UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПОНЯТЬ КАПИТАЛИЗМ НЫНЕШНИЙ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ СОЦИАЛИЗМ БУДУЩИЙ»

Широко распространилась идея о том, что левые сходят со сцены. Призрак социализма больше не бродит по Европе...

Автор: Лоран Жоффрен

Широко распространилась идея о том, что левые сходят со сцены. Призрак социализма больше не бродит по Европе. Его исчезновение радостно празднуют британские консерваторы и директора Бундесбанка, советники Эдуарда Балладюра и эксперты Международного валютного фонда, члены правления банка «Париба» и лидеры правой партии ОПР.

Вздох облегчения поистине огромных масштабов... Наконец-то мы избавлены от страшной угрозы, от этого парализующего анархизма! Теперь, в обстановке консенсуса, с участием вежливых, хорошо воспитанных профессионалов-управляющих можно наконец правильно вести дела в демократических странах Европы. которые так настрадались от утопических планов, устарелых и бесплодных конфликтов. Истории все-таки удалось привести корабль консерваторов к месту назначения. Лжепророки социальной справедливости спустили все флаги, признав свое поражение перед лицом очевидных доказательств. Левые умерли! Да здравствуют профессионалы-управляющие!..

Хватает комментариев по поводу такого чудесного события. Если социализм испарился, говорят нам, это произошло потому, что ветер истории против социализма. Умственная лень одних и политическая стратегия других приводят к тому, что в печати, речах политиков, застольных беседах все активнее внедряется мысль: не только неверны социалистические решения, предлагаемые обществу, но вообще проблемы социализма больше не существует. Отныне нет необходимости сражаться с противником, потому что он сам удалился в темные подвалы истории.

Но дело в том, что он вполне может оттуда выйти. О нет, конечно, не в своем прежнем варианте. Для французов этот вариант умер, когда в 1983 году Франсуа Миттеран избрал путь жесткой экономии и реализма. На парламентских выборах во Франции 1993 года поражение потерпели не ценности левых сил, а их лидеры. Когда рассеется туман сиюминутных оценок, это станет абсолютно очевидно.

Нас хотят заставить поверить, что социализм мертв, а левые завершили свой век в истории. Но это не так. На Западе сейчас заканчивается цикл, когда у власти находились правые - либералы и консерваторы. Как это часто бывает, сигнал перемен пришел из Америки. После двух американских президентов-республиканцев избиратели привели к власти классического демократа, который пытается проводить политику, во всем соответствующую традициям своей партии. В Европе намечается тот же поворот, и левые в ближайшем будущем могут оказаться у власти во многих крупных странах. В Восточной Европе уже отказываются от жестких методов ультралиберализма и в трудных условиях ищут пути к смешанной экономике. Широкое движение против государственного вмешательства в экономику и за ультралиберализм, которое, начавшись в Калифорнии, охватило весь север планеты и привело к власти Рональда Рейгана, Маргарет Тетчер и их последователей, выдохлось в условиях кризиса.

Мир увидел его плоды: в беспокойной истории капитализма свершилась еще одна техническая и финансовая революция, но она сопровождалась резким усилением социальных бедствий. Результат - бурное развитие городов, массовые перемещения рабочей силы, непрекращающийся рост безработицы, увеличение числа бездомных, рождение общества «избранных», в котором царствуют мафиози, рост детской преступности и проституции, возникновение опасного класса, который вобрал в себя все пороки нашего времени, молниеносное обогащение финансовых авантюристов, обнищание наименее обеспеченных и неудачников.

Глядя на свое изображение в средствах массовой информации, общество испытывает тревогу, нередко граничащую с паникой. Капитализм, вновь вызвавший крупные перемены в устройстве жизни, внушает страх.

И неизбежно перед нами встает тезис, который, как считают, невозможно защитить, но который отстаиваем мы: социализм возвращается. Но возвращается видоизмененным. Потому что многое испытал. И много ошибался. Его старая программа, сохранявшаяся нетронутой в бурном водовороте 70-х годов, не выдержала испытания властью. Как не выдержала она и столкновения с переменами в Восточной Европе и в мире. Его политическая культура, составными елементами которой были этатизм, благодушная наивность прогрессистов, социальный волюнтаризм, неосмотрительность в финансовых делах и зачастую нетерпимость, обанкротилась при столкновении с современными реальностями. Объявленное намерение постепенно отказаться от рыночной экономики быстро испарилось во Франции у левых после прихода к власти. Они собирались порвать с капитализмом, а на деле порвали с социализмом.

История - это не вечный возврат к прошлому. Метаморфозы капитализма не могли оставить его противника без изменений. Преобразовавшемуся капитализму должен противостоять преобразовавшийся социализм.

Вынести уроки из своей бурной, туманной и часто кровавой истории - это первейшая задача нового социализма. Необходимо проанализировать поражение коммунизма, который стремился разрушить до основания все. Надо подумать над путями нового социализма, который рождается в условиях общества, пережившего либеральную революцию 80-х годов. Иначе говоря, надо понять капитализм конца XX века, для того чтобы представить себе социализм века следующего.