UA / RU
Поддержать ZN.ua

Полгода до выборов: исходные позиции

Три четверти граждан заверили интервьюеров, что намерены принимать участие в выборах, не намерены примерно 9—10%, остальные пока думают...

Автор: Людмила Шангина

Лето — не лучшее время для социологических расспросов, тем более о политиках. Летом респонденты, во-первых, разбегаются кто куда, во-вторых, стараются о плохом не думать. Но, с другой стороны, выборы есть выборы, и вряд ли этим летом граждане далеко от политики убежали. Судя по убранству территории страны билбордами, плакатами и прочим транспарантом, претенденты достают электорат и в местах его рекреации. Поэтому Центр Разумкова интересовался предвыборной ситуацией и в разгар сезона отпусков.

И не напрасно. Три четверти граждан заверили интервьюеров, что намерены принимать участие в выборах, не намерены примерно 9—10%, остальные пока думают. Более того, судя по ответам, более 70% граждан страны уже определили, за/против кого они будут голосовать, причем намерения 46% сосредоточены на трех претендентах, так что лидеры будущей гонки, по состоянию на нынешний день, определились тоже.

Однако, если присмотреться пристальней, то не все столь однозначно, и результаты опроса склоняют к некоторым предположениям…

Опрос проведен социологической службой Центра 20—28 июля 2009 г. Опрошено 2006 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%1.

Трое в желтых майках и Виктор Андреевич

Логика жанра требует объявить лидеров президентского рейтинга, а уважение к высшей государственной должности — констатировать место в нем действующего главы государства, уже заявившего к тому же о желании баллотироваться на второй срок.

Начнем с уважения к должности.

Итак, случись первый тур президентских выборов «в ближайшее воскресенье», Виктор Андреевич получил бы от 12% голосов на Западе страны до 1% — на Юге. Всего — 4%. Ровно столько же, сколько и Петр Николаевич Симоненко. То ли ирония истории, то ли электоральная гримаса, но все равно злая…

Что касается лидеров первого тура, то желтых маек пришлось бы шить три. Одну большую — для Виктора Федоровича, набравшего 22% голосов, и две поменьше: очень дамскую — для Юлии Владимировны и молодежную в защитную полоску — для просто, как выяснилось, Арсения. Ибо первая получила бы 13% голосов, второй — 11%. Ситуация, при которой социологи определяют места очень осторожно ввиду маловпечатляющего различия процентов, а претенденты на президентский пост требуют пересчета бюллетеней, угрожают судом и манифестациями сторонников.

Поэтому лидеров сегодня — три. И гипотетический второй тур имел бы интересный вид.

Если бы во второй тур вышли Юлия Владимировна и Виктор Федорович, то победил бы последний, за которого проголосовали бы 33% граждан. За ЮВ — 24%, ровно столько же против обоих.

Если бы во второй тур вышли Виктор Федорович и просто Арсений, то опять-таки победил бы наш последовательный и практически с тем же количеством голосов — 32%. Просто Арсений получил бы 28%. Проголосовали бы против обоих 21%.

А если предположить сегодня невероятное — что Виктор Федорович, уступая место даме и дорогу молодым, свою кандидатуру снял, и во второй тур вышли Юлия Владимировна и просто Арсений?

То победили бы те, кто проголосовал против обоих — 31%, а затем — молодость, как ни грустно об этом говорить при дамах элегантного возраста. За Арсения проголосовали бы 26% граждан, и стал бы он Арсением Петровичем, а за леди Ю — 19%, и осталась бы она просто леди Ю, без должности. Хотя, зная леди Ю…

Кстати, говоря о должностях и к ним уважении, чуть не забыла Владимира Михайловича Литвина. В первом туре выборов он получил бы 3% голосов граждан, и во втором мог бы принимать участие уже только как источник власти.

Впрочем, о втором туре говорить действительно рано. Тем, кто лидирует сегодня, дойти бы в этом статусе до первого. Что не факт …

Тень сомнения

Гражданам предложили на выбор три суждения (кроме, естественно, «затрудняюсь ответить»):

1. В Украине есть политик, который мог бы стать (или уже стал) хорошим руководителем государства, и на выборах я буду голосовать только за него и ни за кого другого.

2. В Украине есть политики, которые могут быть неплохими руководителями государства, но если появится кто-то лучше, я могу проголосовать за него.

3. Среди украинских политиков нет таких, кто мог бы быть хорошим руководителем государства.

Можно было бы предположить, что сторонники сегодняшних лидеров в суммарном количестве 46% выберут первый вариант ответа, коль скоро они в своих симпатиях определились.

Но нет.

Если посмотреть, какая часть сторонников каждого лидера будет «голосовать только за него и ни за кого другого», то окажется, что таких стойких приверженцев у Виктора Федоровича — 12%, у Юлии Владимировны — 6%, у просто Арсения — и вовсе 5%2.

Похоже, что на самом деле определившихся сторонников у сегодняшних лидеров только 23%.

При этом не надо думать, что сторонники лидеров вовсе уж непоследовательны и ветрены. Как правило, они, во-первых, готовы голосовать и за ту политическую силу, которую возглавляет предмет их симпатий. Так, за Партию регионов готовы голосовать 94% симпатиков Виктора Федоровича, за БЮТ — 85% тех, кто проголосовал бы за Юлию Владимировну, за Фронт перемен — 72% поддерживающих просто Арсения.

Во-вторых, они, как и положено, полностью поддерживают деятельность своих избранников: среди электората Виктора Федоровича таких 64%; Юлии Владимировны — 66%; просто Арсения — 60%. И среди них практически нет тех, кто упомянутую деятельность не поддерживает. За исключением сторонников Виктора Андреевича, среди которых 8% тех, кто его деятельность не поддерживает, но голосовать за него намерен.

Но это в целом. А вот «если появится кто-то лучше»…

Но это не главное. Поддержка — дело наживное, в конце концов кампания еще впереди… Примечательно другое.

Региональное распределение электоральных симпатий к лидерам свидетельствует о том, что лидеры эти — регионального же масштаба.

Так, Виктор Федорович — лидер только для Востока и Юга, где в первом туре его намерены поддержать 36% и 34% граждан соответственно. Зато в Центре — 12%, на Западе — только 6%.

Юлия Владимировна — лидер для Центра страны, где за нее могут проголосовать 18%, но ближайшие соперники не особо далеко: тут Виктора Федоровича и просто Арсения готовы поддержать по 12% жителей региона.

Просто Арсений — нынешний лидер Запада с возможной поддержкой 21% его жителей и с незначительным отрывом от Юлии Владимировны, за которую готовы проголосовать 19%. Здесь ближайший соперник обоих — Виктор Андреевич, за которого, как уже упоминалось, готовы отдать голоса 12% граждан Западного региона.

Можно посмотреть по-другому. Среди сторонников Виктора Федоровича, желающих жить лучше уже сегодня, 78% — жители Востока и Юга. Среди согласных сэкономить на первой леди страны — 73% жителей Центра и Запада, а среди алчущих перемен их 71%.

Таким образом, об общенациональном лидере речь не идет.

А речь идет о том, что выборы-2010 вполне могут оказаться продолжением выборов-2004. И, к сожалению, не в смысле Майдана как протеста против лжи, цинизма и своеволия власти, а в смысле разрыва страны на Запад—Восток. И кто бы из нынешних лидеров ни победил — следующие пять лет мы все будем жить среди чужих, врагов друг другу, выясняя, кто на каком языке говорит…

Нынешние лидеры — дети этого разрыва, даже Арсений Петрович, о котором пять лет назад мало кто слышал. И независимо от того, сделал ли он себя сам, есть ли он чей-то «проект», сегодня он — надежда оранжевых, разочаровавшихся и в Викторе Андреевиче, и в Юлии Владимировне, наследник их сторонников и голосов. Не более того. «Своим» для Востока он не станет, да и не стремится, собственно. Если он — «проект», то его задача в другом.

А наша задача, если мы не хотим жить так, как прожили предыдущие пять лет, — преодолеть наконец свое нелюбопытство, оставить навсегда надежды на просвещенного правителя и оглядеть ряды претендентов на пост главы государства внимательно, в том числе — поверх голов сегодняшних лидеров. Потребовать от них, претендующих, внятные программы, и хотя бы прочитать эти программы. Потребовать представить будущую команду — и попытаться вспомнить, что эти люди сделали уже, что они обещали и чего в действительности добились, или хотя бы — настоящие ли у них дипломы и чисты ли их руки на самом деле. А главное — потребовать, чтобы претенденты не делили нас на «правильных» и нет, ибо, как написано в Книге книг: «Дом, разделенный в себе самом, рухнет…».

И голосовать умом — за будущее страны, а не регионом — за «своего».

Тем более что, как выяснилось, многие из нас больше чем кажется все еще ждут «если появится кто-то лучше». Время есть. Может быть, появится, а быть может, — проявится…

1 При изложении результатов используется следующее региональное деление страны: Восток – Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская области; Запад – Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ривненская, Тернопольская, Черновицкая; Центр – Киев, Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская области; Юг – АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области.

2 Среди респондентов, которые намерены голосовать за определенного политика в первом туре, мы выделили тех, кто выбрал первый вариант ответа. Например, если за В.Януковича собираются голосовать 22% всех опрошенных, и среди них 55% выбрали указанный вариант, то к «стойкому» электорату В.Януковича можно отнести 12% респондентов.