UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пожар на рынке «Барабашово». ЧП или политика?

В среду новость о том, что горит «Барабашка», разлетелась по Харькову с молниеносной скоростью. От...

Автор: Ольга Балан

В среду новость о том, что горит «Барабашка», разлетелась по Харькову с молниеносной скоростью. Отличаясь только степенью осведомленности, известие пересказывали все — от пассажиров общественного транспорта до заседавших в это время на сессии городского совета депутатов. А обитатели верхних этажей высотных зданий могли собственными глазами увидеть столб черного дыма, возвышавшийся над северо-восточной частью города.

Сообщение о ЧП на рынке пожарные получили в 15.47. Через восемь минут на место уже прибыли первые подразделения. Пожару присвоили третью, повышенную, категорию сложности. Горели магазины так называемой детской площадки — одно- и двухэтажные металлопластиковые конструкции. Товары, находящиеся в помещениях (детские игрушки и одежда), только способствовали распространению огня и сильному задымлению.

Людей эвакуировали за специальное ограждение. Основная сложность состояла в локализации пожара — ветер и сквозняки подхватывали пламя, угрожая перебросить его на соседние здания. К шести вечера огонь все-таки локализовали, а через полтора часа полностью ликвидировали. Площадь пожара составила 1500 квадратных метров и по информации пресс-службы ТЦ «Барабашово» до основания уничтожено 78 торговых помещений. На месте происшествия работали 13 единиц спецтехники и 65 бойцов МЧС.

Чрезвычайное происшествие послужило поводом для появления нового витка и без того напряженных отношений между городской властью и руководством АО «Концерн АВЭК и Ко», которому принадлежит торговый центр «Барабашово». Еще в конце марта на комиссии по чрезвычайным ситуациям руководство города, харьковского метрополитена и представители ряда коммунальных предприятий заявляли о том, что торговый центр в том виде, в котором он существует на данный момент, — это непосредственный источник всех возможных проблем: от эпидемий и до техногенных катастроф. «АВЭК», в свою очередь, объяснял такую «нелюбовь» к мегарынку простым обстоятельством: руководство концерна (прежде всего, его почетный президент, нардеп от БЮТ Александр Фельдман) входит в число инициаторов перевыборов городского головы, а это автоматически ведет к проблемам с мэром действующим. И попытки очернить «Барабашово» — не более чем стремление «уронить» репутацию его хозяев в глазах харьковчан.

Уже через два часа после известия о пожаре появился первый официальный комментарий: пресс-служба АО «Концерн АВЭК и Ко» распространила среди харьковских СМИ заявление, в котором одной из вероятных причин возгорания назывался поджог и подчеркивалось, что «пожар в ТЦ «Барабашово» мог стать сознательной провокацией против сотрудников рынка и торгового центра в целом».

На следующий день, в четверг, состоялась срочная пресс-конференция одного из руководителей концерна Сергея Сёмочкина. Развивая тему поджога и провокаций, он заявил, что пожар развивался не из одного источника, а сразу с четырех сторон. А это значит, что о простом стечении обстоятельств не может быть и речи.

Реакция городской власти последовала практически одновременно с пресс-конференцией Сёмочкина. В своем заявлении, размещенном на официальном сайте Харьковского городского совета, мэр Михаил Добкин пообещал не закрывать рынок, но при этом достаточно неоднозначно высказал свое видение ситуации: «Может быть, пожар на рынке «Барабашово» выгоден прежде всего самому почетному президенту «АВЭКа»? Ведь именно так можно заработать солидные политические дивиденды и скрыть остатки своей кипучей деятельности по уничтожению десятка улиц с карты города. Одно очевидно, что такие монстры, как Фельдман, для достижения своей цели не остановятся ни перед чем — не побрезгуют ни безопасностью, ни здоровьем харьковчан».

Между тем существует и так называемая бытовая версия случившегося — пожар возник из-за проведения сварочных работ на торговой площадке. Теперь ответ на главный вопрос «кто виноват?» за эмчээсовцами. Они пока что не спешат с выводами и взяли десятидневный тайм-аут. Именно столько времени потребуется специальной комиссии, чтобы выяснить: из-за чего же на самом деле загорелась «Барабашка»?