Казалось бы, совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений — будничное производственное событие. Но оно всегда привлекало к себе внимание. А все потому, что там руководство страны и МИДа публично излагают внешнеполитические приоритеты власти, расставляют акценты взаимоотношений с партнерами, обозначают направления деятельности и, наконец, определяют критерии эффективности работы дипломатов. Послы, в свою очередь, проводят мозговые штурмы, обсуждая накопившиеся проблемы. В этом отношении десятое совещание послов не было исключением. Но вот и по форме, и по содержанию оно разительно отличалось от встреч, проходивших ранее. Многие собеседники «Зеркала недели» утверждали, вспоминая унылые совещания во времена президентства Виктора Ющенко, что нынешнее хотя бы организационно отличалось в лучшую сторону от предыдущих. И не обмануло ожидания тех, кто надеялся расслышать новые акценты в украинской внешней политике, обозначенные в выступлении президента: цели были расставлены, а задачи определены.
Правда, для многих дипломатов так и осталось загадкой, зачем надо было проводить мероприятие в декабре, а не как обычно в августе, что позволило бы совместить совещание с отпуском послов и таким образом сэкономить приличные средства, и почему президент впервые за всю историю совещаний решил собрать послов у себя в администрации. В прошлые годы глава государства приезжал к дипломатам. Лишь с премьером общение традиционно проходило на его территории. В этот же раз президент, спикер и премьер-министр, демонстрируя дипкорпусу единение исполнительной и законодательной ветвей власти, выступили в зале заседаний АП. Вероятно, что с точки зрения организации мероприятия это было очень практично: дипломаты не теряли время на разъезды по центральным улицам города от Михайловской до Грушевского. А возможно, президент просто хотел дать понять, кто в стране главный в сфере внешней политики… Решение о проведении встречи в АП несколько разочаровало дипломатов: они вправе были ожидать хотя бы внешнего уважения к себе, ведь за рубежом они не только представляют свою страну, но и в силу профессиональных обязанностей отстаивают политику, проводимую президентом.
С момента последнего совещания послов прошел год. В стране состоялись президентские выборы, и с приходом новой власти изменилась и внешняя политика. Виктор Янукович в своем спиче уверил дипломатов, что «набор приоритетов остался неизменным», зато «подходы к этим приоритетам и динамика их реализации существенно изменились». Как следовало из обстоятельного выступления, написанного «подкованными» в сфере внешней политики спичрайтерами и прочитанного главой государства без экспромтов и лирических отступлений, подходы Киева к некоторым вопросам действительно были откорректированы. И не только в отношениях с Россией или США.
Например, из перечня стран, с которыми Украине важно развивать прочные партнерские отношения, почему-то исчезла Польша, которая два десятилетия постоянно упоминалась в числе стратегических партнеров Киева наряду с РФ, США, ЕС. А ведь Виктор Федорович не поленился назвать Германию, Францию, Испанию, Италию и даже Швецию, перечисляя страны Евросоюза, с которыми Киеву прежде всего необходимо «наполнять реальным содержанием весь спектр нашего сотрудничества». Не была выделена Польша и в числе соседних стран, «утверждение прочных партнерских отношений» с которыми имеет для Украины «первоочередное значение». Внятного объяснения, почему так произошло, нам не удалось получить. Но отсутствие упоминания Польши — сигнал, что Киев изменил свою политику в отношении этой страны. И потому, что нынешняя украинская власть не забыла Варшаве ее посредничество во время помаранчевой революции. И потому, что в Киеве сейчас невысоко оценивают «адвокатские» возможности Польши в Евросоюзе.
Изменились украинские подходы к Румынии и Молдове. Руководству этих стран прозрачно намекнули о готовности украинской власти жестко реагировать на любые действия, которые будут угрожать интересам Киева: «Эти страны должны по-другому начать воспринимать наше государство. Они должны почувствовать: время «размякшей» Украины прошло». Впрочем, главной целью этого публичного туше был все же не Кишинев, а Бухарест.
В отношениях с Румынией Киев имеет достаточно оснований для беспокойства. Возьмем хотя бы проблему раздачи румынских паспортов в Черновицкой и Одесской областях, прав украинского меньшинства в Румынии или попытки Бухареста заблокировать работу канала Дунай—Черное море. Для отстаивания своей позиции румынская дипломатия использует возможности ЕС, Совета Европы и прочих международных организаций, дабы дискредитировать позицию Киева. И при этом в Бухаресте завуалированно выдвигают к нашей стране территориальные претензии! Вспомним хотя бы недавнее заявление румынского президента Траяна Бэсэску о том, что в будущем Бессарабия объединится с Румынией в рамках ЕС. А ведь историческая Бессарабия это не только часть территории Молдовы, но также и Черновицкой, и Одесской областей Украины.
А вот что касается провозглашенной политики внеблоковости, то президент обратил особое внимание на сотрудничество с НАТО в рамках годовых национальных программ (дипломаты убеждают, что оно развивается не менее активно, чем во времена политики евроатлантической интеграции) и впервые публично озвучил мнение, что «само членство в Евросоюзе станет главным и окончательным залогом безопасности Украины в условиях внеблоковости». На наш взгляд, последний тезис спорный, учитывая, что наша страна не член этой организации, да и сам Европейский Союз еще работает над тем, чтобы в его структуре появилась военная составляющая. А значит, проблема гарантий безопасности Украине все так же остается нерешенной.
Что же касается сотрудничества с самим ЕС, то приоритетом в реализации политики евроинтеграции является подписание соглашения об ассоциации и создание зоны свободной торговли. При этом «темпы важны, но главное — качество». Впрочем, многие дипломаты, памятуя о прошлом, сомневаются в том, что нынешняя власть будет придерживаться ею же самой провозглашенного принципа «качество превыше всего». Практика переговоров показывает, что самые сложные вопросы всегда оставляют напоследок. А в последний момент Киеву часто не хватает времени, выдержки и политической воли, чтобы отстоять свою позицию…
Среди приоритетных направлений деятельности внешнеполитической службы, перечисленных президентом, вновь прозвучал призыв к экономизации. Организаторы совещания даже дали соответствующее название совещанию послов — «Партнерство и прагматизм как ключевые принципы внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Украины». Экономизации был посвящен и спич премьер-министра. Впрочем, кто только в свое время ни призывал к экономизации! Но проблема не столько в дипломатии, сколько в бизнесе, в его готовности идти на рынки, бороться за контракты в условиях острой конкурентной борьбы, в его способности выполнять взятые на себя обязательства. И, конечно же, в инвестиционной привлекательности самой Украины. Поэтому не удивительно, что многие дипломаты вздрогнули, услышав о критериях оценки деятельности посольств, предложенных президентом и премьером. Результативность работы теперь будет определяться товарооборотом и инвестициями. (И здесь только можно посочувствовать, например, послу Украины в Ватикане.) Впрочем, у власти есть и другие критерии. Виктор Янукович, например, поставил послам задачу в рамках информационной работы, чтобы международное и, прежде всего, европейское сообщество, было «убеждено, что Украина твердо идет по пути демократии и общественно-экономических реформ». Но когда в стране сворачиваются демократические преобразования, а власть преследует представителей оппозиции, это невыполнимая задача. И чем шире будут «ножницы» между словом и делом украинской власти, декларирующей цель вступления Украины в ЕС, чем больше у наших партнеров будет сомнений в отношении заявленных намерений проводить демократические и экономические реформы, тем сложнее украинской дипслужбе будет выполнять поставленные задачи. Здесь есть от чего пасть духом, поднять который не может даже обещание Николая Азарова повысить финансирование МИДа.