UA / RU
Поддержать ZN.ua

Порок сердца

«Все сюжеты хороши, кроме скучного!» — словно повинуясь этой аксиоме, вялотекущий, как горение сыр...

Автор: Олег Слепынин

«Все сюжеты хороши, кроме скучного!» — словно повинуясь этой аксиоме, вялотекущий, как горение сырого бикфордова шнура, процесс подготовки к повторным выборам мэра Черкасс вдруг взорвался серией скандальных заявлений.

Случайному наблюдателю этот неконтролируемый и непраздничный, с громами и молниями, фейерверк в стане БЮТ, произошедший за 10 дней до выборов, наверняка может показаться неожиданным. Но наблюдатель внимательный уже давно ощущал, что в черкасском политикуме попахивает грозой…

Однако обо всем по порядку… Напомним, что повторные выборы мэра Черкасс были назначены после того, как 4 апреля с.г. Валерия Пащенко, набравшего наибольшее число голосов на выборах 26 марта, городская ТИК сняла с регистрации. Пащенко опережал ближайшего соперника на 14 тысяч голосов. Для Черкасс это много. Принято считать, и это ни для кого не секрет, что Валерий Пащенко, как до него и Анатолий Волошин (мэр Черкасс 2002—2006), был вычеркнут из списка претендентов на городской трон командой Владимира Олийныка (мэр, 1994—2002, депутат ВР от БЮТ). В «волошинское царствование» Олийнык не утратил своего влияния, а после выборов этого года его позиции в городе значительно укрепились: он стал одним из кураторов области и негласным руководителем городской фракции БЮТ. В черкасской мэрии БЮТ принадлежат 25 мест из 59, из них 16, как отмечают наблюдатели, заняты «людьми Олийныка». В их числе — секретарь горисполкома Анатолий Калинчук, ныне исполняющий обязанности городского головы, и председатель фракции Валерий Вышиваный. Стоит отметить, что и в райсоветах города (Приднепровском и Сосновском) первую скрипку играют бютовцы — также в определенной мере «люди Олийныка». Исходя из этого, можно не сомневаться, что Олийнык ни при каких (или почти ни при каких) условиях не допустит ослабления своих позиций в мэрии. Влияние Олийныка значительно и в облсовете. Впрочем, как и другого куратора области от БЮТ — депутата ВР Богдана Губского.

Вторым компонентом взрывчатой смеси бютовских скандалов стал Михаил Бродский, точнее его черкасские интересы. Осенью прошлого года Бродский представил журналистам топ-менеджера своих предприятий Сергея Одарича как руководителя областного избирательного штаба БЮТ. На этом мероприятии заместитель губернатора, лидер облбюро «Батьківщини» Игорь Ересько, занявший пост в «белом доме» по квоте БЮТ, вежливо улыбался. Работа в качестве начштаба у Одарича не заладилась (о причинах чуть ниже), и в январе избирательный штаб возглавил Ересько.

После объявления в Черкассах о назначении повторных выборов Одарич начал свою избирательную кампанию как самовыдвиженец, вскоре в результате решения партконференции он стал выдвиженцем и от БЮТ. Но в ТИК он был зарегистрирован как самовыдвиженец. То обстоятельство, что при регистрации в ТИК 8 мая Одарич сдал подписные листы, которые он получил и как самовыдвиженец, и как кандидат от БЮТ, послужило поводом для снятия его с регистрации 13 июня все той же ТИК, правда, под руководством уже нового председателя, члена фракции БЮТ В.Чуба. Но мы забежали чуть вперёд.

Для Олийныка Одарич — выскочка из Киева, чужак, человек, который ему не подконтролен и, значит, в известном смысле такой же, как Волошин или Пащенко. Для Одарича Олийнык — глава укоренившегося в Черкассах клана, обросший многолетними связями, часто патриархального характера, человек, с которым в одном городе тесно. И Одарич делал свою игру — в горсовете внутри фракции БЮТ он стал располагать 9 голосами. И, видимо, Одарич не совсем случайно на одном из этапов предвыборной борьбы заключил союз с экс-кандидатом в мэры Пащенко. От Пащенко требовалась поддержка, то есть в перспективе те тысячи голосов, которые отдали ему черкасщане 26 марта. В свою очередь Одарич отдавал Пащенко место заместителя мэра. Понятно, что Олийнык только об этом и мечтал — отдать власть!.. Депутаты горсовета несколько раз пытались утвердить состав исполкома горсовета. При попытке Одарича вставить в список кандидатуру Пащенко последний был «отбракован» «людьми Олийныка». В один прекрасный момент Олийнык заявил, что ознакомился с предвыборной программой Одарича и пришел к выводу: программа эта популистская, невыполнимая. Под патронатом Богдана Губского его точку зрения разделило облбюро партии. Пятого июня в киевском офисе «Батьківщини» состоялось совещание при участии Н.Томенко, М.Бродского, В. Олийныка, В.Греся (глава Черкасского облсовета), С. Одарича и других, где было одобрено решение облсовета обязать Одарича «скоригувати передвиборчу програму, вилучивши з неї пункти, які неможливо виконати та які шкодять авторитету партії ВО «Батьківщина» та її лідерові Тимошенко». Срок дали до 8 июня. Оппонентам Одарича особенно нереальным виделось намерение потенциального мэра построить автобан Киев — Черкассы — Днепропетровск, бесплатно заменить малообеспеченным окна на стеклопакеты, снизить тарифы на тепло... Изменять программу после того, как она была обнародована, представлялось несерьезным.

Тем временем в горисполкоме часть фракции БЮТ (во главе с Вышиваным) проголосовала против утверждения сметы на проведение повторных выборов. Это дало повод Одаричу крепко заподозрить Олийныка в желании сорвать выборы, так как его, Олийныка, вероятно, устраивает сложившееся положение вещей, когда мэрией руководит Анатолий Калинчук, а Калинчуком — Олийнык.

Седьмого июня было обнародовано исследование «Социса», согласно которому за С.Одарича готовы проголосовать 19,4% черкасщан, это наивысший рейтинг. На втором месте Борис Райков (НПУ) — 11,7%, на третьем — Виктор Билоусов (КПУ) — 9,2%.

Одарич к тому времени, как он утверждает, получил информацию, что в суде уже подготовлено решение об отмене выборов. И он решился нанести превентивный удар. В результате 8 июня увидело свет его открытое письмо, адресованное Совету БЮТ, фактически — Юлии Тимошенко. Это довольно объемный документ, наибольшее внимание в нём привлекает раздел «Чому я пішов з посади керівника обласного штабу БЮТ». Причина: «Я не міг працювати з такими кураторами, не погоджувався із тими проявами внутрішньої корупції і кумівства, які з’явилися в БЮТі...» Речь идет о Б.Губском и В.Олийныке. А именно: «Одного разу в грудні 2005 року я очікував Богдана Володимировича в кімнаті для нарад, що межує з його кабінетом в офісі на пл. Толстого у Києві. За мить він вийшов з кабінету і, задоволено потираючи руки, повідомив, що віднині в нього не буде проблем з Ігорем Єреськом (на той час — заступником губернатора Черкаської області, головою обласної організації ВО «Батьківщина»). Зі слів Губського, він щойно «подарував» Єреську 10 тисяч доларів США і задокументував цей «подарунок». «Щоб «не дьоргався», — пояснив Богдан Володимирович... Дійсно, Ігор Геннадійович перестав «дьоргатися» і згодом плідно працював під кураторством Губського.

Інший куратор області — Володимир Олійник — також неприємно здивував. Ви пригадуєте, шановна Юліє Володимирівно, як на з’їзді БЮТ підкреслили нашу принципову позицію: політика і кумівство — речі несумісні. Ви критикували президентських кумів і як приклад навели себе — відмовили у включенні до виборчого списку власному чоловікові Олександру. Куратор Олійник не лише розставив по списках з півдесятка кумів, але й рідного брата… Сьогодні і для депутатського корпусу, і для всіх Черкас очевидно, що група «Олійника—Губського» зацікавлена лише в одному — зайнятися дерибаном Черкас і області. Поставивши кума Олійника Анатолія Каленчука на посаду секретаря Черкаської міської ради, «куратори» докладають всіх зусиль, аби зірвати призначені на 18 червня повторні вибори, їм потрібний ручний секретар і як вогню вони бояться незалежного від них міського голови». Ну и призыв очиститься: «прошу розглянути питання про неможливість перебування у лавах БЮТ Губського Б.В., Олійника В.М., Єреська І.Г., Вишиваного В.М., Каленчука А.П. через їхні дії, що суперечать Конституції, законам України, програмним засадам БЮТ і рішенням керівних органів БЮТ...» Десятого июня последовал ответ, открытое письмо было охарактеризовано как клеветническое, состоящее из смеси лжи и подтасованных фактов, дискредитирующее партию «Батьківщина» и БЮТ в целом. Оппоненты Одарича все опровергли. В частности, о причине ухода его с поста руководителя областного избирательного штаба БЮТ было сказано, что «розвал роботи у штабi С.Одарич вирiшив перекласти на iнших». Его уход был назван бегством. Сам Одарич охарактеризован как человек, с которым нельзя идти в разведку. Ему пригрозили судом за бездоказательные обвинения. Одарич тут же выступил с открытым извинением в адрес Ересько. Но не в адрес «группы Олийныка—Губского». Десятого июня на заседании бюро областной организации «Батьківщина» Одарича исключили из рядов партии. Вскоре стало известно, что Президиум политсовета под председательством Ю.Тимошенко отменил это решение. Но депутат Киевсовета М.Бродский, требуя ответа на письмо Одарича по существу, заявил о приостановке своего членства в БЮТ. На своей пресс-конференции он, в частности, произнес: «Чи може Губський виключати С.Одарича?.. Я не можу дивитись, як у БЮТі виникають «любі друзі-2». Вечером 13 июня горТИК сняла Одарича с регистрации. Тот в свою очередь обратился в суд и прокуратуру и выступил с еще более жесткими обвинениями в адрес своих товарищей-врагов по партии.

В Черкассы 15 июня нагрянул «десант» советников президента с целью предотвратить срыв выборов. Глава правовой службы секретариата президента Николай Полуденный и глава службы региональной и кадровой политики Анатолий Ткачук провели в городе ряд встреч с чиновниками, в том числе и с руководством силовых структур. На пресс-конференции они сообщили журналистам, что президент заинтересован в том, чтобы выборы в Черкассах состоялись, и неважно, кто станет мэром. При этом советники не исключили варианта прямого президентского правления, напомнив об опыте Одессы, Ялты, Мукачево.

P.S. На момент выхода газеты стало известно, что суд восстановил Сергея Одарича в списке кандидатов, а прокуратура внесла протест на решение ТИК об отмене выборов. Сессия горсовета собралась, чтобы решить, как с этим бороться...