UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поднять вымпел!

Верховная Рада восстановила один из краеугольных камней внешней политики Украины. В минувший четверг 276 депутатов, приняв законопроект №6470, вновь сделали вступление нашей страны в НАТО внешнеполитическим приоритетом Киева. Однако решение парламента изрядно запоздало.

Автор: Владимир Кравченко

Верховная Рада восстановила один из краеугольных камней внешней политики Украины. В минувший четверг 276 депутатов, приняв законопроект №6470, вновь сделали вступление нашей страны в НАТО внешнеполитическим приоритетом Киева.

Однако решение парламента изрядно запоздало. Украинская власть должна была принять это решение еще в 2014 г., когда Россия напала на Украину и оккупировала Крым и Донбасс, когда политика внеблоковости продемонстрировала свою несостоятельность. Но лучше позже, чем никогда. И узнав об итогах голосования, один из ветеранов украинской дипломатической службы Владимир Хандогий назвал решение парламента "торжеством справедливости".

Фиксация в Законах "Об основах внешней и внутренней политики Украины" и "Об основах национальной безопасности Украины" положения о членстве Украины в НАТО означает не только корреляцию внешнеполитической цели Киева, но и разрыв еще одной цепи, связывавшей нашу страну с Советским Союзом и Россией. Кроме того, это также и демонстрация единства значительной части украинского политикума в отношении курса евроатлантической интеграции. Не голосовала за изменение в украинском законодательстве лишь фракция "Оппозиционный блок".

Напомним, в принятом в 2003 г. Законе "Об основах национальной безопасности Украины" впервые было задекларирована цель - членство в НАТО, "при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с РФ, другими странами Содружества Независимых государств, а также другими государствами мира".

В числе тех, кто голосовал тогда за этот закон, были и представители парламентской фракции Партии регионов. Но в апреле 2010 г. Виктор Янукович отказался от политики евроатлантической интеграции, которую он реализовывал, будучи премьером при президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко, и, убрав упоминание в законах о членстве в альянсе как внешнеполитической цели Киева, законодательно закрепил внеблоковый статус Украины.

В декабре 2014 г. парламент принял решение об отказе Украины от политики внеблоковости. Однако инициированные президентом Петром Порошенко изменения в Законы "Об основах внешней и внутренней политики Украины" и "Об основах национальной безопасности Украины" были половинчатыми.

Формально в документах восстанавливался курс на евроатлантическую интеграцию. Однако в них не указывалась знаковая цель - членство нашей страны в альянсе. Например, в Законе "Об основах национальной безопасности" говорится лишь об интеграции в некое "евроатлантическое пространство безопасности". Основными же направлениями государственной политики во внешней сфере было определено углубление сотрудничества с НАТО "с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации".

Собеседники ZN.UA по-разному объясняют причины тогдашнего решения Киева. Одни утверждают, что у высшего политического руководства Украины отсутствовала политическая воля. Другие говорят о существовавших в 2014 г. опасениях, что в парламенте не наберется нужного количества голосов. Третьи уверяют, что украинская власть не хотела "заводить" избирателей, выступавших против вступления в альянс. Четвертые полагают, что П.Порошенко стремился не раздражать лишний раз не только Москву, но и Брюссель. Дескать, логика была такова: "тихой сапой" идти в НАТО, не привлекая лишнего внимания".

Но за два с половиной года, последовавших после отмены "внеблоковости", законы, а с ними и декларируемые внешнеполитические приоритеты, вновь были изменены. Что же нынче подтолкнуло Киев к изменению позиции?

Безусловно, в 2017-м украинские власти стали придерживаться более жесткой линии в отношениях с Москвой. Не исключено, что в Киеве также решили подобной пиар-акцией создать благоприятный фон для запланированного на 9–10 июля в украинской столице заседания Североатлантического совета на уровне послов и с участием генсека организации Йенса Столтенберга. В рамках этого мероприятия пройдет и заседание комиссии Украина-НАТО (КУН) с участием украинского президента.

Но поясняя причины появления законопроекта №6470, один из его авторов, спикер Андрей Парубий, заявил: решение о внесении поправок в законы об основах внешней и внутренней политики и национальной безопасности он принял после своего участия в Парламентской ассамблее НАТО в Тбилиси и "чрезвычайно плодотворного общения".

Подобная самодеятельность председателя Верховной Рады кажется маловероятной, учитывая и личности соавторов законопроекта, и количество проголосовавших за углубление сотрудничества с НАТО "с целью обретения членства в этой организации". Да и Петр Порошенко, стремясь развеять сомнения, заявил, что подпишет закон о восстановлении курса Украины на членство в НАТО, поскольку эта инициатива была согласована с ним. Тем не менее информированные собеседники ZN.UA в один голос уверяют, что ни АП, ни МИД не были задействованы в подготовке текста этого законопроекта, хотя украинские дипломаты его и поддерживают.

Это решение Верховной Рады принималось и без консультаций с Брюсселем. И голосование в парламенте вызвало у представителей как альянса, так и стран - членов организации удивление. В результате в Организации Североатлантического договора публично только сухо заявили, что приняли к сведению решение Верховной Рады и поддерживают усилия Киева по реформам и модернизации институтов обороны и безопасности.

Кремль, комментируя решение украинского парламента, традиционно заявил, что обеспокоен расширением НАТО. "Считаем, что это угрожает нашей безопасности и балансу сил в евразийском регионе. Разумеется, российская сторона принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и обеспечения собственной безопасности", - заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Один из вопросов, появившийся сразу же после новости о голосовании в парламенте, - что последует за решением определить членство в НАТО как один из внешнеполитических приоритетов Киева? Речь идет не только о Востоке, где ряд экспертов ожидают обострения ситуации и осложнения переговоров о судьбе заложников: некоторые собеседники ZN.UA прогнозируют, что решение Верховной Рады может негативно сказаться на освобождении украинских граждан, удерживаемых на оккупированных территориях и в России.

Хотя зафиксированная в законе внешнеполитическая цель - декларация, однако она требует от украинской власти принятия на себя вполне конкретных обязательств. Ведь страны, заявляющие о своем стремлении стать членом трансатлантического клуба демократических государств, должны соответствовать определенным политическим, экономическим, оборонным критериям.

Конечно же, международная конъюнктура не способствует ни вступлению Украины в альянс, ни даже предоставлению Плана действий относительно членства в НАТО. Нет шансов, что Киев станет и частью восточного фланга альянса. Но этот неблагоприятный расклад не означает, что украинцы не должны ставить перед собой амбициозных целей. В Европе пока нет лучшей гарантии для безопасности, нежели членство в этой евроатлантической организации, основанной на общих ценностях.

Для Украины, находящейся в состоянии гибридной войны с Россией, естественно обращать основное внимание на сектор безопасности и обороны. Например, реформируя армию, Киев заявил о планах к 2020 г. перейти на стандарты НАТО. В свою очередь, альянс в рамках Комплексного пакета помощи предоставляет Украине финансовую, материально-техническую, логистическую и консультативную помощь.

Однако, как не раз годами повторяли представители альянса, в НАТО вступают не армии, а страны. Поэтому Киеву важно выполнять во внутренней политике, экономике, судебной системе, обороне, в сфере прав человека обязательства, взятые на себя в рамках Годовой национальной программы под эгидой КУН.

Для Киева политика евроатлантической интеграции должна стать инструментом для трансформации украинского общества и проведения реформ в украинском государстве. Готово ли к этому руководство Украины? Или оно по привычке ограничится косметическими изменениями, а программы системных реформ, подготовленные с помощью, в том числе, и советников из НАТО, положит на полку? Как это произошло, например, с концепцией по реформированию СБУ, с лета прошлого года ожидающей подписи президента.

Еще один тест на готовность украинской власти проводить политику евроатлантической интеграции - работа национальных координаторов. От них зависит эффективность деятельности комиссии по вопросам евроатлантической интеграции: созданный год назад, этот орган при президенте Украины должен мониторить и координировать работу органов исполнительной власти в рамках сотрудничества Украина-НАТО, добиваясь достижения критериев альянса.

О серьезности намерений Киева будет говорить и появление в миссии Украины при НАТО ее главы. Два года, минувших с момента отзыва Игоря Долгова из Брюсселя, - слишком уж затянувшаяся пауза, негативно влияющая на восприятие членами НАТО намерений и действий Киева в отношении Североатлантического альянса. Возможно, новый руководитель миссии будет назначен накануне совещания Североатлантического совета на уровне послов.

Наконец, если уж Киев действительно стремится к членству в НАТО, то необходима системная разъяснительная работа среди украинских граждан, дабы сохранить тот высокий уровень поддержки вступления Украины в альянс, который существует ныне в нашем обществе. Это тем более важно, что в Киеве не отказываются от идеи проведения референдума по вопросу членства в НАТО. По словам вице-спикера И.Геращенко, референдум будет проводиться накануне вступления в НАТО, как это сделали некоторые страны Восточной Европы.

Как свидетельствуют данные соцопроса, проведенного Центром Разумкова и Фондом "Демократичні ініціативи" в декабре 2016 г., более 60% респондентов приняли бы участие в референдуме о членстве Украины в НАТО, из них 71% проголосовали бы за вступление. Согласно исследованию КМИС, если бы такое голосование проводилось в феврале 2017 г., то за вступление проголосовали бы 57%, против - 43%.

Напомним, что в 2003-2009 гг. количество сторонников евроатлантической интеграции составляло 17-32%.

Нынешняя популярность идеи членства Украины в НАТО стала следствием эмоциональной реакции на агрессию России, а не результатом целенаправленной работы официального Киева и рационального выбора избирателя. Но без разъяснительной работы украинской власти и при одновременной агрессивной информационной кампании со стороны России количество сторонников вхождения в альянс может начать катастрофически падать, а число приверженцев "внеблоковости" и "нейтралитета" - расти. Подобные опасения уже прозвучали из уст дипломатов и экспертов, в частности, на круглом столе "Украина-НАТО: 20 лет Хартии об особом партнерстве", проведенном Национальным институтом стратегических исследований, Украинской ассоциацией внешней политики и Украинским отделением Ассоциации международного права.

Экономические и политические реформы, разъяснительная работа с украинской общественностью будут демонстрировать украинцам и альянсу, насколько серьезно относится официальный Киев к восстановлению внешнеполитического курса, имеет ли высшее украинское руководство политическую волю выполнять законодательно закрепленное обязательство. К сожалению, противоречивая история отношений Украины и НАТО дает основания для сомнений.