UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЗИТИВНЫЙ СИГНАЛ ИЗ БАРСЕЛОНЫ

За несколько дней до встречи в Барселоне президент Еврокомиссии Романо Проди попытался упорядочить повестку будущего саммита...

Автор: Юлия Загоруйко

За несколько дней до встречи в Барселоне президент Еврокомиссии Романо Проди попытался упорядочить повестку будущего саммита. В частности, он обратился к лидерам стран — членов Европейского Союза с пожеланием ввести в практику выполнение обещаний, данных на предыдущих саммитах. К первоочередным вопросам, требующим ответа, он отнес либерализацию энергетического рынка ЕС, интеграцию финансовых рынков, создание дополнительных рабочих мест и координацию экономической политики.

Может быть, действительно государственные мужи прислушались к главе исполнительного органа ЕС, потому что многие вопросы к концу саммита нашли свое положительное решение. В первую очередь следует сказать о главном достижении — с мертвой точки была сдвинута проблема либерализации энергетических рынков. Никто, собственно, не сомневался, что испанский премьер-министр Хосе Мария Азнар, известный апологет европейской либерализации, использует президентство Испании в ЕС и приложит максимум усилий именно для решения данного вопроса. И вот случилось: 14 европейских государств совместными усилиями переубедили свою 15-ю коллегу — Францию — урезать государственную монополию на торговлю газом и электричеством.

Свободная конкуренция в торговле газом и электричеством уже давно процветает во многих странах ЕС. Скандинавские страны, Великобритания, Австрия, Германия, по крайней мере теоретически, освободили свои коммунальные рынки для всех видов конкуренции. Но несогласие Франции, где электричество продает единолично государственный гигант Electricite de France, а газом торгует Gaz de France, тормозило предоставление равных условий на всем евро-союзном пространстве. Год назад казалось, что Франция никогда не сдаст своих позиций.

В Барселоне президент Жак Ширак и премьер-министр Лионель Жоспен, два соперника в борьбе за президентство на предстоящих майских выборах, опасаясь бурной реакции отечественных профсоюзов, решились только на первый, довольно осторожный шаг. Итак, они согласились, что к 2004 году лишь промышленные предприятия будут свободно выбирать поставщиков электричества и газа. Следующей весной будет рассматриваться вопрос о полном открытии рынков. К этому времени ЕС надеется решить вопрос установления минимального «энергетического» налога для всех стран.

Однако о допуске на внутренний рынок Франции иностранных компаний-поставщиков Ширак и Жоспен даже слышать не хотели. И хотя эксперты считают, что следующие шаги по либерализации — дело времени, британского премьер-министра Тони Блэра французское упорство задело за живое. Ведь французские компании уже сегодня продают электричество в миллионы британских домов, включая штаб-квартиру премьер-министра на Даунинг-стрит.

Вообще для Великобритании барселонский саммит ЕС оказался одним из самых неудачных. Франция, кроме всего, наотрез отказалась снять запрет на ввоз британской говядины, от чего терпят миллионные убытки английские и уэльские фермеры. Тони Блэр не смог убедить своих европейских коллег поддержать удар США по Ираку. В то же время Блэр вынужденно согласился на участие европейской армии в миротворческих операциях в Македонии, хотя британское министерство обороны считает, что Вооруженные силы Европы еще не готовы для такой задачи. На самом саммите Блэр был замечен в сближении с правоцентристскими премьерами — испанцем Азнаром и итальянцем Берлускони, в основном из-за единства взглядов по вопросам либерализации рынков и по ускорению реформ. И не успел он приземлиться в Лондоне, как тут же услышал нелицеприятные эпитеты от профсоюзов за то, что стал на сторону правых лидеров в вопросе отказа от предоставления рабочим ЕС больших прав. Вдобавок ко всему, баронесса Тэтчер начала публиковать выдержки из своей новой книги Statecraft («Искусство управления государством»), именно тех разделов, где советует Британии немедленно покинуть ряды Евросоюза и примкнуть к Северо-американскому договору по свободной торговле НАФТА.

Но в целом, результаты саммита в Барселоне не только участники, но и эксперты оценивают положительно. Из дюжины основных решений саммита следует назвать некоторые. Соглашение по либерализации энергорынков проходит как главное достижение. К 2005 году будут интегрированы финансовые рынки ЕС, для чего в текущем году намечено принятие 7 финансовых директив. Также к 2005-му запланировано масштабное внедрение широкополосной технологии доступа в Интернет. А для каждых 15 школьников должен быть обеспечен, как минимум, один компьютер, подключенный к Интернету. Дети в школах ЕС с раннего возраста будут изучать как минимум два иностранных языка. Что касается свободного передвижения рабочей силы, то схема будет улучшена за счет создания гибких пенсионных схем и медицинской страховки. Увеличение количества рабочих мест будет осуществляться через реформу налогообложения и системы дополнительных льгот, а также путем уменьшения стимулов к раннему выходу на пенсию. Страны согласились к 2010 году увеличить средний пенсионный возраст с 58 до 65 лет. В течение двух последующих лет будет создана всеевропейская зона аэронавигации «Единое небо» для улучшения воздушных перевозок. И наконец, после многих месяцев блокирования был дан «зеленый свет» спутниковой (сателлитно-навигационной) системе ориентации «Галилео», которая задумана как европейский противовес доминирующему положению США в глобальных спутниковых технологиях.

На барселонской встрече отчетливо слышалось эхо саммита в Лиссабоне весны 2000 года, когда был утвержден амбициозный план реформ по либерализации рынка товаров, рабочей силы и капиталов. Что несомненно стало вызовом для интересов производителей-монополистов в государственном секторе и для профсоюзов. Прогресс поэтому проходил неровно, был прерван застоем во время прошлогоднего саммита в Стокгольме. Конечной целью лиссабонских решений на самом деле являлось желание Европейского сообщества «догнать и перегнать» США в области производительности труда и создания новых рабочих мест и к 2010 году сделать экономику ЕС самой динамичной, самой конкурентной в мире.