UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пони бегали по кругу... пока деньги не закончились

Средств на содержание государственных и коммунальных медиа нет, желания сделать их реформирование возможным - тоже, а следовательно, центры занятости ждут новых жертв.

Автор: Татьяна Котюжинская

Восемь лет Украина не может выполнить обязательства перед Советом Европы по созданию общественного телевидения и разгосударствлению печати. Но теперь на финансирование государственных медиа просто нет средств - в Государственном комитете телевидения и радиовещания заявили, что финансирования осталось на три месяца, а НКРУ, НТКУ, ОГТРК ждет сокращение штата. Коммунальные медиа, в том числе и пресса, и телевидение, и проводное радио, знают о неутешительных прогнозах на бюджет уже давно. Сокращать там, как правило, уже некого.

На коллегии Государственного комитета телевидения и радиовещания был утвержден план оптимизации государственных телерадиокомпаний на 2013 год из-за уменьшения более чем вчетверо финансирования потребностей на трансляцию. Согласно плану предлагается до 1 мая внести предложения по сокращению структуры и штата Национальной телекомпании и Национальной радиокомпании не менее чем на 15%, а также на 18% - областных государственных телекомпаний с численностью штата более 300 человек. ОГТРК, в штате которых от 200 до 300 человек, планируется сократить на 10%. Заместитель председателя комитета Дмитрий Кравченко сказал: "В 2013 г. сумма на трансляцию втрое меньше, чем в прошлом, и более чем в четыре раза меньше минимальной потребности, которую просило Госкомтелерадио по расчетам государственных вещателей".

1 февраля 2013 года состоялась встреча Национального союза журналистов с премьер-министром Николаем Азаровым, на которой, в частности, обсудили вопросы сокращения финансирования государственных телерадиокомпаний и судьбу законопроектов о разгосударствлении.Очевидно, что в результате этой встречи, так же как и в 2010 г., будут даны поручения премьер-министра разным должностным лицам. Также очевидно, что, как и в 2010 г., ни одно из них не будет выполнено. Ведь главный вопрос - это вопрос средств, а их в Госбюджете нет. Хотя так остро вопрос финансирования государственных и коммунальных медиа не стоял никогда.

Проекты законов об общественном телевидении и разгосударствлении печати обсуждаются экспертами, регистрируются в парламенте, а потом откладываются. Меняется власть, меняются группы переговорщиков - и все начинается сначала: эксперты обсуждают, парламент регистрирует - и снимает с регистрации. Сначала законопроектами занималось Министерство юстиции, теперь - Госкомтелерадио. Много раз законопроект (уже было около 85 его редакций) поступал на рассмотрение Кабинета министров и регистрировался в Верхов-ной Раде. Но ни различные органы власти, ни местных чиновников не устраивает сама идея отсутствия собственного средства массовой информации. Каждый раз при рассмотрении данного законопроекта поднимается вопрос об исключении из разгосударствления то одного, то другого СМИ. Министерство обороны требует сохранить свои СМИ, чтобы воспитывать у бойцов патриотический дух, парламент - чтобы доносить мысли народных депутатов и фракций, Кабмин - инициативы и улучшения от правительства. Не отстают и местные чиновники, которые могут финансировать из местного бюджета собственные пиар-листки. Союзу журналистов впору проводить конкурс "Кто напечатает больше фотографий местного чиновника в одном номере газеты": иногда количество таких фото достигает тридцати! Местные чиновники, имеющие собственные СМИ, просто уничтожают коммунальные, выходя из состава их соучредителей и оставляя без финансирования, имущества и помещений. Некоторые, как в Киевской области, создают еще одну коммунальную газету, блокируя работу предыдущей.

Нежелание чиновников и депутатов, которые превращают этот процесс в бег по кругу, принять закон официально всегда объясняют невозможностью выполнить требования журналистов этих изданий. Таких требований два: безвозмездная передача трудовому коллективу имущества и помещений редакций и финансовая помощь местным изданиям в дотационных регионах, в которых без государственной поддержки не было бы ни образования, ни больницы, ни газеты. Союз журналистов, представляющий интересы коммунальных изданий и принимающий активное участие в процессе подготовки законопроектов, настаивает, чтобы закон предусматривал реформирование, а не уничтожение этих изданий. Большинство частных изданий и телекомпаний дотационные: ни читатели путем подписки, ни рекламный рынок, который сегодня суживается, как шагреневая кожа, не могут обеспечить финансовую независимость СМИ. Безусловно, уменьшение читательской и рекламной способности является показателем экономической температуры по стране, но от этого СМИ не легче. К тому же государство все больше вмешивается в сферу регулирования частот для телекомпаний по принципу "этому дам, а этому не дам", да еще и в сферу распространения печатных изданий: подготовлен правительственный законопроект, предусматривающий ее монополизацию. Многие печатные издания уже перешли исключительно в интернет-формат, поскольку на печатную версию нет средств.

Медиа-бизнес имеет свои особенности, как и любой другой. Однако общественно значимая группа товаров - хлеб, молоко и газета - должна быть общедоступной. Речь идет о социальном хлебе, а не московской плюшке, и об общественно-политических газетах, а не о таблоидах. Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости предоставить государственную поддержку общественно-политическим изданиям. Она может заключаться в низких тарифах на доставку газет, в уменьшении налогообложения или в прямых дотациях, например, второй по тиражу газете, чтобы предотвратить монополизм. Но сложно ожидать преференций для развития одного бизнеса, тогда как монополизируются другие сферы.

Таким образом, средств на содержание государственных и коммунальных медиа нет, желания сделать их реформирование возможным - тоже, а следовательно, центры занятости ждут новых жертв.