Несмотря на бурные переговоры, проходившие в двух высоких кабинетах на Банковой и Грушевского, а также в элитном охотничьем клубе в подстоличном Сухолучье, дело решения судьбы украинского парламента не сдвинулось с мертвой точки. А могло бы. По крайней мере, освобожденное Арсением Яценюком место могло быть занято Владимиром Литвином. Как стало известно «Зеркалу недели», в прошлые выходные активные переговоры между лидерами БЮТ, КПУ, Владимиром Литвином и частью «НУ—НС», вышедшей из-под контроля президента, завершились взаимоудовлетворяющим результатом, обеспечивающим Владимиру Михайловичу место спикера. Согласованы были детали переукомплектования Кабинета министров, кадровые изменения в госмонополиях и некоторых центральных органах государственной власти. О создании новой коалиции речь на переговорах, безусловно, шла, однако решение вопроса не педалировалось: и коммунисты нашеукраинцев смущают, и сами ленинцы не рвутся брать на себя формальную ответственность, и Юлия Владимировна не хочет рисковать невнесением ее кандидатуры президентом на утверждение парламента в случае создания новой коалиции. Дополнительная сложность: Владимир Литвин контролирует не всех депутатов, вошедших в парламент под знаменами блока его имени. Тимошенко об этом знала. Безусловно, участники переговоров искали схему гарантий выполнения взаимоудовлетворяющих обещаний. При создании коалиции такой гарантией могло бы служить коалиционное соглашение. Но поскольку целью переговоров было: сохранение поста премьера за Юлией Тимошенко; избрание Владимира Литвина на пост спикера; удовлетворение выросших кадровых аппетитов участников переговоров и создание работающего большинства в Верховной Раде, то форма гарантий должна была быть найдена другая. Надеемся, что слова лидера переговорного процесса, адресованные Петру Симоненко и Владимиру Литвину, — «вам позвонит Путин и все подтвердит», — были шуткой. В противном случае в переговорную группу нужно ввести психиатра Семена Глузмана…
Так или иначе, но договоренность была достигнута. Голосов Владимиру Литвину для прохождения на пост спикера хватало: 156 бютовцев, плюс двадцать литвиновцев, плюс 27 коммунистов, плюс нужное количество представителей фракции «НУ—НС», где не меньше половины депутатов находятся на беспривязном содержании. Другое дело, что подавляющему большинству свободных депутатов пришлось гарантировать места в проходной части будущего списка БЮТ — на случай досрочных парламентских или совмещенных с президентскими выборов. Что, безусловно, не стало тайной для членов фракции БЮТ, по праву обеспокоившихся своими перспективами в той же самой проходной части. Впрочем, мина недоверия в бютовской фракции по отношению к отколовшейся от президента части «НУ—НС» заложена была еще раньше. И если в парламенте будут проводиться знаковые для премьера голосования, то «Рыбаковых» во фракции может оказаться немало — не зря ведь Виктор Ющенко на встрече с группой «39», поименованной как фракция «НУ—НС», говорил о необходимости укрепления контактов с «прогрессивной частью фракции «Регионов» и «прогрессивной частью БЮТа».
Но не срослось. К Юлии Тимошенко подошел Киндзюлис. На этот раз, как предполагают источники, он был очень похож на Виктора Медведчука, который якобы поведал премьеру о вероломстве Владимира Литвина, проведшего после достижения договоренностей с Тимошенко встречу с Виктором Ющенко. И, несмотря на то что сторонники Литвина пытались доказать, что Владимир Михайлович: а) мягко говоря, не совсем уверен в своих шансах победить на президентских выборах, отчего считал бы весьма комфортным четырехлетнее пребывание на посту спикера действующего парламента; б) он ни при каких обстоятельствах не хочет возглавлять парламент, распустить который до президентских выборов хотят президент и формирующие мнение Януковича группы Ахметова и Фирташа; в) Литвин имеет весьма напряженные отношения с регионалами и г) считает Тимошенко наиболее реальным кандидатом на победу в президентских выборах, отчего не торопится сжигать мосты и портить с ней отношения — Юлия Владимировна не поверила в его готовность следовать ранее достигнутым договоренностям.
В воскресенье Тимошенко инициирует переговоры с Януковичем. Переговоры проходят интенсивно, политемно и не безрезультатно. На кону все тот же 2010-й и все те же два поста — премьера и президента, все то же конституционное большинство, образуемое двумя фракциями, которое как максимум может породить новую Конституцию, а как минимум — вывести из игры президента. Условно-досрочно. Причем не только де-факто, но и де-юре. Ведь 2010 г. можно приблизить. Если отмена решения Верховного суда о проведении третьего тура может иметь сомнительные моральные последствия для Тимошенко и юридические для Ющенко, то консолидированная позиция судей БЮТа и ПР в Конституционном суде по ряду вопросов может обеспечить перенесение даты президентских выборов.
Но тут Киндзюлис подошел к Виктору Федоровичу. Точнее, позвонил. И голосом Рината Леонидовича мягко поведал о том, что он, как и прочие скромные члены партии, примет любое решение лидера, но вот только лидер должен помнить, что за последствия решения о ситуационном союзе с Тимошенко он отвечает лично. Лидер заколебался. И даже сделал заявление о необходимости переформатирования правительства, не акцентировав, правда, при этом внимание на судьбе премьера. А эти тонкости могут оказаться значимыми. Ведь в случае союза Тимошенко и Януковича правительство действительно придется переформатировать. При всех возможных раскладах конструируемого парламентского большинства Тимошенко не будет очень печалиться, если ей дадут возможность сменить министров транспорта, юстиции, финансов и экологии. В свою очередь «Регионы» готовы менять кого угодно, но только если в купе с министром внутренних дел.
Отношение к этим вопросам шлифуется, но в основе возможных договоренностей между ПР и БЮТом лежат все те же серединосентябрьские наработки, согласно которым измененная Конституция дает широкие полномочия премьеру Тимошенко, не участвующей в президентском избирательном процессе, а вот Янукович, как бы получает шанс сесть в президентское кресло, из которого сможет закрепить свои реальные возможности во власти посредством создания парламентской коалиции, дающей ему 50 процентов мест в Кабмине.
Все наработки, освеженные в памяти в ходе начавшихся на этой неделе переговоров, могут быть реализованы в том случае, если Виктор Ющенко не найдет голоса во фракции «НУ—НС», необходимые для поддержки кандидатуры Плюща. Найти их он должен был на прошлой неделе. И обещал это «Регионам». Последние реально располагают 173 голосами, а вот 53 голоса в президентской фракции не обнаруживаются. Коммунисты присоединиться не торопятся, литвиновцы, теряющие пост спикера, в принципе, тоже. Иван Плющ нужен президенту не столько для принятия в зале решений о финансировании досрочных выборов, сколько для обеспечения голосования по отставке Тимошенко. Но даже если это произойдет, Юлия Владимировна останется исполняющей обязанности, и сменить ее сможет только кандидат от сформированной коалиции. Сейчас для ее создания у президента и «Регионов» голосов нет. Но он очень надеется, что по мере ухудшения ситуации в стране наберутся голоса как на отставку Тимошенко, так и на коалицию с достаточным количеством участников от «НУ—НС», позволяющим говорить о том, что фракция в нее вошла.
Но регионалы нервничают. Ведь отставку Яценюка инициировали они, а значит — несут ответственность за не работающий в кризисное время парламент. Президент не может обеспечить голоса для утверждения кандидатуры Плюща. «Но раз не можете — тогда мы сами», — все громче слышится в «Регионах». А «сами» означает только одно — с БЮТ. Все больше и больше в воображении регионалов альтернативой союза с Тимошенко видится следующее: после новогодних праздников поиздержавшийся народ устремляется к кассам заводов, шахт и компаний, но кассы закрыты на большой шуруп — денег нет. По стране начинаются неслаженные выступления и волнения, но почва для их упорядочивания и синергии будет создана весьма питательная. А теперь угадайте с трех раз, кто может прыгнуть на спину этому тигру. А еще с лозунгом национализации на устах... В общем, с Тимошенко в данной ситуации многие регионалы портить отношения не хотят, поэтому переговоры продолжаются. А пока они продолжаются, парламент остается без председателя, правительство — без изменений, экономика — без осознанного и концентрированного участия государства, а также без второго пакета антикризисных мероприятий.