Минувший, 2005 год, несмотря на внутреннюю нестабильность власти и перманентные кризисы в отношениях с РФ, характеризовался достаточно стабильной работой отечественной оружейной системы. По показателям военно-технического сотрудничества, Украина как экспортер сохранила свои позиции на мировом рынке вооружений, собрав, по предварительным данным, от 640 млн. долл. США до 680 оружейных млн. долл. Впрочем, не только оружейных, потому что значительную часть объемов ВТС составляет техника двойного назначения. Но важны не только голые цифры. Важны тенденции, чтобы разглядеть очертания будущих успехов. Или поражений.
Системный круговорот
2005 год для оружейного бизнеса оказался временем выработки идеологии модернизации существующей системы ВТС. Основные идеи года минувшего касались создания на базе «Укрспецэкспорта» госкорпорации с расширенными полномочиями, изменения управленческой вертикали ВТС и создания авиастроительной корпорации. Менее масштабные усовершенствования были направлены на экспортный контроль. Но в целом колесо военно-технической системы осталось неизменным.
Государство оставило за собой исключительное право осуществлять ВТС. За год не изменилось и количество спецэкспортеров, а также баланс оружейного экспорта: на госкомпанию «Укрспецэкспорт» и пять ее дочерних предприятий по-прежнему приходится не менее 85% всех объемов ВТС. А среди крупных поставщиков с известными в мире торговыми марками пристойно выглядели ОАО «Мотор-Січ», НПКГ «Зоря-Машпроект», ГАХК «Артем», АНТК им. Антонова, Харьковский и Киевский авиазаводы (уже объединенные с АНТК в авиакорпорацию, но самостоятельно выполняющие ранее заключенные контракты).
Предварительные подсчеты общих результатов оружейного 2005 г. говорят о том, что объемы в количественном измерении могут достичь планки предыдущего, 2004 года. При этом, согласно утверждению гендиректора «Укрспецэкспорта» Сергея Бондарчука, госкомпания перевыполнила годовой план 2005 г. по экспорту оружия на 11%. Значительную часть объемов ВТС составили услуги по ремонту и модернизации авиатехники. Кроме того, «Укрспецэкспорт» сохранил традиционную географию оружейного экспорта, а наиболее емким потребителем украинских вооружений в 2005 г., как и в предыдущем, стал регион Юго-Восточной Азии.
Характерной чертой работы «Укрспецэкспорта» в 2005 г. стала преемственность в реализации ранее заложенных идей. Например, основной поставщик оружия продолжает инвестирование в наиболее перспективные разработки вооружений и военной техники, среди которых в госкомпании называют разработку нового унифицированного боевого модуля для бронетехники и разработку новых высокоточных средств поражения. При этом есть подтверждение, что и ранее сделанные инвестиции — как по созданию и усовершенствованию высокоточных боеприпасов, так и производству радиоэлектронных средств подавления — уже начали окупаться за счет продвижения на региональные рынки.
Спецэкспортеры, кроме того, продолжили активное сотрудничество с рядом негосударственных научно-промышленных структур, выполняющих работы в рамках гособоронзаказа (чего раньше почти не случалось) для оснащения перспективными изделиями силовых структур страны. По мнению главы «Укрспецэкспорта», наиболее плодотворным в 2005 г. оказалось взаимодействие с такими структурами, как ХК «Укрспецтехника» и научно-производственная фирма «Адрон». А в конце 2005 г. на вооружение украинской армии была принята «адроновская» станция оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ, обеспечивающая защиту вертолетов украинской армии от поражения ракетами переносных зенитно-ракетных комплексов. Кстати, эту задачу сейчас решают в армиях стран НАТО в рамках борьбы с террористической угрозой.
«Укроборонсервисом» (дочернее предприятие «Укрспецэкспорта») создан «Сервисный центр вооружения и военной техники». Под эгидой «Укрспецэкспорта» последним освоен и проведен средний ремонт ЗРС С-300П, ЗРС С-300В, ЗРК «Бук», соответствующих РЛС и автоматизированных систем управления и связи. Ныне «Укрспецэкспорт» и «Укроборонсервис» работают над созданием совместного предприятия с РФ — для продвижения вопросов модернизации техники ВСУ.
Среди новой военной техники, которую поставляет или в ближайшее время поставит Украина, можно отметить различную авиатехнику специального назначения. Киевский авиазавод «Авиант» выполнял контракт на поставку ОАЭ пяти военно-транспортных Ан-32. Это предприятие также завершило сборку двух Ан-32 для Ливии. А еще пять самолетов Ан-32 строятся для МЧС Российской Федерации.
Харьковский авиазавод передал Египту новый Ан-74Т-200А. Это стало первой ступенью выполнения украинско-египетского контракта на поставку трех Ан-74Т-200А с опционом еще на шесть машин этой модификации. Среди покупателей авиапродукции ХГАПП также Ливия, Судан, Иордания.
Мы продолжаем закрепляться на рынке военно-морской техники. Феодосийская судостроительная компания «Море» в настоящее время завершает строительство трех катеров «Калкан-М» для иностранного заказчика, предположительно, для Туркменистана. Реализовывая масштабную программу ВТС с Туркменистаном через «Укроборонсервис», Украина уже поставила этому государству четыре катера «Калкан-М» и новый модернизированный катер «Гриф-Т». Наша страна утверждается и на рынке кораблестроительных проектов, а начало в 2006 г. программы создания и производства отечественного корвета может дать толчок для экспорта таких технологий или участия в многонациональных тендерах.
2005-й был годом окончания украинско-пакистанского 100-миллионного контракта на поставку этому государству ГП «Завод им. Малышева» 285 моторно-трансмиссионных отделений для танков Al Khalid. Этот контракт, ставший прологом украинско-пакистанского ВТС, был подписан летом 2002 г. внешнеторговой фирмой «Прогресс», являющейся дочерним предприятием «Укрспецэкспорта». Кроме того, «Завод им. Малышева» подписал в феврале 2005 г. контракт на сумму 3,7 млн. долл. на поставку в Иорданию 190 башен для модернизируемых БТР. Украинские поставщики военной техники намереваются расширить номенклатуру поставляемой продукции. Закрепившись на рынке как экспортер бронетехники, Украина начала предлагать комплексный подход в обеспечении партнеров по ВТС. Так, в 2005 г. в Йемен был поставлен тренажер для БМП-2, а в Пакистан — для танка Т-80. Ранее тренажеры для бронетехники поставлялись в Пакистан и Мьянму. Что позволяет говорить об Украине и как о поставщике военных тренажеров.
Кроме того, наша страна остается крупнейшим поставщиком комплектующих к вооружению, и именно эта статья спасает отечественный оружейный бизнес от падения объемов экспорта военной техники. Доходы от нее останутся ощутимыми и в обозримом будущем. Среди наиболее существенных достижений прошлого года — заказ ОАО «Мотор-Січ» произвести для Китая около 200 авиационных двигателей (стоимость одного изделия — около 1 млн. долл.), предназначенных для установки на учебно-тренировочный самолет УБС L-15, который разрабатывается группой Hongdu. Первая опытная партия уже изготовлена, а их серийное производство, как ожидается, может начаться в 2006 г.
Об овациях и ловушках будущего
Несмотря на прогнозы наблюдателей, Украина фактически не снизила объемы оружейного экспорта. Более того, пакет заказов на 2006 г. дает основания полагать, что приблизительно такие или несколько меньшие объемы ВТС будут и в текущем году. И дело тут не только в благоприятной конъюнктуре мирового рынка вооружений. Во второй половине года было прорвано кольцо определенного застоя в работе самой системы, что эксперты связывали с колебаниями новой власти в области политики ВТС. И хотя МИД по-прежнему не дает «зеленый свет» контрактам двойного назначения в те страны, которые раздражают Соединенные Штаты, в целом к работе системы фактически нет претензий.
Существует несколько объяснений тому, что Украина, до сих пор не имеющая внутреннего рынка и хромающая на обе ноги в таких областях, как экспорт технологий и организация многоуровневых сделок (включающих, прежде всего, иностранные инвестиции, офсетные поставки и кредитование импортеров), уже в течение трех лет держит планку оружейных поставок на уровне, близком к 650 млн. долл.
Во-первых, мы в 2005 г. достаточно хорошо показали себя на рынке комплектующих и услуг специального назначения. Это поставки для ранее поставленной техники, поставки в рамках совместных проектов и обслуживание сегмента постсоветского рынка оружия. К этому можно добавить заметное увеличение присутствия Украины на рынке продукции двойного назначения, в частности поставок авиационной и автомобильной техники, а также космических услуг. Наконец, Украина довольно неплохо использовала проблемные места конкурентов, связанные прежде всего с ценовой и технологической политикой.
Во-вторых, в ряде случаев наша страна начала решать задачи поставок ключевых комплектующих напрямую с покупателем, а не через страну-интегратора. Например, украинские экспортеры несколько лет назад стали независимо (а не с Россией) работать в Китае, и это дало первые всходы в виде самостоятельных заказов — в области авиационных проектов и в сфере продвижения технологий различного назначения.
Ключевым опасением снижения объема оружейных поставок Украиной были охлаждения отношений с РФ из-за активности Киева на евроатлантическом векторе. Российские политики прямо заявили о свертывании ряда проектов, и по многим направлениям это действительно имело место. Тем не менее угроза снижения объемов ВТС с РФ по итогам 2005 г. осталась пока гипотетической. Кооперационное сотрудничество с российской стороной не претерпело изменений и пока не отражается на объемах оружейного экспорта. Намеченные поставки авиационной и военно-морской техники РФ на 2006 г. свидетельствуют, что еще как минимум в течение двух-трех лет украинские комплектующие будут востребованы.
Законы бизнеса диктуют свои правила. Например, поставляемые Россией в Венесуэлу шесть военно-транспортных Ми-17МТВ-5 и восемь боевых ударных Ми-35М (в перспективе общий объем российских поставок может составить более 40 машин) будут оснащаться двигателями, которые производятся на ОАО «Мотор-Січ» и доукомлектовываются на Санкт-Петербургском «Заводе им. Климова», являющемся разработчиком авиационных двигателей. Как ожидается, около 25 млн. долл. «Мотор Січ» может заработать на поставках в Хорватию российских военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш и самолетов Бе-200. На предприятии уверены, что именно украинские двигатели будут установлены на Ми-171, которые планируется в 2006 г. поставить во Вьетнам, Таиланд и Китай.
Похожая ситуация и у других поставщиков исключительной номенклатуры комплектующих. Так, примерно 30 млн. долл. может заработать «Зоря-Машпроект» на поставках Россией в Индию трех фрегатов проекта 11356 общей стоимостью более 1 млрд. долл. На сегодняшний день все условия сделки согласованы и, как ожидается, соответствующий контракт будет заключен в начале 2006 г. НПКГ «Зоря-Машпроект» также выполняет контракт на поставку газовых турбин М-15Э и в Россию — для установки на два ракетных катера «Молния», которые поставляются во Вьетнам. Еще два корабля этого класса будут построены непосредственно во Вьетнаме по российской лицензии; естественно, и они будут оснащены украинскими турбинами.
Еще один самостоятельный спецэкспортер — ГАХК «Артем» — может получить заказы в случае подписания контрактов на поставку российских многофункциональных истребителей Су-30МК в Таиланд и в Индонезию. Таиланд заинтересован получить эскадрилью (12 самолетов) Су-30МК, причем стоимость предстоящей сделки эксперты оценивают в сумму более 500 млн. долл. Еще 12 Су-30МК планирует закупить Индонезия. Контракт может быть подписан в первой половине 2006 г., а его сумма составит около 700 млн. долл. Если переговоры завершатся скреплением подписями нынешних намерений, список закупаемого оружия будет включать крылатые ракеты, ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» среднего и ближнего радиуса действия. По оценкам наблюдателей, ГАХК «Артем» в 2005 г. чувствовало себя на рынке уверенно, выполняя заказы иностранных государств.
Емким остается сегодня и рынок услуг специального назначения, на котором удалось закрепиться украинским поставщикам. Украина продолжает участвовать в продлении сроков эксплуатации стратегических ракетных комплексов Р-20 «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана»). По мнению командующего российскими РВСН генерала Николая Соловцова, новое соглашение, которое «будет подписано в самое ближайшее время», еще на 15 лет продлит жизнь поставленных на вооружение в 80-е годы межконтинентальных баллистических ракет — благодаря участию разработчиков, украинских специалистов из «Южмаша» и КБ «Южное». При этом часть из них может использоваться в рамках совместно реализуемой коммерческой программы пусков РН «Днепр».
К подобным услугам относится и эксплуатация Россией станций предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Мукачево и Севастополе. Небезынтересным является замечание по этому поводу министра обороны Украины Анатолия Гриценко: «Они [СПРН] действительно нужны России, поскольку это — «уши и глаза» на огромном пространстве. Согласно двусторонним договорам, мы обеспечиваем их эксплуатацию, обслуживание... Мягко скажу: объем финансовой компенсации неадекватен затратам. И это является предметом переговоров и по линии Минобороны, и по линии правительства» (ежегодная аренда СПРН составляет 1,2 млн. долл. — Авт.).
Тем не менее, хотя плотность и качество оружейной связки Украина—Россия и не является зеркальным отражением расширяющихся связей нашей страны с НАТО, ситуация, если она не изменится в течение 2006 г., может негативно отразиться на объемах украинского ВТС где-то к 2007—08 гг. Так, разворачивание российскими промышленниками собственной базы для сборки серийной авиаракеты Р-27 (производимой сейчас на ГАХК «Артем»), двигателей РД-36 для крылатых ракет, двигателей ВК-2500 для вертолетов (продукция ОАО «Мотор-Січ»), производство в РФ газовых турбин для корабельных двигателей (вотчина НПКГ «Зоря-Машпроект»), можно рассматривать как создание плацдарма без украинского участия.
Узелки для завтрашнего дня
Будущее ВТС двух государств может развиваться по нескольким сценариям, имеющим разные сюжетные линии, но зато одну резюмирующую формулу: если ВТС — быть, оба государства от этого выиграют, если — нет, каждая из сторон вполне обойдется без партнера.
Недальновидны те, кто не чувствует скорого появления внутреннего рынка в Украине. Причем даже не НАТО сыграет тут ключевую роль; у нас все чаще слышатся призывы вооружаться для собственного блага и собственной безопасности. Наиболее живую концепцию уже озвучил Владимир Горбулин, советник президента по вопросам оборонной политики. Главная идея состоит в максимальном привлечении для решения этой задачи национального ОПК. А с учетом того, что Украина не создает современных боевых самолетов и средств ПВО, опору предлагается сделать на ракетный щит сдерживания. Включающий высокоточные средства поражения различного базирования — от оперативно-тактических ракетных комплексов и крылатых ракет до новых ракет «воздух-воздух» с активной головкой самонаведения. Это то, что может произвести (и потом продавать) национальный ОПК. Кстати, частично свое согласие с такой постановкой вопроса недавно выразил и министр обороны Анатолий Гриценко упоминанием о необходимости ракетного ренессанса. А также повышенным вниманием к возможностям украинского ОПК разрабатывать и производить оперативно-тактические ракеты.
Безусловно, РФ учитывает возможности Украины производить оружие самостоятельно и приобретать на различных условиях у западных государств. Поэтому целенаправленно ищет сторонников среди украинских политических сил, которые могли бы оказаться посредниками при обновлении диалога и при этом предложить реальные условия сотрудничества, учитывающие, кроме прочего, и интересы России. Согласно одной из идей, схему взаиморасчетов по аренде территории Украины для базы Черноморского флота за поставки энергоносителей можно было бы насытить дополнительным пакетным соглашением, в котором большая часть проектов ВТС была бы увязана схемой взаиморасчетов за энергоносители. И, в частности, ключевым моментом такого пакетного соглашения было бы привлечение российских КБ, НИИ и предприятий ОПК к модернизации ВВТ ВСУ Украины (при определенных условиях в схему можно включить и другие ныне действующие проекты ВТС: обслуживание российских РВСН (Ракетных войск стратегического назначения), использование полигона «Нитка» для подготовки пилотов авианосцев и, возможно, некоторых других). Неизвестно, насколько жизненно такое предложение, но «подтягивание» модернизации, в которой заинтересованы и имеющая очень ограниченные средства Украина, и не желающая упускать украинский рынок Россия, является весьма существенным моментом в поиске конструктивного диалога с РФ.
Понятно, что третья версия развития событий касается бесповоротного прозападного военно-технического курса Украины. Эта версия также имеет право на существование, хотя означает окончательный военно-технический развод с Россией. В перспективе, которая будет иметь временную протяженность от двух до десяти лет. Но в этом сценарии также есть свои подводные камни. Например, в том, что Соединенные Штаты настоятельно рекомендуют снизить обороты ВТС с Китаем. А ведь последний превратился в одного из наиболее серьезных партнеров по ВТС. Признаки крена видны уже сегодня: президент Ющенко «слетал» в Японию, не сделав остановки в Поднебесной. Что не преминули отметить в Пекине. Проведены переговоры с высокопоставленным чиновником из Тайваня, не касаясь, конечно, военно-технического сотрудничества.
….Это всего лишь штрихи. Главное, на Западе пока нет рынка для украинской продукции. Российский плацдарм недолговечен и изменчив. При таком раскладе выживание украинской «оборонки» и, как следствие, сохранение специального экспорта находится лишь в третьем пути — с созданием вооружений и организацией ВТС под задачи собственной обороноспособности. С главной ставкой на собственные возможности. С достаточным финансированием перспективных проектов — после реального отбора действительно конкурентных разработок. Иначе итог будет иной. Не со щитом, а на щите…