UA / RU
Поддержать ZN.ua

Полцарства — «Газпрому»!

Президент Украины дал понять, что результатами переговоров и рамочных договоренностей с россиянами удовлетворен, а премьер Юлия Тимошенко поторопилась назвать это победой демократической команды. Но не тут-то было.

Авторы: Алла Еременко, Юлия Мостовая

12 февраля по результатам трехчасового общения президентов Украины и России Виктора Ющенко и Владимира Путина в Москве было объявлено о согласовании принципов сотрудничества в газовой сфере между РФ и Украиной, а также о решении создать два совместных предприятия (СП) на паритетных началах между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України». Мол, теперь от посредников - «РосУкрЭнерго» и «УкрГаз-Энерго» избавимся. И появилась слабая надежда на то, что «Нафтогаз» больше не будет на побегушках у бизнесменов от газа из швейцарского кантона Цуг.

Президент Украины дал понять, что результатами переговоров и рамочных договоренностей с россиянами удовлетворен, а премьер Юлия Тимошенко поторопилась назвать это победой демократической команды.

Дважды использованный кантон

Но не тут-то было. Уже на следующий день прозвучало весьма откровенное заявление будущего президента Российской Федерации, а ныне первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева: «По всей вероятности, посредника придется сохранить, потому что Ук­раина не способна выдержать никакие другие цены, кроме цен на среднеазиатский газ, то есть 179 дол­ларов за 1000 кубометров».

В связи с этим Д.Медведев подчеркнул, что «если говорить о схеме поставок в Украину среднеазиатского газа, то, видимо, придется оставлять посредников».

«Никакие посредники не отменены. Те контракты, которые заключены, придется выполнять посредникам. Как он будет называться, нам все равно», - сказал он.

В то же время российский вице-премьер отметил, что Россия «хоть завтра готова поставлять свой газ без посредников - нам главное, чтобы деньги платили». «Но как только Украина уходит от поставок среднеазиатского газа и переходит к поставкам российского газа, цены вырастают на треть. Такие изменения украинская экономика переварить не может», - считает Д.Медведев.

Первый вице-премьер подчеркнул, что российская сторона «готова к любым формам» сотрудничества с Украиной в сфере поставок газа.

Какие это могут быть «формы» сотрудничества, стало известно уже 14 февраля, когда не то патриот «РосУкрЭнерго», не то патриот Украины, не то патриот ФСБ (у каждого на то могли быть свои причины) «слил» российский вариант проекта документа о создании СП с «Нафтогазом». Есть, правда, основания предполагать, что это не единственный стартовый вариант в портфеле «Газпрома» и его сателлитов). Впервые выдержки из этого проекта огласил 14 февраля в эфире программы «Я так думаю» депутат от ПР Юрий Мирошниченко. Располагая текстом этого проекта, «ЗН», в свою очередь, пришло к выводу, что ничего хорошего от реализации такого варианта ни «Нафтогазу», ни Украине вообще не светит.

15 февраля НАК «Нафтогаз України» сделал ритуальное заявление о том, что «приведенная информация по своему содержанию противоречит договоренностям президентов Украины и России и не соответствует позиции договаривающихся сторон». Но при этом «Нафтогаз» не уверял, что оглашенный российский вариант не существует и не был предложен «Газпромом» к обсуждению.

К моменту выхода номера «ЗН» на сайте ОАО «Газпром» никакие опровержения по поводу существования российского варианта «Соглашения о развитии отношений в газовой отрасли» с Украиной размещены не были…

Что бы устроило украинскую сторону в СП-1? На внешнем рынке «Нафтогаз» надеется получить право участвовать в ценовых переговорах с Туркме­нистаном, Узбекистаном и Казахстаном и таким образом быть причастным к транзиту газа до украинско-российской границы. Насколько известна «ЗН» позиция руководства НАК «Нафтогаз України», украинскую сторону в этом смысле устраивает возможность хотя бы в рамках долевого участия с «Газпромэкспортом» (на 100% дочерней компании «Газпро­ма») получения доступа к ресурсам центральноазиатского газа и при его экспорте. Кроме того, украинская сторона надеется получить квоту на экспорт газа в Европу, пусть даже в рамках СП-1 и таким образом получить возможность экспортировать излишки газа. Если в 2006 году «РосУкрЭнерго», по некоторым данным, экспортировало в Европу около 9 млрд. кубометров газа через территорию Ук­раины и заявляло при этом на таможне смешную цену в 95 долл. за тысячу кубометров, а продавало газ тут же по 290-300 долл., то можете себе представить, какой была недополученная Украиной прибыль? В 2007 году экспорт этой компании составил, по предварительным данным, около 7 млрд. кубометров. По той же схеме. Разве что цена заявлялась в 130 долл., а газ сразу же продавался на западной границе Украины по 300-400 долл. за тысячу кубометров.

Насколько известно «ЗН», украинская сторона хотела бы выкупать весь поступающий в ее адрес газ на российско-украинской границе.

Но… Пока СП-1 не создано, на рынке остается «РосУкрЭнер­го». И не только как посредник газопоставок в Украину, но и как экспортер газа в Европу.

Заметим, что российский проект газового соглашения четко говорит: «Поставляемый в Украину газ, а также газ, добываемый на территории Украины, предназначен исключительно для потребителей Украины и не подлежит реализации за пределами Украины». А это означает прямой запрет на экспорт газа, на что все же надеялась украинская сторона, пытаясь избавиться от «РосУкрЭнерго». А РУЭ тем временем будет продолжать выполнять свои экспортные контракты, тем более если они долгосрочные.

Что же касается ресурса газа для СП-1, который должен быть ему передан от ООО «Газпромэкспорт» (или другой афиллированной с «Газпромом» компании), он должен состоять из ресурса, которым сейчас для Украины располагает «РосУкрЭнерго»:

- газ туркменского происхождения - 40,5 млрд. кубометров ежегодно по цене 130,75 долл. За тысячу кубометров в первом полугодии 2008-го и 150,75 долл. - с июля текущего года;

- газ узбекского происхождения - 10,5 млрд. кубометров ежегодно по цене 130,75 долл. За тысячу кубометров в первом полугодии 2008-го и 160,75 долл. - во втором полугодии;

- газ казахского происхождения - 4 млрд. кубометров ежегодно (в соглашении цена не указана).

Стороны пока исходят из квоты центральноазиатского газа для Украины в 55 млрд. кубометров в год, а также из того, что СП-1 и СП-2 должны начать работу максимум с апреля 2008 года.

Примечательно, что россияне снова предлагают создать СП-1… в Швейцарии. Кто-то, очевидно, никак не может смириться с мыслью о том, что придется покинуть приветливый кантон Цуг, в котором платятся договорные и, по нашим меркам, символические налоги... Но дело даже не в этом, а в том, что снова тень хотят навести даже на СП, создаваемое двумя статусно равными партнерами - ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України», уполномоченными хозяйствующими субъектами двух стран.

Далее цитируем пока еще не подписанный российский проект «Соглашения о развитии отношений в газовой отрасли».

Пункт 2 указанного проекта соглашения так и называется - «Создание СП»:

«2.1 В рамках развития двусторонних отношений в газовой сфере стороны договорились создать на паритетных началах (доля каждой из сторон в уставном капитале составит 50%) совместное предприятие СП-1 и совместное предприятие СП-2».

При этом СП-1 с условным названием «Росукргаз АГ» создается, разумеется, на территории кантона Цуг в Швейцарии… с целю осуществления поставок природного газа в Украину.

И щуку бросили в реку…

Теперь об СП-2. Оно должно быть создано, по замыслу авторов проекта соглашения, в форме ООО или ЗАО «с целью реализации природного газа всем потребителям Украины (как промышленным, так и другим категориям)». Казалось бы, ну чем не солидарная ответственность, на первый взгляд? Ведь с 2006 года были две основные проблемы, связанные с «УкрГаз-Энер­го». Первая - ненадежность поставщика газа. Вторая - его чрезмерные аппетиты на внутреннем рынке Украины, особенно в платежеспособной части этого рынка - промышленности.

Правдами или неправдами, но к концу 2007 года практически все крупные промышленные потребители были клиентами ЗАО «УкрГаз-Энерго». И при желании, жонглируя ценами на газ и его хранение в ПХГ (ведь ЗАО добилось того, что за хранение газа в подземках платили потребители), легко было поставить на колени любое предприятие Украины.

Нам мало того, что четыре из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов, попавшие в руки к россиянам, в один момент останавливались на ремонт, создавая кризис на внутриукраинском рынке горючего? Нам теперь нужны и кризисы в других отраслях и сегментах рынка, зависящих от газа?

Но если до сих пор ЗАО «УкрГаз-Энерго» владело только промышленным, самым платежеспособным сектором газового рынка Украины, то теперь через СП-2 предполагается запустить «Газпром»» и в социально значимый сектор рынка. А уж если «Газпром» туда попадет, то его оттуда и калачом не выманить. Это вам не «украинских» бизнесменов Фирташа и Фурсина «позбутися»…

Еще одна ловушка в СП-2: по замыслу авторов, оно «осуществляет реализацию всего объема как импортируемого в Украину газа, так и добываемого на территории Украины». То есть получится, что «Нафтогаз» не вправе распоряжаться даже газом собственной добычи, который поставлялся населению, коммунбыту, госструктурам.

Что это может означать? Прямое управление социальным и внутриполитическим климатом в Украине из Кремля (через офис «Газпрома»). И где гарантия, что возможному СП-2 не взбредет в голову поднять цены для населения, например, в канун очередных президентских выборов или даже вместо них? Или вместо выборов в Верховную Раду Украины?..

Более того, в проекте соглашения четко сказано, что если по каким-то причинам СП-2 не заработает с апреля 2008 года, то стороны в принципе «допускают возможность использования в качестве СП-2 ЗАО «УкрГаз-Энерго». По нашей информации, россияне допускают даже присутствие И.Воронина в качестве руководителя СП-2. Все просто. Можно даже название ЗАО «УкрГаз-Энерго» не менять…

Создание СП-2, увеличивающее в два раза присутствие «Газпрома» на украинском рынке распределения газа - слишком дорогая плата за дешевый газ. Как заявляли и Олег Дубина и Александр Чалый, за два года работы «Укргаз-Энерго» в котором НАК также имел 50%, а за второй братской половиной стоял «Газпром» и его люди - НАК «Нафтогаз України» так и не дождался дивидендов. К этому факту оказались крайне равнодушны как правоохранительные органы, так и все ветви власти. При этом «РосУкрЭнерго» исправно получала прибыль, о чем свидетельствуют отчеты ее газпромовской части и миллиардные приобретения, сделанные частными собственниками РУЭ. Почему так получилось? Одна из причин до невозможности проста - в «Укргаз-Энерго» никогда не было украинского менеджмента. Нет, формально он был. Но по сути… Кто может дать гарантию что новый или старый г-н Воронин будет вести себя иначе? По большому счету огромная пирамида нагромождающихся меморандумов, соглашений, уставов и прочего сводится к точке, определяющейся человеческим фактором. И это лишь одна из причин, по которой сама по себе идея сохранения и расширения присутствия «Газпрома» на внутреннем рынке, неприемлема для страны, пока еще имеющей широко распространенную коррупцию во всех ветвях власти.

Остается напомнить читателям, что позавчера в Москве начала работу четырехсторонняя комиссия по сверке всех поставок и платежей. В ее работе участвуют представители «Газпрома», «Нафтогазу України», «РосУкрЭнерго» и «УкрГаз-Энерго». Думаем, что кое-кто очень удивится результатам работы этой комиссии, когда узнает, сколько у «хозяев» газа из-под носа увели прибыли…

Чем жертвовать: рейтингом или независимостью?

Сегодня возникает впечатление, что ни президента, ни премьера, ни новое руководство НАК «Нафтогаз України» предложения российской стороны не устраивают. Однако каждого из игроков уст­роят различные результаты переговорного процесса. Судя по ряду заявлений, сделанных Виктором Андреевичем в течение последнего месяца, он не сильно расстроится, если переговоры по организации новой схемы поставок вообще ни к чему не приведут, но при этом Ук­раина будет получать в 2008 году газ по 179,5 долл. и у руля «Укргаз-Энерго» останутся столь лояльные к главе государства и востребованные им специалисты, как Воронин и Фирташ. Ведь президент неоднократно давал понять, что цена газа гораздо важнее, чем схема, по которой этот газ поступает и распределяется внутри страны. В принципе, похоже, что большинство населения Виктора Андреевича поддерживает, ибо, согласно шустеровской социологии, две трети «маленьких украинцев» не готовы платить за независимость рыночной ценой на газ. Что тут можно сказать? Разве что предложить задуматься над аналогичной ситуацией: ваша 17-летняя дочь или сын приезжает домой на новом джипе или приносит дорогущую мобилку. И вас может не волновать, где взялись эти предметы роскоши у учеников старших классов, ибо схема не имеет значения. Правда, проблема возникнет иная - куда идти с диагнозом ВИЧ и сколько лет дают по 187-й статье за разбойное нападение?

Юлия Тимошенко с Дмитрием Фирташем не дружит, поддерживающие визы на письмах Игоря Воронина не оставляет и, в отличие от двух ее будущих конкурентов на президентских выборах, на поддержку швейцарских «буратин» не рассчитывает. Поэтому в случае, если переговоры в обозначенный Россией срок - до 1 апреля - не дадут результатов, Тимошенко сильно расстроится. Если же результатами переговоров станут соглашения, содержащие хотя бы половину условий, изложенных в вышеупомянутом проекте, то для Украины, по сути, в лучшую сторону ничего не изменится. Но Юлия Владимировна готова к жертвоприношению во имя сохранения низкой цены на газ и устранения РУЭ. А размер этого жертвоприношения будет достаточно быстро понятен, поскольку, надо полагать, НАК и шага не сделает без получения внятных директив на переговоры от правительства.

Впрочем, возможно, директивы будет давать не только Кабмин Тимошенко, но и президент (либо СНБО, что одно и то же). НАК мечется между указующими перстами Банковой и Грушевского, но при этом он находится в обозначенном и Ющенко, и Тимошенко ценовом коридоре: Украина должна получать «дешевый» газ, потому что ни премьер, ни президент перед выборами 2009 года не хотят принимать решения, способные негативно повлиять на их рейтинги.

При этом РУЭ и «Газпром» давно подгребли подавляющее большинство специалистов в НАКе; при этом НАК абсолютно не обеспечен информацией о внутригазпромовских течениях, на которых можно было бы сыграть опытным переговорщикам; при этом НАК отрезан от нужной информации в центрально-азиатском регионе; при этом до НАКа порой доходят диаметрально противоположные ЦУ от СП и Кабмина…

Все разговоры о том, что снятие перчатки РУЭ с руки «Газпрома» автоматически превращает существующую схему в прозрачную, - от лукавого. Единственно прозрачной схемой является та, при которой «Газпром», как владелец либо российского, либо скупленного на годы вперед центрально-азиатского газа, доставляет нам газ, по ему же принадлежащей трубе, к границе Украины. Мы говорим спасибо и платим за газ рыночную цену, на сегодняшний день, по словам Москвы, составляющую 314 долларов. Забираем газ, и государственная компания «Нафтогаз України» занимается его реализацией на внутреннем рынке страны. При этом наши российские друзья тоже по европейским ценам платят за транзит и хранение своего газа в наших ПХГ. Напомним, что в январе 2006-го, когда Ивченко подписал «макумэнт» о ставках хранения в размере 2,4 долл., через полосатый заборчик - в Венгрии - за хранение такого же газа в таких же хранилищах брали по 17 долл. плюс штрафные санкции…

Мы прозрачно платим России. Она прозрачно платит нам. НАК прозрачно распределяет газ внутри страны. Правительство проводит инвентаризацию газовых скважин, обеспечивая газом собственной добычи бюджетную и коммунальную сферы - в этом его главная роль, а не в заботе о ценах газа для предприятий Ахметова, Фирташа, Пинчука либо индийских товарищей. Кабмин вместе с парламентом решают, каким слоям населения и секторам экономики предоставляются льготы при оплате за газ, и перераспределяют дебит и кредит энергетического бюджета. При этом внутри страны не появляется сильный и опытный иностранный игрок, способный использовать полученные возможности как для шантажа украинских предприятий, часть из которых РУЭ уже начала скупать, так и для дестабилизации ситуации в нужный момент и в нужном месте. Ибо регионов, где бы люди стопроцентно и вовремя вносили плату за газ, у нас в стране нет.

Украина наращивает свою добычу газа: приступает к техническому переоснащению энергоемких производств; культивирует альтернативные источники энергии - словом, не только разрабатывает, но и реализует программы диверсификации и энергосбережения. Ибо без перехода на европейские цены мы по-прежнему будем плестись в технологическом хвосте и гордиться самым большим рынком потребления газа в Европе, подобно тому, как Советский Союз гордился тем, что его микрокалькуляторы - самые большие микрокалькуляторы в мире.

Переход на европейские цены по всей цепочке и прозрачные схемы в газовой сфере - это сильнейший толчок к мощным технологическим преобразованиям; это реальный шаг к экономическому мышлению государства, бизнеса и граждан; это ликвидация теневых авгиевых конюшен сектора; это очень серьезное укрепление независимости страны. А преодоление болевого барьера, связанного с переходом, - это сильнейший фактор укрепления самосознания нации.

Но, кажется, ни Ющенко, ни Тимошенко к этому шагу, даже поэтапно, не готовы. И, несмотря на то что в их окружении присутствуют немало тех, кто абсолютно согласен с изложенной схемой, надежд на ее осознанную реализацию в этом году очень мало. Мы все равно придем к европейским ценам, и намного быстрее, чем многие надеются. Но - узаконив и застабилизировав «Газпром» на внутреннем рынке, не получив импульса к энергосберегающему перевооружению, - жить мы будем не в государстве Украина, а в одноименном кантоне под патронатом «Газпрома». То есть, как в том анекдоте с папуасами: «мы и лук съедим, и деньги заплатим, и…»

На самом же деле обеспечение энергетической безопасности страны - это не только дело власти, но и оппозиции. Вы не можете договориться между собой и выработать общий взгляд на вопросы НАТО, ЕС, языка и т. д.? На все то, что легло в основу незыблемого государственного курса всех стран бывшего Варшавского договора, СЭВа и балтийских республик Советского Союза? Ладно. Не педалируйте. При создании украинского политического монолита возьмите за основу вопрос обеспечения энергетической безопасности страны. Ибо на самом деле он краеугольный. И практически все повинны в той ситуации, что сложилась сегодня. Ибо у каждого есть свои «заслуги». Кто-то стал первопроходцем в масштабных теневых схемах газовых манипуляций; кто-то принял решение создать «РосУкрЭнерго» и отдать ему украинские объемы газа в Туркменистане; кто-то подписал с «РосУкрЭнерго» монопольный договор на импорт и впустил РУЭ на внутренний рынок; кто-то сдал все межгосударственные позиции, обеспечивавшие Украине баланс газа и взаимосвязь роста цены за поставляемое топливо и транзита; кто-то по факту слил в одно целое Министерство энергетики, «Укргаз-Энерго» и НАК «Нафтогаз України», продолжив при этом начатую предшественниками работу по банкротству последнего.

Тимошенко, Ющенко и Янукович должны разделить между собой внутриполитические рейтинговые риски и принять решение о переходе на европейское ценообразование. И сделать все, чтобы смягчить населению болезненность такого неизбежного перехода. В противном случае все разговоры о прозрачных схемах, национальной безопасности, техническом перевооружении и искоренении коррупции - в пользу бедных. Коими мы и останемся при дешевом газе.