UA / RU
Поддержать ZN.ua

Постреволюционный синдром

В Одессе произошла кадровая революция. Именно так можно объяснить неожиданный вердикт Приморского суда и еще более неожиданное молниеносное его исполнение...

Автор: Нина Перстнёва
Эдуард Гурвиц

В Одессе произошла кадровая революция. Именно так можно объяснить неожиданный вердикт Приморского суда и еще более неожиданное молниеносное его исполнение. В итоге после семилетнего перерыва в кресло мэра вернулся Эдуард Гурвиц, будучи ныне народным депутатом Украины. А городской голова Руслан Боделан получил еще один, но последний удар в спину от своих соратников, который в этот раз оказался «смертельным». Он стал жертвой не только собственной бездарности как мэра, не только старого режима, но и своего ненадежного окружения, которое подвело его сразу, как только стало ясно, что кресло под Боделаном серьезно зашаталось. Вначале это сделали городские депутаты, служившие ему верой и правдой все три года. Они сорвали сессию горсовета, которая должна была принять обращение к руководителям страны в поддержку действующего мэра в связи с ситуацией в Одессе. А в последний решающий момент это сделала территориальная избирательная комиссия, в которую Боделан верил, мол, она его не «сдаст». Меж тем комиссия безоговорочно выполнила вердикт суда об отмене своего старого решения в части регистрации Руслана Боделана городским головой и зафиксировала победителем выборов-2002 Эдуарда Гурвица.

События развивались настолько стремительно, что между оглашением судебного вердикта и принятием присяги новым городским головой прошли ровно сутки. Еще в понедельник Одесса была настроена на повторные выборы и обсуждала возможные кандидатуры, а уже во вторник получила нового городского голову. Сегодня можно сколько угодно обсуждать, насколько законно то, что происходило в стенах Приморского суда, но решение судьи Светланы Ярош, по всей видимости, уже история.

Произошедшие события допустимо назвать постреволюционным синдромом оранжевого движения, которым больна, кстати, не только Одесса, но и Одесская область и страна в целом. Обещанные квоты и договоренности при распределении портфелей и желание участников этих договоренностей вкусить плоды победы создали на местах кадровый хаос, который до сих пор продолжается. Лозунг местных представителей помаранчевой революции «Изберем Ющенко — уберем Боделана», который был в эти дни воплощен в жизнь, как раз из этой серии. К слову сказать, этим объясняется и кампания, развернувшаяся в Одессе против губернатора Василия Цушко. Участившееся пикетирование облгосадминистрации представителями областных парторганизаций, входивших в предвыборную коалицию «Сила народа», вызваны несоблюдением губернатором кадровых договоренностей. Сам же Цушко, назначение которого, как известно, тоже результат квотного распределения должностей, сегодня оказался в ситуации, при которой ему приходится опровергать слухи об отставке и пояснять, что его пребывание на посту губернатора не является временным.

Сегодня шаги новой власти мы оцениваем по решениям и действиям Президента страны, главы правительства и министров. Однако скоро станет ясно, что на местах эти решения некому воплощать в жизнь. Дележка портфелей до сих продолжается. А тот, кто уже попал во властную обойму, может выпасть из нее по причине непрофессионализма или отсутствия необходимых для руководителя и порядочного человека качеств. Это касается как хилых рядов представителей исполнительной власти, так и старой гвардии в лице мэров городов.

Но вернемся к сугубо одесским событиям. Чем же обернется в конечном итоге этот кадровый хаос переходного периода? Для начала надо напомнить, что нынешний одесский синдром имеет особую природу. Попытка во что бы то ни стало и как можно быстрее убрать Боделана объясняется прежде всего длительным противостоянием между ним и Гурвицем, о чем «ЗН» уже рассказывало в предыдущем номере. Поэтому опасения народных депутатов, поддерживающих Руслана Боделана по поводу того, что дурной одесский пример заразителен и может быть распространен как апробированный метод на другие территории, в связи с чем должен быть как следует изучен и оценен, вряд ли имеют под собой основания. Точно так же, как и непрекращающиеся заявления самого Боделана о политическом преследовании его персоны за инакомыслие.

Действительно, Боделан был не только не рядовым мэром-хозяйственником, но еще и активным политиком. Имея за плечами большой опыт партийного функционера, он имел политический нюх, который позволил ему не один десяток лет держаться во власти. В последние годы он сделал ставку на донецких, видя в Партии регионов крупную политическую силу, способную привести своего лидера к победе на выборах президента страны. В этой игре, где ставки были слишком высоки, одесский мэр тоже не был сторонним наблюдателем. Он активно участвовал в митингах в поддержку своего лидера, без зазрения совести выступая от имени городской громады Одессы. Он критиковал и обличал сторонников Ющенко, не стесняясь в выражениях. Боделан знал, за что боролся и что его ожидает в случае поражения Януковича. И сегодня знает, что проиграл. И в этом смысле смещение его с поста городского головы абсолютно логично и оправданно. Руслан Борисович считает, что все семь лет на посту мэра он действовал в интересах города и страны. И поэтому как патриот может свободно смотреть в глаза горожанам. Но такие, как Руслан Борисович, не признающие и не видящие своих ошибок и просчетов, на самом деле являются тормозом в реализации действий новой власти. В этом отношении уход Боделана, несомненно, шаг вперед на пути формирования действенной власти на местах. Другое дело, кто пришел ему на смену. Но об этом несколько ниже.

Подача Русланом Борисовичем жалобы в Верховный суд Украины на вердикт Приморского районного суда, который не подлежит обжалованию, — последняя попытка удержаться на плаву и обеспечить гарантии для функционирования семейного бизнеса и выполнения партийных обязательств. Боделан возглавляет городскую организацию Партии регионов и входит в его политсовет. Вряд ли Руслан Борисович, будучи вне мэрского кресла, сможет обеспечить партию необходимым количеством голосов одесситов на будущих парламентских выборах. Что же касается бизнеса, то сегодня идут тщательные проверки предприятий, где его родственники являются руководителями и учредителями. В частности, приватной школы «Астр», которой руководит дочь Ольга, коммунального предприятия «Одесский аэропорт», возглавляемого его сыном, депутатом горсовета Владимиром. По словам Боделана, это не что иное, как политическое преследование, желание реализовать лозунг революции «Боделана на нары». И если очень постараться, то правоохранительные органы смогут найти для этого основания. В общем, твердая почва под ногами у Руслана Борисовича уже уплыла. По его заявлению, он не собирается покидать политику. А вот касательно очередного участия в выборах мэра Одессы, то он более не заявляет, как месяца два назад, что пойдет на третий срок. Так что каким бы ни был ответ Верховного суда Украины на жалобу Боделана, вряд ли он вернет его в кабинет на Думской площади.

Во-первых, в мэрии уже хозяйничает Гурвиц. Все замы Боделана еще во вторник подали в отставку и покинули кабинеты. Пакуют чемоданы начальники управлений и райадминистраций. По словам Гурвица, мэрию ожидают крупномасштабные кадровые изменения. Словом, в Одессе смена власти состоялась. Лишь палаточный городок, который переехал с Куликового поля на Думскую площадь, напоминает о том, что оппонент сдаваться не намерен. Сторонники старой власти вначале клялись, что будут до победного конца защищать Януковича, а теперь с такой же яростью заявляют о поддержке Боделана.

Во-вторых, сами одесситы, с интересом и возмущением наблюдавшие за происходящей борьбой, в конечном итоге отделались легким шоком, узнав, что их мэр уже не Боделан, а Гурвиц. И пока что могут спокойно вздохнуть. Кто знает, в какую пучину противостояния могла бы ввергнуть Одессу новая избирательная гонка в случае проведения повторных выборов. Известно, что судебное разбирательство сопровождалось митингами, уличными столкновениями и сообщениями о заминировании здания суда. Хотя, вне всякого сомнения, волеизъявление горожан было единственно справедливым выходом из создавшейся ситуации. Правда, есть большое сомнение в том, что выборы и на этот раз прошли бы честно. Между тем есть надежда, что через год такие понятия, как демократия, честность, прозрачность, перестанут носить сугубо декларативный характер.

Понятно, что смена декораций на Думской площади сместила акценты в пользу Гурвица. И теперь на предстоящих выборах в марте 2006 года он будет иметь больше шансов для своей победы на предстоящий четырехлетний срок. Однако сумеет ли Гурвиц доказать, что он действительно является выразителем идей помаранчевой революции? Сумеет ли показать людям, что он мэр, достойный Одессы? Когда часть одесситов не любит и не воспринимает тебя, то очень сложно заслужить уважение горожан. Сможет ли старый новый мэр собрать вокруг себя достойных людей и создать команду, при формировании которой главным критерием будет профессионализм, а не личная преданность? Насколько изменился Гурвиц за семь лет и чему научил его парламент? Зная его злопамятность и мстительность, в городе опасаются, что Эдуард Иосифович потребует сатисфакции. Опасаются не только его враги, но и бывшие друзья. Одесса — город, где делают деньги. И любое вмешательство в данный процесс создает нестабильность и вызывает недовольство и раздражение. Однако передел собственности неизбежен. Правда, он коснется незначительной группы людей. Но что будет стоят во главе — интересы города или нового узкого круга лиц? На эти вопросы пока нет ответов. Ясно, что Гурвиц получил хорошую стартовую площадку для демонстрации своих возможностей. А город — шанс увидеть перемены. Но поскольку времени на раскачку нет, хватит ли ума и терпения у нового старого мэра распорядиться долгожданной победой? Пока что, к сожалению, больше сомнений, чем уверенности.