UA / RU
Поддержать ZN.ua

Попытка системного подхода

На первый взгляд может показаться, что правительство Юлии Тимошенко занимается только проблемой выплат вкладчикам Сбербанка бывшего СССР...

Автор: Алла Еременко

На первый взгляд может показаться, что правительство Юлии Тимошенко занимается только проблемой выплат вкладчикам Сбербанка бывшего СССР. И лишь иногда отвлекается на кадровые вопросы и еще реже - на другие проблемы, включая нефтегазовую отрасль. На самом деле это далеко не так.

Вполне объяснимо, что новое руководство топливно-энергетического комплекса Украины в целом и НАК «Нафтогаз України» в частности хочет знать, что ему досталось или, вернее, осталось от предшественников. В этой связи вполне понятно создание 9 января Межведомственной комиссии по проверке деятельности НАК «Нафтогаз України», которую возглавил первый-вице-премьер Александр Турчинов.

Однако никто не станет ждать, пока мы разберемся со своими «погремушками». Не стали ждать решения межведомственной комиссии ни в «УкрГаз-Энерго», ни в «РосУкрЭнерго», ни в «Газпроме», ни в правительстве Украины. Каждый - по своей причине. Как это все выглядело на прошедшей неделе - попытаемся вкратце описать.

«Нафтогаз»: предварительные результаты проверки

Еще не совсем отстоялись порядком замутненные нефтегазовые воды, как уже стали понятны очертания рифов. Рифов, которые непосредственно угрожают как «Нафтогазу», так и энергетической безопасности страны в целом. Межведомственная комиссия по проверке деятельности НАК «Нафтогаз України», возглавляемая Александром Турчиновым, только приступила к комплексной проверке НАКа, которая продлится месяца два. Такая глубинная ревизия необходима, чтобы выявить и проанализировать системные проблемы «Нафтогазу». А «для тонуса» г-н Турчинов уже получил информацию от нынешнего главы ГлавКРУ Николая Сивульского - о результатах предыдущих проверок «Нафтогазу». А уже эта информация никого не оставит равнодушным.

В первых же строках послания А.Турчинову сказано: «Результаты проверок, как и предыдущие контрольные меры, засвидетельствовали углубление экономического кризиса в системе нефтегазового комплекса, непредотвращение которого в ближайшее время угрожает безопасности государства».

Н.Сивульский отмечает, что хотя НАК «Нафтогаз України» и создавалась согласно указу президента (Л.Кучмы) от 25 февраля 1998 года и последующего постановления Кабмина от 25 мая того же года, на сегодняшний день компания «приобрела специфический статус». (Хотя, возможно, для этого ее и задумывали?) Уже одного того, что «Нафтогаз» «является собственником имущества на правах полного владения всем имуществом, переданного ему Кабмином в собственность» достаточно, чтобы говорить о нарушениях и Конституции Украины (ст. 116, пункт 5) и Хозяйственного кодекса Украины (ст. 141, часть 2).

После вышесказанного все остальное - есть запрограммированное следствие. Потому что создали «Нафтогаз» как государство в государстве. И на кого теперь пенять?.. Можно привести массу уже доказанных нарушений в деятельности «Нафтогазу», назвать многомиллионные, скажем так, не совсем законные трансакции. Да и кредитная политика менеджмента компании, о чем неоднократно писало «ЗН», оставляет желать лучшего. Как отмечает Н.Си­вульский, «привлечение в период второго полугодия 2006 года и девяти месяцев 2007 года 11,4 млрд. грн. средств не только не дало ожидаемого экономического эффекта, но и обусловило критическое финансово-экономическое положение компании. Только за период с июля 2006 года по сентябрь 2007-го за пользование кредитными ресурсами уплачено 1,2 млрд. грн. Как следствие, объемы кредиторской задолженности… по состоянию на 1 сентября 2007 года превысили существующую дебиторскую задолженность на
7,9 млрд. грн.».

Руководитель ГлавКРУ отмечает, что вместо существенной прибыли «Нафтогаз» получает убытки: «Основной причиной потери доходов компании является реализация товаров и услуг по ценам ниже себестоимости, вследствие чего НАК «Нафтогаз України» потеряно 1,7 млрд. грн.». Кроме того, « в течение 2006-2007 годов реализация импортного газа, полученного от ЗАО «УкрГаз-Энерго», проводилась… по ценам ниже закупочных, что привело к потерям в сумме 1,5 млрд. грн.». Н.Сивульский также отмечает, что, «пользуясь «вседозволенностью», НАК и ее дочерние компании направляли финансовые потоки «на сомнительные операции, каковых выявлено на сумму как минимум
500 млн. грн. В частности, в
2005-м - первом полугодии 2006 года компанией будто бы получены на 32,8 млн. грн. юридические услуги от ООО «Юридическая фирма «Ап­рио­ри», которая является банкротом…». О сомнительности проведенных ГП «Укрнафто­газ­комплект» операций на сумму 321 млн. грн. свидетельствует отсутствие не только положенной документации, но даже контрагентов по указанным юридическим и физическим адресам.

И это малая толика «грешков», которые уже выявили ревизоры.

Остается слабая надежда, что межведомственная комиссия не ограничится констатацией и так известных фактов и требованием расстрела через повешенье их творцов, а хотя бы попытается что-то и системно изменить.

О системности подхода говорил с членами созданной межведомственной комиссии по НАКу и президент В.Ющенко. С некоторыми - по отдельности. Хотя далеко не все кандидатуры в составе комиссии президента устроили. Тем не менее президент ориентировал всех на разбор полетов именно за 2007 год.

Уверены, если в Украине кто-то возьмет на себя ответственность все же разобраться с собственностью НАК «Нафтогаз України», многие проблемы можно будет решить автоматически. Это касается отношений НАКа с облгазами и дочерними предприятиями, а также акций, например, в ОАО «Укрнафта» и ЗАО «Укртатнафта» и т.д. Тогда и с «Газпромом» будет проще говорить. А то пока приходится ограничиваться «ознакомительными визитами».

Визит в «Газпром»

Первый официальный визит нового главы «Нафтогазу України» Олега Дубины в «Газпром» в общем-то можно назвать ознакомительным в том плане, что Олег Викторович объяснил российским коллегам позицию Украины в отношении желания изменить уже во втором полугодии ставку транзита на российский газ. А также упомянул о желании «Нафтогазу» перейти на прямую работу с «Газпромом». О возможном увеличении ставки транзита до 9,32 долл. за 1000 кубометров газа по 100 км газопровода речь тоже шла. Но это не самая главная проблема в поиске взаимовыгодных отношений между «Нафтогазом» и «Газпро­мом».

Как сообщили источники «ЗН», принципиально важно то, что в «Газпроме» сразу не отвергли стремление «Нафтогазу» к прямому сотрудничеству – без посредников. В перспективе это устроит и российскую сторону. Но сначала предстоит кропотливая работа по выработке системных правил игры.

Хотя, конечно, «Газпром» не забыл и о своих уже хорошо известных аргументах. Мол, повысите ставку на транзит российского газа, мы в ответ повысим цену на транзит азиатского газа и цену на свой газ, поставляемый в Украину. Собственно, россияне уже продемонстрировали серьезность своих намерений, когда в начале января поставили в Украину свой газ по цене свыше 300 долл. за 1000 кубометров. По крайней мере, об этом говорят представители «РосУкрЭнерго».

К слову сказать, «РосУкрЭнерго» (читай - «Газпром») ведет одновременное наступление по всем фронтам. До того, как стало известно о вдруг накопившемся долге Украины, исполнительный директор компании «РосУкрЭнерго» Константин Чуйченко заявил Агентству газовой информации, что «в январе текущего года произошло снижение объемов поставки природного газа из Цент­ральной и Средней Азии в связи с аномально холодной погодой. Снижение поставок относительно плановых объемов составляет около 40 млн. кубометров в сутки».

Туркменистан эту «пилюлю» проглотить не захотел и в четверг заявил следующее: «Такого рода заявления не имеют никакого отношения к поставкам газа из Туркменистана в Российскую Федерацию. Туркменистан полностью выполняет свои обязательства и в строгом соответствии с условиями, предусмотренными контрактом, осуществляет поставки туркменского природного газа в Россию».

Нам трудно понять, почему В.Ющенко упорно верит в то, что в Украину поступает туркменский и другой центральноазиатский газ. «Газпрому» всегда было выгодно пугать Украину тем, что в случае, если она повысит ставку транзита на российский экспортный газ по своей территории, «Газпром» в ответ повысит ставку транзита азиатского газа в Украину. Но ведь нет в Украине азиатского газа! Даже когда были прямые контракты с Туркменистаном, газ поставлялся по так называемой схеме замещения. Ну зачем же зря прогонять газ на тысячи километров? Украина покупает газ на российско-украинской границе, а значит, шантаж об адекватном повышении транзитного тарифа - сказки в лучшем случае.

Правда, чтобы эти сказки развеять, украинские власти должны на весь мир заявить, что готовы покупать газ напрямую у «Газпрома» и других поставщиков по «мировой» цене. То есть стоить для Украины тот же российский газ должен столько, как и для Европы, но за вычетом расходов на транспортировку. Если, к примеру, в Европе российский газ стоит 350 долл., то, отняв затраты на транзит, на российско-украинской границе получим около 250 долл. И тогда можно спокойно говорить о ставке транзита для россиян в 9,32 долл.

Но чтобы такое заявлять, должна быть высшая политическая воля. Пока же украинской делегации в «Газпроме» дали понять, что существуют некие высшие договоренности на уровне президентов, и что все стратегические газовые вопросы ону будут курировать лично и исходя из этих самых договоренностей.

Снова долг? И опять «РосУкрЭнерго»?

По странному стечению обстоятельств, буквально накануне визита украинской делегации во главе с председателем правления НАК «Нафтогаз України» Олегом Дубиной в «Газпром» практически монопольный оператор газа в Украине - компания «УкрГаз-Энерго» обещает… погасить задолженность перед «РосУкрЭнерго» в ближайшее время.

Исполнительный директор «РосУкрЭнерго» Константин Чуйченко в среду заявил, что просроченная задолженность «УкрГаз-Энерго» перед трейдером в настоящее время составляет 830 млн. долл., а это, в свою очередь, приводит к формированию задолженности «РосУкрЭнерго» перед «Газпромом».

«Погашение задолженности будет произведено в максимально короткие сроки за счет поступлений от продажи отбираемого из ПХГ газа на условиях 100%-й предоплаты, а также привлекаемых кредитных средств», - уточняет пресс-секретарь «УкрГаз-Энерго».

По версии «УкрГаз-Энерго», возникновение такой задолженности обусловлено дополнительной закупкой значительных объемов газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины у компании «РосУкрЭнерго».

«УкрГаз-Энерго» также напоминает своим контрагентам о необходимости обеспечения надлежащих расчетов за потребляемый природный газ. «Особую обеспокоенность у «УкрГаз-Энерго» вызывает то, что предприятия НАК «Нафтогаз Украины», начиная с третьей декады декабря 2007 года, полностью прекратили оплату за поставленный газ», -отмечает представитель поставщика топлива.

Как вы знаете, «РосУкрЭнерго» является единственным поставщиком природного газа в Украину с января 2006 года, а его единственным импортером в страну - «УкрГаз-Энерго», совместное предприятие НАК «Нафтогаз України» и RosUkrEnergo.

«УкрГаз-Энерго» часть приобретенного газа поставляет конечным потребителям, преимущественно промышленным предприятиям, часть реализует «Нафтогазу України» для дальнейшего обеспечения газом теплоснабжающих предприятий и бюджетных учреждений.

Напомним, что согласно заявлениям «УкрГаз-Энерго», эта компания планировала в 2007 году импортировать в Украину более 53 млрд. кубометров природного газа. Прогнозный баланс поступления и распределения природного газа по Украине на 2008 год предусматривает импорт трейдером в текущем году 55 млрд. кубометров газа.

Это все были заявления. Официальные. Теперь предлагаем задуматься над тем, откуда же мог возникнуть долг почти в 800 млн. долл. у ЗАО «УкрГаз-Энерго» перед «РосУкрЭнерго» буквально с конца декабря 2007-го? Тем более что прежнее руководство украинским ТЭК в целом и «Нафтогазом» в частности заявляет, что оставили компанию с прибылью. Хотя уместен вопрос - «с чьей?»...

Еще 16 октября 2006 года господин Бойко (экс-глава НАК «Нафтогаз» и экс-глава Минтоп­энерго Украины) распорядился, чтобы газ для нормативных потребностей (так называемый технический газ, сжигаемый для прокачки российского газа по украинской трубе в Европу) «Укртрансгаз» закупал напрямую у «УкрГаз-Энерго».

Схема проста. «Укртрансгаз» - дочернее газотранспортное предприятие НАК «Нафтогаз», и именно оно использует технический газ. Оно же обеспечивает транзит российского газа в Европу. Но (внимание!) деньги за свои услуги (а это около 250 млн. долл. в месяц) получает не «Укртрансгаз» напрямую - деньги от «Газпрома» получает НАК «Нафтогаз України». По логике, НАК должна возвращать своему дочернему газотранспортному предприятию заработанные им же деньги (и на зарплату, и для поддержания газотранспортной системы, и на закупку того самого технического газа - 6-7 млрд. кубометров в год). Но «Нафтогаз» перечисляет «Укртрансгазу» всего ничего. А технический газ нужен. И, как велел некогда Юрий Бойко, так до сих пор этот газ «закупают» у компании «УкрГаз-Энерго».

А точнее, берут в долг. Так вот, если прикинуть, сколько стоит
6 млрд. кубометров газа (необходимого «Укртрансгазу»), то приблизительно около 800 млн. долл. долга за год и набирается. Если даже считать, что этот газ для компании «УкрГаз-Энерго» обходится по минимуму - 130 долл. за 1000 кубометров, а далеко не по 314,7 долл., как уверяет все тот же г-н Чуйченко.

Вот и получается, что «Укртрансгаз» не заплатил компании «УкрГаз-Энерго» (так как нечем платить, ибо, как сказано выше, НАК не перечисляет необходимые средства); «УкрГаз-Энерго» в свою очередь (по крайней мере, в этом нас уверяют) своевременно не заплатило газопоставщику - «РосУкрЭнерго», а в итоге - за Украиной уже сформировали долг.

Это наша версия. Мы не претендуем на ее безукоризненность. Но информация к размышлению в ней есть.

К тому же слишком часто в последнее время данные о поставках газа компании «УкрГаз-Энерго» и «Укртрансгаза», который этот газ транспортирует, расходятся. Вот сейчас Нацкомиссия регулирования электроэнергетики и задалась вопросом: а почему, собственно? Интересно, кто в «УкрГаз-Энерго» будет на этот вопрос отвечать?

Здесь самое время вспомнить, что глава «УкрГаз-Энерго» и по совместительству (до недавних пор) - заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз України» Игорь Воронин от прежнего руководства получил индульгенцию - отпуск на пять месяцев. Формально в этот период его нельзя уволить. Это покруче любой «дипломатической болезни». Неформально, конечно, в судебном порядке отпуск на 150 дней можно аннулировать. Но сейчас речь не об этом. А о том, что г-н Воронин энд компани отвели правительству Юлии Тимошенко именно пять месяцев (плюс-минус 30-40 дней). И если к окончанию апреля - началу мая правительство Ю.Тимошенко не согласует с заинтересованными лицами в Украине не просто программу системных изменений в нефтегазовом комплексе, но и не успеет на практике перейти к ее выполнению, то «РосУкрЭнерго» (читай - «Газпром») еще жестче станет диктовать Украине свои условия. И не только в нефтегазовой сфере.