неотвратимо превращается в «стол заказов») был известен заранее: уже в понедельник еще не обнародованный вердикт кулуарно обсуждали кровно заинтересованные в нем депутаты. Бог судьям судья. Поговорим о народных представителях.

Большинство парламентариев (когда рядом не было камер, диктофонов и прочих записывающих устройств) не делали секрета из того, что предпочитают избираться в октябре 2012-го. А не в марте 2011-го, как в принципе следовало из 77-й статьи реанимированной Конституции. На причинах останавливаться не будем, они безусловно понятны и многократно описаны. Заинтересованность в продлении полномочий нынешнего состава ВР выражала и Банковая. Не слишком обрадованная реальными результатами местных выборов, опасающаяся дальнейшего падения своего рейтинга к весне следующего года и рассчитывающая укрепить свой авторитет к осени 2012-го.

В то же время Янукович небезосновательно считал: потакая депутатским желаниям, он делает Раде услугу. Взамен он потребовал демонстрации послушания.

Напомним, что упомянутый нами проект конституционных изменений становился телом Основного Закона только после:

— положительного вывода Конституционного суда;

— предварительного одобрения простым большинством Рады (226 голосов) до конца этого года;

— окончательного утверждения конституционным большинством (300 голосов) в начале следующего года.

Однако уже во вторник информированные источники сообщили, что Виктор Федорович поставил условие: в пятницу за проект конституционных изменений должно быть подано не менее трех сотен голосов. С одной стороны, это было проверкой на покорность. С другой — возможностью режима продемонстрировать всем свою силу. С третьей — подобный результат давал основания с уверенностью считать, что в 2011-м действующая Рада без проблем узаконит эти конституционные изменения. А, возможно, и не только эти. Коготок увязнет — всей птичке пропасть…

Депутатам через доверенных лиц озвучили волю хозяина: будет 300 голосов — будут вам выборы в 2012-м. Не будет — готовьтесь к марту 2011-го. Согласно утверждениям знающих лиц из партии власти, ответственным за выполнение задачи назначили, понятное дело, первого вице-премьера Андрея Клюева, главного куратора парламента. Поговаривали, что успех затеи существенно повышал шансы Андрея Петровича пройти постновогодний «премьерский кастинг». Впрочем, было очевидно, что миссия не является невыполнимой.

Особенно после того как в четверг Рада спешно изменила процедуру одобрения конституционных изменений (отменив открытое голосование именными бюллетенями). А гарант сверхоперативно (через считанные часы(!) подписал соответствующий закон. В промежутке между двумя этими событиями пришла благая весточка из Конституционного суда…

Вчера (как и хотел Янукович, как и ожидал Клюев) проект конституционных изменений собрал завидную поддержку — 305 голосов. Историческое голосование предварила вялотекущая дискуссия. Одни оспаривали справедливость недавнего судейского решения, освятившего фактическое расширение срока полномочий президента. Мол, Януковича, избрали в феврале, а будущий глава государства (если следовать логике предлагаемых конституционных изменений) будет приведен к присяге только в апреле — налицо выход за временные рамки, строго определенные Конституцией. Другие обвиняли руководство ВР в нарушении регламента, напоминая, что у депутатского корпуса есть еще неделя на рассмотрение проекта. Кто-то говорил о дискредитации нынешнего состава Рады, и, одновременно, высказывал опасение, что парламент, избранный в 2011-м может казаться еще более конформистским. Особенно, если процедура установления результатов волеизъявления будет такой же «прозрачной», как и на недавних местных выборах. Кто-то призывал бросить все силы на подготовку нового избирательного закона, который учел бы старые ошибки и позволил избежать новых глупостей.

Язвительный Мартынюк иронично заметил, что «уровень эмоциональности выступлений зависит от того, попадет он в следующую Верховную Раду или не попадет» (и в общем-то не был далек от истины). Ему вторил Литвин, обвинивший оппозицию в лицемерии: «Хорошую позицию выбрали: мы в этой игре участия не принимаем, особенно когда точно знаем, что эту очень нужную, прежде всего для тебя работу, сделают другие... Если такая принципиальная позиция, то давайте будем принципиальными до конца — напишите заявления, сложите полномочия, и будем доказывать людям, что мы протестуем против такого подхода». Вышиб слезу из окружающих записной вития Чечетов, долго вещавший про «святую волю народа», которую «никто не вправе изменить».

К полудню пятницы все было кончено. Среди тех, кто поддержал несколько двусмысленные конституционные изменения оказались 10 представителей фракции «БЮТ-Батьківщина» и 41 представитель продолжающей разлагаться НУ—НС. Или все же 40? Во всяком случае вскоре после голосования Николай Катеринчук категорически открестился от участия в «празднике послушания». А руководство БЮТ пообещало оперативно рассмотреть вопрос об исключении очередной партии «предателей». Впрочем все это не испортило праздника устроителям.

Но даже после этого жестких правовых оснований считать, что парламентские выборы-2012 узаконены, нет. Строго формально вывод КС №3-в/2010, позавчера принятый и вчера обнародованный, является лишь оценкой соблюдения процедуры внесения правок в Конституцию. А отнюдь не толкованием положений 77-й статьи Основного Закона, регулирующей срок полномочий ВР. Это во-первых. А во-вторых, даже после вчерашнего триумфа проект конституционных изменений остается только проектом.

Но на подобные казуистические мелочи ноне обращать внимания не принято. Блюстители правовой чистоты, как и носители внятных идеологических ценностей, не востребованы в нынешние времена, которым все больше подходит определение «сумерки жлобов». В прежние времена, чтобы колебаться в соответствии с линией партии, требовалась определенная чувствительность. Сегодня колеблются в соответствии с линией, прочерченной в разреженном воздухе накачанной рукой Чечетова. И для этого достаточно просто иметь хорошее зрение.

Но не судите их строго. Вы их выбирали — вы за них в ответе. Может быть, для кого-то «призовой» депутатский год станет возможностью написать и пролоббировать жизненно важный закон, реально защитить чьи-то попранные права, отстоять конкретный государственный интерес. Или окажется периодом для плодотворных раздумий, итогом которых (как знать) окажется перерождение части крикунов, драчунов и кнопкодавов в воителей и ваятелей, бесстрашных защитников правды и вдохновенных созидателей права.

Давайте попробуем быть снисходительными. Уж коли не умеем быть требовательными. Ни к ним, ни к себе.