UA / RU
Поддержать ZN.ua

Помещение будущего

«Артек» снова бурлит. Теперь под стелой МДЦ на ялтинской трассе и под представительством постпред...

Автор: Валентина Самар

«Артек» снова бурлит. Теперь под стелой МДЦ на ялтинской трассе и под представительством постпреда президента в Симферополе митингуют родители и дети Артековской специализированной школы, которая оказалась под угрозой ликвидации.

Чтобы понять истоки проблемы, нужно вспомнить 2004 год. Тогда, в канун президентских выборов и в рекордные сроки — всего за полгода — «Укрзалізниці» удалось завершить артековский долгострой, и Леонид Кучма торжественно открыл «Школу будущего». Ведомству, возглавляемому Г.Кирпой, эта суперстройка обошлась в 60 млн. грн. Зато на фасаде появилась табличка о подарке президента детям «Артека» и Гурзуфа, потому что в учебно-производственном комбинате МДЦ поселились две школы: для детей, приезжающих на отдых, и местных, гурзуфских, две трети которых — дети сотрудников «Артека». И соседство это давнее — вторая школа была учреждена еще в 1991 году для детей работников «Артека» по решению исполкома Гурзуфского поселкового совета и на основании приказа директора школы, которая имеет статус специализированной — с углубленным изучением иностранных языков, в ней учатся двести детей. Находится она в отдельном крыле учебно-производственного корпуса МДЦ «Артек».

Однако 26 июня Хозяйственный суд АРК принял решение по иску МДЦ «Артек», которым обязал Артековскую специализированную школу освободить занимаемое помещение УПК. Исковые требования поддержали Кабинет министров Украины и Министерство по делам семьи, молодежи и спорта. МДЦ «Артек» считает, что Артековская специализированная школа препятствует ему в пользовании имуществом, так как самовольно занимает помещения учебно-производственного корпуса (УПК). Ответчики не соглашаются: есть действующий договора о сотрудничестве между МДЦ и школой от 20 сентября 2006 года. Однако суд постановил: поскольку имущество — помещения — находится в госсобственности, их передача должна осуществляться согласно Закону «Об аренде государственного и коммунального имущества», а договор о сотрудничестве его нормам и требованиям не соответствует.

Сейчас дело находится в апелляционной инстанции. Руководство специализированной школы и родители учеников считают, что выселение из помещения «Артека», по сути, означает ликвидацию школы. Таким образом, если суд примет решение в пользу МДЦ — в Украине это будет, пожалуй, прецедент, когда среднеобразовательная школа закроется решением суда по имущественному спору. Родители учеников школы уверены, что права детей в таком случае будут грубо нарушены. Советы руководства «Артека» перевести детей в школу Гурзуфа не воспринимаются по ряду причин. И главная из них — дети получат худшие условия для продолжения учебы. Ведь в Гурзуфе обычная школа, а Артековская — с углубленным изучением иностранных языков. «В нашей школе с девятого класса дети занимаются английским языком по семь часов в неделю. А в гурзуфской — изучают немецкий. И если даже там введут английский, то это будет ознакомительный уровень, то есть один час в неделю», — говорит директор школы Татьяна Азарова.

Казалось бы, что проще: надо заключить договор об аренде в соответствии с законом; заняться этим вплотную должны местные власти, Фонд имущества и руководство «Артека». Уже три года они этим занимаются, только результата нет. А переписка по вариантам договора об аренде, которую прилагают в качестве аргументов стороны конфликта, крайнего не обнаруживает.

Директор «Артека» Борис Новожилов в интервью «ЗН» уверяет, что о ликвидации школы и выселении детей речь не идет. Тогда в чем смысл иска об освобождении «самовольно занимаемых помещений»? «В данном случае есть факт незаконного существования школы в указанном помещении. Школа была создана не совсем корректно. Мы хотим устранить нарушение закона», — говорит Б.Новожилов. Однако единственно правильный путь — заключение договора аренды — невозможен! Поскольку принятым в разгар акций протеста сотрудников «Артека» во главе с самим Борисом Новожиловым недоработанным законом об особенностях функционирования МДЦ любая аренда имущества и земли «Артека» запрещена.

Попробуем все-таки найти ответ на вопрос, зачем нынешнему руководству «Артека» (в отличие от предыдущих) необходимо выселить специализированную школу? Намерения эти проявлялись еще несколько лет назад. Накануне учебного года-2007 в газете «Артековец» была опубликована статья «С сентября артековская школа будет принимать только детей, отдыхающих в «Артеке», в которой сообщалось, что помещение рассчитано на 1200 мест и «не может вместить всех местных детей без ущерба для учебного процесса артековцев — участников тематических смен». Аргумент руководства «Артека» легко опровергается простыми подсчетами, даже при максимальной (если таковая когда-либо будет!) загрузке центра «места хватает всем, поскольку всегда школа для детей-артековцев работала в две смены. Иначе пришлось бы удвоить штаты педагогов и построить еще один спортивный комплекс, а так занятия в школе и мероприятия удается развести во времени», — подчеркнул один из сотрудников МДЦ, пожелавший остаться неизвестным. «Да, помещение в УПК освободится, однако где затем брать педагогов для артековцев? Ведь сейчас многие из специализированной школы по совместительству работают в школе МДЦ».

У родителей учеников «Школы будущего» версия «выталкивания» их детей из «Артека» иная, можно сказать, традиционная для южнобережных реалий. По мнению родителей, на спорные помещения претендует фонд «Украина 3000» Катерины Чумаченко.

«Полная галиматья», — отвечает Борис Новожилов. И некоторые сотрудники считают, что говорит он чистую правду. Потому что, как утверждает источник в руководстве МДЦ, «совершенно официально заявлено, что в блок, где сейчас находится специализированная школа, должен переместиться филиал педагогического университета имени Драгоманова, который уже много лет занимает старые помещения. Необходимости особой в этом нет — ведь там готовят только психологов». Потребность может появиться, если количество специалистов, которых там готовят, увеличится. И университет, конечно, более выгодный в коммерческом плане партнер, нежели общеобразовательная школа. Хотя куда тогда девать обязательность аренды госимущества, которая в отношении объектов «Артека»определена одним законом и запрещена другим?

Но есть в этой истории момент, способный помочь объяснить суть действий руководства «Артека». При всей публичной озабоченности качеством знаний, которые должны получать отдыхающие в МДЦ дети, на сегодня сделано практически все, чтобы школа в «Артеке» была вовсе упразднена. Я не о специализированной, а именно той, которая многие десятилетия здесь функционировала и о которой можно прочитать на сайте «Артека». «Пятьдесят три школьные аудитории располагают современными техническими средствами в соответствии с новыми методиками и образовательными технологиями, что позволяет решать учебные задачи любой сложности. В их числе четыре компьютерных и два лингафонных класса, четыре кабинета с мультимедийными системами, восемь интерактивных досок». Приведенные данные, говорят педагоги, уже устарели: «Такой школа была до прихода нынешнего руководства. Уже несколько лет не решается вопрос с утверждением Положения, нет Устава УПК. Учителям с большим трудом в этом году удалось пройти аттестацию. Да что говорить, печати у школы нет. Старая рассыпалась, новую никак не сделают».

То, что учебное заведение «Артека» не имеет лицензии Министерства образования и науки, Борис Новожилов не отрицает. Однако утверждает — она УПК не нужна: «У меня нет школы в практическом виде. Дети, которые приезжают на отдых, не получают аттестат. Это не школа, а учебно-производственный комплекс». Возможно, однако и УПК, согласно Закону «О внешкольном образовании», также должен пройти аттестацию Минобразования. Тем более что дети здесь-таки учатся, пусть и по сокращенной программе, и получают в конце смены оценочные ведомости. Так какие же документы есть у МДЦ, подтверждающие право оказания им образовательных услуг?

Как у госпредприятия «у меня есть все документы, позволяющие проводить образовательный процесс для детей, которые прибывают на отдых», — отмечает Борис Новожилов.

Между тем юрист Артековской специализированной школы Оксана Силиверстова утверждает, что у школы МДЦ была лицензия, однако в 2004 году срок ее действия закончился. И с тех пор «услуги образования для детей, которые отдыхают в «Артеке», предоставляются благодаря лицензии… специализированной школы, на основании все того же договора о сотрудничестве, который в плане предоставления помещения руководством «Артека» не признается», — говорит Оксана Силиверстова.

Министр образования Крыма Валерий Лавров считает, что «Артек» должен получить разрешительные документы на обучение детей, несмотря на то, что общеобразовательной школой не является: «Лицензия необходима, как бы учреждение ни называлось. Там, где есть дети, где идет учебно-воспитательный процесс, все должно происходить в строгом соответствии с действующим законодательством».

Безусловно, но речь ведь идет об «Артеке», который в свою очередь находится в структуре Госуправделами, а там, как не раз писалось, законы исполняются весьма избирательно. Между тем за примером решения вопроса о статусе аналогичного учебного учреждения далеко ходить не надо, считают педагоги — в Одессе детский центр «Молодая гвардия». «Там руководство центра вместе с областным управлением образования нашли возможность утвердить Положение, и школа «Молодой гвардии» занесена в реестр. Поэтому учебники там получают бесплатно, а «Артек» за последний год смог выделить деньги только на 300 учебников», — рассказывают педагоги.

Что из всего этого следует? А то, что на первом месте в споре со специализированной школой все-таки помещение, а не улучшение качества учебного процесса в УПК. Но все можно решить — просто внести изменения в закон об особенностях функционирования «Артека» и разрешить аренду для специализированной школы. А Министерству образования Украины провести аттестацию УПК и найти законный вариант ее функционирования. Тогда соблазнов распорядиться по собственному усмотрению зданием «Школы будущего» поубавится.