UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правительственный кредит

Всего неделя понадобилась крымскому парламенту, чтобы избрать нового премьера и утвердить новый состав Совета министров...

Автор: Валентина Самар

Всего неделя понадобилась крымскому парламенту, чтобы избрать нового премьера и утвердить новый состав Совета министров. Учитывая опыт затяжных крымских властных кризисов, можно сказать, что смена правительства прошла на удивление быстро. И это, пожалуй, единственное на сегодняшний день положительное обстоятельство, характеризующее смену состава исполнительного органа автономии. Потому как остальные выглядят пока весьма сомнительными, а то и заранее провальными.

За все надо платить. И за поддержку в девяносто процентов депутатского корпуса Анатолий Бурдюгов рассчитался коалиционным правительством, причем коалиция оказалась такой широкой, что пришлось увеличить количество мест в СМ. В итоге у крымского премьера шесть заместителей — два первых и четыре простых, статус членов правительства вернули главам двух комитетов, обещано также увеличение министерских должностей.

Кто же пришел на смену «романтическому» правительству Анатолия Матвиенко, которое злопыхатели называют также правительством дачников? Сборную команду во главе с А.Бурдюговым уже окрестили правительством банкиров. Действительно, премьер, более двадцати лет трудившийся в банковской сфере, привел за собой еще троих коллег: одним из первых вице стал Станислав Хиль, возглавлявший ялтинский филиал Государственного экспортно-импортного банка Украины. Министерство экономики досталось Игорю Огороднику, много лет руководившему крымским филиалом КредитБанка. И, наконец, одно из самых забавных назначений: Роман Нефед — известный крымский банкир, бессменный руководитель «Объединенного коммерческого банка», который со дня его основания связывали с семьей Франчуков, стал… председателем республиканского комитета по охране окружающей среды! Он и В.Ганыш, до назначения министром занимавший пост главного налоговика Феодосии, представляют в правительстве партийную фракцию «Народного союза «Наша Украина», лидером которой по-прежнему остается премьер.

На этом, пожалуй, квота самого А.Бурдюгова и ограничивается, равно как и основания называть его правительством банкиров. Не стоит Анатолию Федоровичу также спешить и с определением «профессионалы-прагматики». Свою роль Бурдюгов видит весьма скромно («Донести эстафетную палочку от предыдущего правительства до следующего, подготовив для него хороший старт»), а озвученные первоочередные задачи по сравнению с масштабностью и новой философией А.Матвиенко выглядят, конечно, приземленно и даже банально, но очень близки народу. Первая задача — отсеяться, вторая — благополучно перезимовать, а третья — «успешно выполнить бюджет этого года и сформировать агрессивный бюджет следующего». Но, как показывает практика, именно такие простые задачи, отвечающие базовым интересам наших граждан, как раз и оказываются самыми трудновыполнимыми. Особенно если правительство сформировано по бизнесово-политическим, а не профессиональным признакам.

Основные достижения при дележе правительственного пирога достались народным депутатам Льву Миримскому и Мустафе Джемилеву. Лев Юльевич, правда, скромно уверяет, что представителей партии «Союз» в СМ всего один, но кто ж не знает, в каком близком родстве находится эта партия с Компартией трудящихся, представленной теперь вице-премьером Е.Асмоловой (в правительстве Куницына — замминистра финансов), не говоря уж о том, что депутаты-назначенцы входят в парламентскую группу «Союза». Итого — четыре места в правительстве, при том, что в прежнем составе не было ни одного.

Но Мустафа-эфенди все-таки обошел своего давнего и непримиримого оппонента, а теперь — и ситуативного союзника. Меджлису удалось не только отстоять все предыдущие завоевания, но и увеличить свое присутствие в исполнительной власти. Два вице-премьера, два министерских поста плюс два комитета — пока без статуса республиканских, но имеющих все шансы снова стать таковыми. Перемещение Азиза Абдуллаева из кресла министра промышленности, транспорта и ТЭК в вице-премьеры, кроме его несомненных профессиональных заслуг, объясняется еще и давним и близким знакомством с украинским премьером Юрием Ехануровым. Но отдавать уже имеющийся на счету меджлиса зампредовский пост М.Джемилев категорически отказался.

Компромисс был найден за счет освободившегося после назначения И.Умерова главой Бахчисарайской райгосадминистрации поста заместителя председателя ВР автономии. И он достался советнику Б.Дейча, бывшему главе Симферопольской райгосадминистрации, депутату В.Закорецкому. Надо сказать, яркому представителю прошлой власти, которого бывшая оппозиция и те же репатрианты обвиняли в страшных земельных и имущественных злоупотреблениях. Но пакет есть пакет, и довеском к нему была еще одна правительственно-парламентская рокировка: экс-вице-премьер В.Дзоз (квота Куницына ) стала членом президиума и главой комиссии ВР, а освободивший это место Н.Колесниченко (квота Б.Дейча) пересел в ее кабинет.

На счет спикера следует также внести второго из вице-премьеров , заместителя лидера группы «Стабильность» Анатолия Гриценко, а экс-премьера Куницына — еще двух министров, одна из которых, министр культуры — Т.Аронова, является супругой депутата Р.Аронова, с которым Куницына объединяет не только парламентская группа «Крым», но и любовь к футболу, материализованная в ФК «Таврия». Если же учесть, что членом нового правительства стал каждый десятый депутат ВР автономии (не считая трудоустроенных замами и руководителями комитетов), то следует признать: это правительство, в отличие от СМ А.Матвиенко, обвинить в «утрате связи» с парламентом будет просто невозможно.

Это же практически одна семья, причем с корпоративной ответственностью. О чем представитель президента, спикер, премьер и лидеры парламентских групп и фракций («Союз», НСНУ, «Крым» (С.Куницын) и «Стабильность» (Б.Дейч) и провозгласили в совместном заявлении о готовности «взять на себя всю полноту ответственности за установление на полуострове прочного и стабильного порядка, восстановление законности, достижение общественного согласия и взаимодействия всех политических сил на благо Крыма». «В связи с вышеизложенным мы совместно формируем Крымское коалиционное правительство, за работу которого готовы нести как консолидированную, так и персональную ответственность перед населением Республики и государством Украина», — говорится в документе.

О готовности «взять на себя» ответственность заявили, однако никто не спешит брать! Более того, почти все участники коалиции, включая премьера, отказываются, причем публично. Мол, правительство коалиционное, поэтому за его работу ответственны все, а по отдельности — кто ж возьмется отвечать за действия всей команды, результат которых предугадать несложно.

Впрочем, это уже не первый случай, когда «широкая коалиция» гарантирует правительство от контроля со стороны парламента. Скорее, это случай хронический. Потому как совместительство крымского депутатского мандата с правительственной должностью законом не запрещено, более того, эта норма признана Конституционным судом Украины соответствующей Основному Закону.

И рецидивы безответственной ответственности «правительства депутатов Крыма» будут бесконечны, пока не будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Закона «О Совете министров АРК» вообще нет, структура и количественный состав правительства меняются при каждом новом премьере, и единственное, чему они соответствуют, — так это результатам торгов. Премьер Куницын в свое время имел семь заместителей!

Хотел А.Матвиенко ограничить контроль и вмешательство в работу правительства депутатского корпуса — сократил количество членов СМ, ликвидировав статус «республиканский» практически для всех комитетов. Вынужден был А.Бурдюгов учитывать безразмерные аппетиты «совета директоров» корпорации — количество портфелей снова увеличили. И, надо понимать, их все равно не хватило, потому как в ноябре обещано представить парламенту новую структуру правительства, в которой, в частности, из двух отраслевых министерств вырастут четыре. Если так пойдет и дальше, то к выборам удастся трудоустроить весь депутатский корпус. И при каждом шаге (утверждение программы, бюджета, новой структуры и т.д.) зависимость правительства не столько от парламента, сколько от участников коалиции будет увеличиваться, а с приближением выборов слепленный из представителей политических оппонентов Совмин как коллегиальный орган вообще может быть парализован, т.е. окажется неспособным принимать решения. Не говоря уж о том, что над премьером все время будет висеть угроза того, что эстафетную палочку у него отберут раньше намеченного им на весну 2006-го финиша.

В том же, что отношения внутри коалиции будут не просто «высокими», а скандально-неприличными, избиратель и налогоплательщик смогли убедиться буквально через полчаса после провозглашения заявления, где в качестве первоочередных мер объединения декларировалось и «строгое соблюдение этических норм во взаимоотношениях между депутатами Верховной Рады АРК». Всего сутки С.Куницын и вице-спикер В.Киселев пребывали в статусе конкурентов на должность премьера, но этого хватило, чтобы давняя неприязнь обострилась до угрожающих форм.

Лидер местных регионалов в телеэфире обвинил сторонников Куницына в скупке карточек для голосования. Когда же депутат С.Шувайников потребовал либо доказательств, либо извинений, В.Киселев с парламентской трибуны обвинил С.Куницына в коррупции и злоупотреблении бюджетными средствами, назвав миллионные суммы и объекты. В ответ лидер народных демократов назвал соратника по коалиции «аморальным типом», который остался при должности в том числе и благодаря самоотставке Куницына, «ничтожеством» и «профессиональным стукачом». «Если надо — я свое отсижу. И не надо меня пугать. Я на войне столько трупов на себе перетаскал, что вам и не снилось с вашей стукаческой биографией, — бил своей традиционной «афганской картой» экс-премьер, напомнив при этом, как сам Киселев лоббировал через правительство интересы близких к нему коммерческих структур. До бытового рукоприкладства, пожалуй, не дошло только благодаря Б.Дейчу, мгновенно по окончании выступления Куницына закрывшего пленарное заседание.

Такие же бьющие через край эмоции вызвало формирование нового правительства и у тех, кто остался за его бортом. Большое количество мест для выдвиженцев меджлиса привело в негодование лидера «Русской общины Крыма» Сергея Цекова: «Внутри все разрывается от мерзости, подлости и гадости, которая происходит в этом зале. После этого решения я предлагаю вам покинуть этот зал и запустить сюда другую структуру, которая уже 15 лет нелегально действует на территории Крыма, я считаю, что сегодня не вы являетесь парламентом, а меджлис», — заклеймил коллег Цеков и покинул зал.

Лидер коммунистов нардеп Леонид Грач вспомнил о «криминальной революции», которую он предрекал несколько лет
назад — всякий раз, когда под ним качалось спикерское кресло. «Ясно, что крымская братва (в широком смысле этого слова — бывает же не только бандитская братва, но и банковская, например), опираясь на сговор и капитал, переделила между собой власть в Крыму. По сути, это и есть криминальная революция, — цитирует Грача агентство «Новый регион». — По его мнению, ответственность за то, что произойдет в дальнейшем на полуострове, должна лечь на президента Ющенко, давшего согласие на назначение А.Бордюгова».

Помнится, Анатолий Матвиенко уходил в отставку с подобными заявлениями, с той лишь разницей, что вместо «революции» употреблял слово «переворот». И надо сказать, что насчет участия в смене власти людей, имеющих или имевших связи с криминалом, они абсолютно правы. В биографии почти каждого крымского политика, как у дембеля в альбоме, записано «кто не был, тот будет, кто был — не забудет». Только и Леонид Иванович, и Анатолий Сергеевич лукавят, так как и их пребывание во власти подпиралось если не одним, так другим знатным кланом — без их участия власть в Крыму не назначается и не свергается. Так было при Кучме, так есть при Ющенко. Эволюция, однако.