В связи со стихийным бедствием, обрушившимся на западные регионы страны, Украина обратилась к ряду международных организаций и правительств иностранных государств за гуманитарной и технической помощью. Так как чрезвычайные происшествия случаются с незавидным постоянством, в Украине накопился немалый опыт того, кого просить о помощи и как обеспечивать незамедлительное и беспрепятственное поступление гуманитарных грузов к терпящим бедствие.
Тяжелыми испытаниями для Украины стали масштабные наводнения в Закарпатье в 1998-м и 2001 годах. В считанные дни множество государств откликнулось на призыв о помощи, направив конвои автомобилей с гуманитарными грузами в пострадавшие регионы. Скоординированная четкая работа государственных служб, пограничников, таможни, регионального штаба по ликвидации последствий стихии, не только ускорила поступление помощи, сократила сроки ликвидации последствий стихии, но и во многом смягчила психологическую атмосферу на местах — люди ощутили, что их не оставили наедине с бедой, о них думают, заботятся, им сострадают.
2008 год. Картина повторяется, только масштабы катастрофы гораздо больше. А что на гуманитарно-благотворительном фронте? Лишь скупые сообщения СМИ о том, что Украина через МИД обратилась за помощью…
Настораживает отсутствие информации о помощи международных благотворительных организаций, роль которых в 1998-м и 2001 годах была бесценной, но оказалась тихо забытой, потому что они работали не для пиара, а по зову сердца.
Как тогда оформлялось прохождение гуманитарных грузов через государственную границу? Руководители Государственной таможенной службы незамедлительно давали «добро» на их оперативное бесплатное оформление в любое время суток. Сейчас же прошло больше трех недель, а благотворительные организации вместо того, чтобы доставлять людям, лишенным крова, самое необходимое из того, в чем они нуждаются, втянуты в бюрократическую волокиту.
Специфическое отношение украинских властей благотворительные организации ощущают с 2005 года, когда правительство решило облагать гуманитарную помощь налогом на добавленную стоимость. Понадобилось немало усилий, чтобы доказать абсурдность такого решения, прежде чем его отменили. Но это была лишь первая ласточка.
В июне таможенниками была задержана партия товаров производства известных мировых брендов, которые направлялись под видом гуманитарной помощи в один из приходов Украинской автокефальной церкви. Об этом таможня заявила во всех средствах массовой информации. И ярлык «контрабандисты» намертво приклеился к благотворительным организациям. Впрочем, как и к Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете министров Украины, так как в пакете документов, сопровождающих пресловутый груз, оказалось разрешение комиссии, отнесшей его к категории гуманитарной помощи. А в комиссию, как известно, входят и представители Государственной таможенной службы, и Государственной налоговой администрации.
Но еще задолго до этого инцидента — 17 апреля 2008 года было принято постановление Кабинета министров №389 «О внесении изменений в пункт 10 Положения о Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете министров Украины». Согласно этому документу, решение комиссии отныне принимается большинством голосов присутствующих на ее заседании членов, при условии, что его поддерживают председатель, члены комиссии от Гостаможни и ГНАУ, и оформляется протоколом, который подписывает председатель комиссии, а в случае его отсутствия — заместитель председателя. На простой вопрос: зачем тогда остальные члены комиссии? — постановление Кабмина ответа не содержит.
Очередным этапом «содействия» благотворительной деятельности стало письмо Государственной таможенной службы начальникам региональных таможен «О взимании платы при таможенном оформлении гуманитарной помощи». По сути, это приказ, который откровенно противоречит Закону Украины «О гуманитарной помощи», согласно которому, гуманитарная помощь, предоставляемая, ввозимая, пересылаемая в Украину, освобождается от налогообложения, а ее таможенное оформление осуществляется без оплаты таможенных сборов. Но приказы Гостаможни должны проходить обязательную регистрацию в Минюсте. Обращение же к эпистолярному жанру позволило руководству Гостаможни обойти это положение.
Теперь пострадавшим от наводнения жителям западных областей Украины приходится только ждать, так как таможенное оформление гуманитарной помощи, за которое благотворительным организациям не из чего платить, откладывается, соответственно, грузы со складов не будут отправлены, пока остается в силе упомянутое письмо.
А тем временем поток желающих приобщиться к спасению утопающих нарастает, как вешние воды. Некоторые звезды эстрады и другие популярные в народе лица создают фонды и публикуют номера их банковских счетов, предлагая всем желающим перечислять на них пожертвования потерпевшим. Можно не сомневаться, что желающие найдутся, ведь люди у нас отзывчивые. Но и мошенники не дремлют, и кто может поручиться, что они не воспользуются удобным случаем половить рыбку в мутной воде? Между тем никто из государственных чиновников не задается вопросом: кто и как будет контролировать расходование этих средств? Почему? Да потому, что уже и на государственном уровне гуманитарной помощи предпочитают живые деньги. Вот и министр транспорта и связи Украины на днях заявил: «Мы не будем просить помощи, как страны третьего мира: колготки, футболки. Это должны быть живые деньги, техника и оборудование».
Хорошо быть министром, у него есть и колготки, и футболки. Плохо только тем, у кого нет даже этого. Зато теперь мы знаем, чем Украина отличается от стран третьего мира.