UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОПУТЧИКИ

Демонстративное сплочение четырех крупнейших сил оппозиции, второй месяц подряд не позволяющих голосовать Верховной Раде, временно скрыло трещины внутри лагеря противников власти...

Автор: Егор Соболев

Демонстративное сплочение четырех крупнейших сил оппозиции, второй месяц подряд не позволяющих голосовать Верховной Раде, временно скрыло трещины внутри лагеря противников власти. Но кажущийся окрепшим альянс «Нашей Украины», Компартии, СПУ и Блока Юлии Тимошенко рискует опять развалиться — сразу после того, как парламент начнет рассмотрение проектов перехода к парламентско-президентской республике, одобренных Конституционным судом. Устойчивому сотрудничеству оппозиционных сил мешают не только разногласия по поводу смены политического устройства. Их проблемы гораздо серьезнее: лидеры оппозиции окончательно утратили общий язык при обсуждении ключевой для них задачи — выиграть президентские выборы 2004 года в рамках «четверки».

Со стороны может показаться, что после летнего охлаждения, когда левое крыло оппозиции — КПУ и СПУ — согласилось на переговоры с администрацией Президента о компромиссном варианте изменения модели власти, возобновившиеся более доверительные, отношения оппозиционных сил переживают ренессанс. С октября Виктор Ющенко, Петр Симоненко, Юлия Тимошенко и Александр Мороз встречаются как никогда часто, иногда консультируясь по нескольку раз в неделю. Стороны смогли организовать совместное лоббирование закона о пропорциональной системе выборов Рады, заваленного коалицией власти. Они с разным энтузиазмом, но одинаковыми словами осудили методы срыва съезда «Нашей Украины» в Донецке, продолжают бороться за «вызов на ковер» парламента силовых министров.

Но, похоже, совместная борьба оппозиции за непроходной закон и показательное заслушивание силовиков — это максимум, о чем она сейчас способна договориться. Как только на встречах «четверки» заходит речь о стратегических темах, например, будущем голосовании за сокращение полномочий Президента, ее лидеры сразу перестают слышать друг друга. Тема борьбы за главное кресло страны в следующем году вообще заводит общение политиков, которые еще полгода назад публично обсуждали идею выдвижения общего кандидата на выборы, в непреодолимый тупик.

Если «Наша Украина» не отменит запланированное на конец ноября собрание партий и движений, которые решили участвовать в президентской кампании Виктора Ющенко, он будет провозглашен «кандидатом от демократических сил», не располагая поддержкой ни одного из остальных лидеров «четверки». Больше того, Симоненко, Тимошенко и Мороз сейчас не просто не готовы идти за Ющенко. Каждый из них все больше думает о собственной кампании, подготовкой к которой уже активно занимаются возглавляемые ими партии.

В первую очередь это касается лидера коммунистов, который с лета конструирует свою игру на выборах 2004 года. В ней Симоненко позиционирует себя как противника и власти, и Ющенко, вражду которых между собой он представляет как «борьбу олигархических групп». Следуя этой стратегии, целью которой является максимальное получение голосов левых избирателей, популярная в этой части электората газета «Коммунист» с июля атакует Ющенко ненамного реже, чем Леонида Кучму с Виктором Медведчуком.

Александр Мороз придерживается другого плана. Лидер социалистов поставил свое участие в кампании в обратную зависимость от судьбы политической реформы. Таким способом он надеется заинтересовать в установлении парламентско-президентской формы власти Ющенко, чья крупнейшая в парламенте фракция оказывает реформе серьезное сопротивление. Этот план не мешает СПУ активно обсуждать предложение Иосифа Винского провозгласить Мороза кандидатом, одновременно предпринимая усилия для повышения рейтинга своего лидера. В эти дни социалисты распространяют по всей стране листовку-письмо Мороза, отпечатанную 2,5-миллионным тиражом и ориентированную на жителей сел.

Ведет подготовку к кампании и Тимошенко. В последний месяц украинский Интернет буквально запестрел завлекательными баннерами с ее персонального сайта, где одна за другой проводятся чат-конференции с участием лидера БЮТ. Таким образом «Батьківщина» отрабатывает проект интерактивного общения с избирателями, являющийся частью большой внутренней работы, которую партия проводит в преддверии следующего года. По словам второго человека в БЮТ Александра Турчинова, публичная кампания Тимошенко может стартовать уже с января, если за оставшиеся полтора месяца она и Ющенко не договорятся об условиях совместной игры.

Ультимативная окраска позиции Тимошенко хорошо иллюстрирует причины, раскалывающие лагерь оппонентов власти: и Александр Александрович, и Юлия Владимировна так и не дождались от Ющенко внятного ответа, на каких постах он их видит в случае победы. Нет согласия и в вопросе о политике, которую будет проводить новоизбранный президент от оппозиции. Симоненко и Морозу не нравится экономическая программа Ющенко, которую они считают чрезмерно либеральной, и они отстаивают меньшую ориентацию на Запад во внешней политике, чем лидер «НУ». Ющенко не разделяет мнение лидеров левых партий в отношении частной собственности на землю. Но в условиях, когда всю политику определяет ненавистная им коалиция власти, эти споры на самом деле мало интересуют оппозиционных вождей. Бичом союза антивластных сил является другое: они плохо умеют определять и свои, и чужие интересы, что мешает им находить общие цели в большинстве случаев.

Столкновение «НУ» и Компартии в сумском горкоме КПУ предопределили не водка или идеологическое неприятие друг друга, как пытаются представить провластные СМИ. Оно возникло из-за отсутствия диалога между Ющенко и Симоненко, раньше всех начавших кампанию-2004, но забывших при этом обсудить выгодные обоим правила игры. Нет никаких сомнений, что дискуссии о приватизации или вступлении в НАТО, которые лидеры двух сил будут вести между собой, принесут очки и первому, и второму, отобрав их у кандидата от власти. Но есть большая неуверенность в том, что охотно подхваченные провластными СМИ споры, чьи именно люди были пьяными в Сумах, дадут тот же самый эффект.

Что ограничило переговоры Ющенко и Тимошенко об условиях ее поддержки лидера «НУ» одной-единственной встречей в октябре, когда под байки Ивана Плюща стороны впервые предметно обсудили, вокруг чего они могут договориться? Почему от следующей встречи лидер «НУ» уклонился? Его соратники пытаются назвать это трезвым расчетом. Но противоречивость их пояснений, в чем состоит этот расчет, когда одни указывают, что ей некуда деваться и она все равно придет, а другие отмечают пользу дистанцирования от ее ужасного рейтинга недоверия населения, заставляет подозревать, что Ющенко просто не знает, как следует поступать.

Фаворит избирательной кампании сейчас тратит много усилий на улучшение отношений с Морозом, последняя встреча прошла вчера. Поддержка Мороза действительно имеет значение для лидера «НУ». Она не только усложнит самостоятельное баллотирование Тимошенко, но и размоет навязываемый Ющенко образ «Президента Западной Украины», который усложняет ему победу в кампании. Но, несмотря на потеплевший, по словам окружения обоих лидеров, тон общения, их диалог все равно остается разговором слепого с глухим. Мороз рассказывает Ющенко о рисках, которые несут поражение лидера «НУ», предлагая смягчить их урезанием президентских полномочий. Ющенко же описывает преимущества, которые возникнут после его победы, убеждая Мороза помочь получить полномочия неурезанными.

Взаимодействуя таким образом, оппозиционные силы рискуют проиграть коалиции провластных сил все, за что будет идти игра в течение ближайшего года. Во-первых, скрепленная портфелями и угрозой утратить влияние после выборов провластная коалиция имеет большие шансы преодолеть внутренние разногласия и провести выгодный для нее вариант реформы политического устройства. Противоречия в оппозиционном лагере благоприятствуют этому. «НУ» и БЮТ могут сколько угодно заявлять о достоинствах сильного президента: это не ослабит тяготение КПУ и СПУ к парламентской республике. Не желая признавать этот факт, Ющенко и Тимошенко играют на руку власти. Их поведение в этом процессе выглядит не только неразумным, но и непатриотичным. У «НУ» и БЮТ недостаточно голосов, чтобы заблокировать реформу. При этом они полностью устранились от участия в ее проектировании. Такая позиция, скорее всего, приведет Украину к разбалансированной модели власти, которая будет соответствовать политическим интересам коммунистов и крупного бизнеса, не учитывая пожелания всех остальных.

Не менее сильное разочарование может ждать оппозиционные силы на президентских выборах. Поход на выборы всех четырех лидеров, вероятность которого в условиях непонимания друг друга возрастает, может привести к победе кандидата от власти. Иосиф Винский, убеждающий сейчас Мороза выдвигаться, правильно указывает на уязвимость Ющенко и Симоненко, возглавляющих правое и левое крыло оппозиции. Против первого уже разыгрывают сценарий «Раскол Украины», зомбирующий избирателей многолюдных восточных областей. Второго ждет знакомый всем спектакль «Угроза коммунистического реванша», также делающий маловероятной его победу. Но какие шансы выиграть у Мороза, не попавшего в 1999 году во второй тур, хотя тогда выбор у избирателей был меньшим, чем сейчас? То же самое касается Тимошенко. «Наша Украина» явно недооценивает ущерб, который нанесет ее лидеру самостоятельное баллотирование лидера БЮТ, способной сделать из кампании ярчайшую постановку на революционные темы. Но мнение блока Ющенко о нереальности победы Тимошенко на этих выборах выглядит вполне аргументированно. Она вряд ли сможет преодолеть негативный имидж и убедить весь электорат Ющенко в его несостоятельности.

Что может объединить оппозиционные силы, так это выдвижение Леонида Кучмы на третий срок. В этом случае они дружно готовы идти на улицы, о чем говорят уже сейчас, обдумывая такой риск. Но решимость оппозиции бороться с одним из самых радикальных и маловероятных сценариев не означает, что в этой борьбе она сможет быть эффективной. Многочисленные упущения и ошибки, допущенные после удачных парламентских выборов 2002 года, сделали блестящие шансы оппозиционных сил победить на президентских выборах 2004 года туманными. Это плохая новость для страны, которая через год может оказаться перед выбором между нечестными политиками и политиками неумелыми.