Внешнеполитическая деятельность всегда удавалась украинским лидерам лучше, чем внутреннеэкономическая, и традиционно сдержанный народ уже привык к этому невероятному, но очевидному парадоксу. Что касается Вооруженных сил Украины, то для них международное сотрудничество, вернее, та его часть, которая именуется военно-техническим сотрудничеством (ВТС), часто становится палочкой-выручалочкой в условиях экономической стагнации страны, не способной обеспечить их нормальное функционирование. С другой стороны, заключая соглашения о военно-техническом сотрудничестве, есть повод поговорить об «экономизации» внешнеполитической деятельности государства. Но и не только. Сегодня весьма значительная часть населения страны имеет сомнения относительно реальной способности ВСУ защитить независимость Украины (несмотря на парады и шоу, на которых, правда, иногда погибают пилоты) в случае, если это понадобится.
Прошедшая неделя поистине протекала под знаком «ВТС», что дало повод генералитету поговорить о предварительных итогах страшного для страны (а для ВСУ и подавно) года президентских выборов. Впрочем, если постараться не связывать внезапную внешнеполитическую сверхактивность военного ведомства с выборами, то поговорить есть о чем. В частности о том, может ли военно-техническое сотрудничество Украины с другими государствами помочь армии выйти из крутого пике...
Победы
Безусловно, приезд в Киев министра обороны Греции Апостолоса Цохадзопулоса более всего связан с танковой темой (в рамках 5-летнего военного плана для Вооруженных сил Греции планируется закупить 250 основных боевых танков и 12 танков-тягачей), а подписание межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве хоть и несколько приуменьшает роль самого военного ведомства, все же может быть записано в актив побед генералитета с такими же основаниями, как и министерства промышленной политики (документ подписывал министр промышленной политики Василий Гуреев). Несмотря на сообщения некоторых западных СМИ о том, что Греция уже практически решилась на закупки немецких «Леопардов» и что это якобы подтверждается намерением немцев инвестировать греческое оборонное производство продажей Афинам 170 «Леопардов» более старого поколения по мизерной цене (партия из 17 танков уже прибыла в Грецию и, как ожидается, остальные будут доставлены к концу текущего года), господин Цохадзопулос известил украинскую сторону о том, что Украина попала в «короткий» список участников танкового тендера. Теперь за этот заказ поведут борьбу украинские, американские, германские, французские, российские и британские производители. Согласно греческой газете «Атенз ньюс», самые высокие шансы на успех будут у тех иностранных компаний, которым удастся привлечь к участию в проекте греческую компанию по производству вооружения «ЕЛВО» или даже купить ее. Хотя по понятным причинам Украина не сумеет этого сделать, греческий министр отметил, что военное ведомство страны определилось, какие именно тактико-технические характеристики танков подходят для ее Вооруженных сил, и украинские танки вполне устраивают. По словам грека, не повредит отношениям Украины и Греции даже предполагаемое участие Украины в турецком тендере на обеспечение производства 1000 основных боевых танков, который должен был начаться в следующем году. (Несмотря на потрясшую Турцию трагедию, Украина этой осенью все же будет участвовать в выставке «Айдеф-99» и предлагать туркам свой танк Т-84).
Нынче сотрудничество с Грецией - выгодное дело: министерство национальной обороны этой страны ведет переговоры о закупках больших партий вооружений и планирует израсходовать на эти цели около 10 млрд. долл. Украине на руку закупки Грецией и европейских истребителей «Еврофайтер», и американских учебных самолетов
Т-6А «Тексан II», и тоже американских ЗРК «Кроталь-NG». Сегодня вряд ли какая-нибудь страна пойдет на то, чтобы попасть в зависимость от одного экспортера оружия. А то, что Греция практически единственная страна НАТО, резко негативно воспринявшая войну в Косово, и при этом позволяет себе закупать российские вооружения, говорит о том, что шансы Украины весьма высоки. А.Кузьмук убежден, что победит наиболее адаптированный к условиям страны-заказчика образец, а Украина, по его словам, тщательно работает над адаптацией танков для любых условий.
Пока же, чтобы ободрить нового партнера по ВТС, Греция закупит у Украины два малых десантных корабля на воздушных подушках типа «Зубр» на сумму около 100 млн. долл., причем уже в течение ближайших двух-трех недель будут окончательно выяснены все финансовые вопросы. Кроме того, в тендере в Греции участвует и самолет Ан-32П (пожарный), который, не исключено, станет следующей покупкой греков.
В какой-то степени порадовал украинских военных и другой министр - чешский. Приехав в Киев, он сообщил о намерениях Чехии закупать двигатели запорожского предприятия «Мотор-Сiч» для национального истребителя Л-159, производство которого налаживает фирма «Аэро- водоходы» совместно с американским «Боингом». Согласно недавнему заявлению начальника Генштаба чешской армии генерала Иржи Шедиви, в ближайшее время для ВВС страны необходимо по меньшей мере 36 самолетов. Хотя прибыли пойдут не на счета военного ведомства, именно военные выступили лоббистами упомянутых вооружений и сумели продемонстрировать их высокие качества.
Поражения
Несмотря на подписанные документы и контракты, визиты возвестили и об очень крупном поражении на ниве военно-технического сотрудничества. Речь о том, что глава военного ведомства Чешской Республики Владимир Ветхи объявил о том, что Чехия приняла решение модернизировать свои танки Т-72 по чешско-израильскому проекту. По его словам, украино-чешско-французский проект модернизации (с французской системой управления огнем), который с 1997 г. был серьезной альтернативой израильско-чешскому проекту, «никогда не был официальным правительственным проектом, а лишь усилием частной фирмы». Чешские военные эксперты уже провели исследование и определили почти все детали модернизации, кроме разве что системы управления огнем, к обеспечению которой Украина подключиться не может.
На вооружении чешской армии находится 540 танков Т-72, и, учитывая, что танки Т-72 представляют собой крепкую базовую технику, в высшей степени пригодную для модернизации и совершенствования, предполагается обновить не менее 250 таких машин. Некоторая часть танков Т-72 была напрямую закуплена у СССР, остальные, начиная с 1979 г., были построены по лицензии в Чехословакии. Заводы, ответственные за постройку чешских танков Т-72, сейчас оказались в Словакии. Однако чехи обладают промышленной инфраструктурой, способной осуществить модернизацию своих танков Т-72, так как многие отрасли оборонной промышленности Чехии были связаны с производством наиболее совершенных компонентов для танков Т-72, включая электронику, оптику, гидравлику, электросистемы и боеприпасы.
Изучая два конкурирующих проекта модернизации, эксперты «Джейнс Дифенс» отмечали, что украинский двигатель 6TD-1 танка PSP T-72 превосходит как двигатель исходного танка Т-72, так и двигатель танка Т-72M3-CZ (чешско-израильского). Но Израиль, традиционно уделяя колоссальное внимание разведке и информационному сопровождению своего проекта, вырвал победу при более слабых технических характеристиках проекта. Согласно предварительным подсчетам украинских экспертов, Украина потеряет только от этого решения заказ по меньшей мере на 100 млн. дол. Но, скорее всего, на этом потери не закончатся. Дело в том, что европейский рынок модернизации Т-72 (и особенно стран НАТО) настолько узок, что вряд ли выдержит существование двух проектов одновременно, поэтому, скорее всего, Украина не сможет принять участия в модернизации бронетехники в Центральной и Восточной Европе.
«Модель-2010»
Сама армия тоже продемонстрировала движение вперед. Это говорит о том, что, несмотря на скудное финансирование, определенные практические шаги после косовской войны все же предприняты.
Например, военное ведомство завершило разработку Программы развития вооружения и военной техники, подготовкой которой специалисты Минобороны занимались в течение трех лет. По словам А.Кузьмука, «Программа предусматривает глубокую модернизацию современных высокотехнологических образцов вооружения и военной техники, которые находятся на вооружении в ВС Украины, и разработку новых видов вооружений, в том числе и на новейшей физической базе». Украина определила приоритеты в разработках новых видов вооружений и военной техники и намечено развитие, прежде всего, высокоточного оружия и средств его доставки, средств ПВО и боевой авиации. Украина будет развивать все три функциональных компоненты ВСУ: силы сдерживания, которые, используя ракеты, способны нанести поражение даже на территории вероятного противника, мобильные силы, предназначенные для решения задач на угрожающих направлениях или в локальных конфликтах, и, наконец, силы обороны.
Что касается создания и производства высокоточного оружия и средств ПВО, Украина уже ведет разработки и при условии финансирования справится с решением проблемы. Если же говорить об авиации, проблем гораздо больше. В Украине не более 200 самолетов последнего поколения, но даже об их боевых возможностях придется задуматься после 2005-2008 гг. Создать же боевой истребитель Украина сама не в состоянии хотя бы по экономическим соображениям. Еще хуже обстоит дело с армейской авиацией. В наследство независимой Украине досталось около 800 вертолетов. Сегодня, после сокращения двух бригад, вертолетов осталось 543, из которых, по свидетельству начальника штаба Сухопутных войск генерала Виктора Гудыма, взлететь имеют юридическое право лишь 35. Но и это не предел. Ожидается, что к 2005 г. их останется в Вооруженных Силах Украины около 200. Скорее всего, военное ведомство вынуждено продавать вертолеты, чтобы сводить концы с концами и хоть кое-как залатывать наиболее серьезные бреши.
По мере того, как изменяются взгляды украинского генералитета на развитие вооружений, так несколько по-другому военное руководство сегодня начинает смотреть и на само военное искусство: министр обороны на этой неделе проинформировал, что в мае (как раз по свежим следам войны на Балканах - Авт.) он дал поручение разрабатывать новую перспективную модель ВСУ - «Модель-2010», которая предусматривает развитие военного искусства и принципиальные изменения «от солдата до соединений и объединений». По словам главы военного ведомства, «Модель-2010» - это «логичное продолжение результатов претворения в жизнь Программы строительства и развития Вооруженных Сил Украины до 2005 года», к выполнению второго этапа которой Вооруженные Силы приступили с декабря 1998 г. Сама же «Модель-2010» предусматривает усиление мобильности и повышение оснащения за счет средств связи и разведки, а также не исключено, что и развертывание новых аэромобильных частей и соединений.
Амбиции военного ведомства немалые и обеспечить их весьма непросто - по мнению министра, Украина может и должна стать фактором стабильности в Кавказском регионе - в пределах созданного неформального объединения ГУУАМ. Именно военные должны обеспечить создание транскавказского транспортного коридора, возобновить шелковый путь и значительно повысить уровень экономического сотрудничества со странами региона, считает А.Кузьмук. Не направляя при этом миротворческих военных контингентов.