UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО КОМ ЗВОНИТ ПОЧТАЛЬОН?

Любовь зла. Но традиционное упоминание по сему поводу зверя, под знаком которого проходит нынешний год, в нашем случае не вполне уместно...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Любовь зла. Но традиционное упоминание по сему поводу зверя, под знаком которого проходит нынешний год, в нашем случае не вполне уместно. Поскольку на этот раз мысли о дурном характере упомянутого высокого чувства возникли в связи с иными обстоятельствами. Именно в день влюбленных, 14 февраля, в почтовых ящиках жителей Львовской, Винницкой, Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ривненской, Тернопольской, Хмельницкой и Черкасской областей появились послания с объяснениями в любви одного известного господина к одной небезызвестной даме. «Я всегда признавал и признаю сейчас, что именно вице-премьеру Ю. Тимошенко мое правительство обязано своими достижениями и успехами, прежде всего выплатой зарплат и пенсий» – говорилось в «открытом письме моим избирателям», заканчивающемся словами «искренне ваш Виктор Ющенко». Однако словно в подтверждение той непреложной истины, что от любви до ненависти –– один шаг, а точнее, несколько строк, пару абзацев спустя автор эпистолы признавал: «...для нашей борьбы Юлия Тимошенко приносила намного больше пользы, пребывая в заключении в Лукьяновском СИЗО». Поскольку после выхода из-под ареста деятельность Юлии Владимировны «вносит смятение и хаос в сознание наших общих сторонников». «Сам факт ее существования может помешать мне стать президентом!», –– сокрушается сочинитель, абсолютно не утруждающий себя хотя бы минимальным приближением стиля письма к речевой манере натурального Ющенко. Виктор Андреевич –– личность, бесспорно, сложная и противоречивая. Но не настолько, чтобы можно было поверить в его резкое перевоплощение в кровожадного монстра с замашками начинающего диктатора, заявляющего, что, вернувшись-де в следственный изолятор, Тимошенко перестанет быть проблемой, а «во имя национального возрождения никакие жертвы не могут считаться чрезмерными».

Однако придавать подделке правдоподобность изготовители псевдоющенковских писем, судя по всему, и не собирались. А потому не преминули вволю постебаться, что у них, надо признать, неплохо получилось, особенно в тех местах, где лжеЮщенко называет себя «признанным Символом и Надеждой Нации». Это действительно можно было бы счесть за шутку, если бы нешуточный тираж листовок, высокий уровень полиграфического исполнения и далеко не смешной организационный ресурс, задействованный при распространении «валентинок».

В роли пульверизатора, опрыскавшего западные области «ядохимикатом», предназначенным для уничтожения рейтинга лидера «Нашей Украины», выступила «Укрпочта». Всего через пару дней по рукам журналистов и политиков пошли гулять ксерокопии документов, не оставляющих ни тени сомнения в том, кому принадлежит авторство затеи. «В соответствии с письмом Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» №06—137 от
11.02 03 г. в адрес узлов почтовой связи направлены для безадресной доставки рекламно-информационные материалы ООО «Українська телевізійна агенція». Рекламно-информационные материалы должны быть доставлены в абонентские почтовые ящики населения: в районных центрах – 14 февраля 2003 года, в областном центре – 15 февраля 2003 года. В селах доставку рекламно-информационных материалов не осуществлять. В городах доставку осуществлять преимущественно в центре города. Листовки распределить равномерно по доставочным участкам, выдачу листовок почтальонам проводить по накладным. Начальникам узлов почтовой связи, почтамта взять под личный контроль качество и сроки доставки. О выполнении доложить в отдел маркетинга дирекции 17.02.03 г. до 11 часов» –– это письмо директора Хмельницкого областного отделения «Укрпочты» Д. Бойко в адрес всем начальникам районных узлов почтовой связи. Аналогичные письма существуют в исполнении и других главных почтовиков областей, в которых «всплыло» послание.

Этот и другие документы, воссоздающие общую картину происходившего, вызывают устойчивую ассоциацию с обстоятельствами, максимально приближенными к боевым. И, кстати, в этом, наверное, нет ничего сверхнового, потому что еще в далеком 1999 году появление в Умани антисемитских лжелистовок от имени тогдашнего кандидата в президенты Евгения Марчука нынешний секретарь СНБО охарактеризовал «не как политическую борьбу, а как спецоперацию».

Сегодняшнюю листовочную историю, даже несмотря на последовавшее за этим ее продолжение, руководители силовых ведомств столь высокого звания не удостоили. Однако после шума, поднятого активистами «Нашей Украины», были вынуждены завести уголовное дело. Как сообщил, выступая в Верховной Раде, генеральный прокурор Украины, дело возбуждено по статьям Уголовного кодекса 353 (самовольное присвоение властных полномочий) и 170 (препятствие законной деятельности политических партий). «Создана следственно-оперативная группа, к работе которой привлечены сотрудники Министерства внутренних дел Украины, –– заверил народных депутатов Святослав Пискун. –– Проводятся все необходимые первоочередные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению лиц, причастных к изготовлению и распространению открытого письма. В частности, допрошены в качестве свидетелей должностные лица и другие работники «Укрпочты», которые имели отношение к заключению и выполнению этого договора». Расследование дела генеральный прокурор, по его же словам, взял под свой личный контроль.

Со дня появления февральского псевдописьма Ющенко прошло два месяца. За это время успели появиться еще четыре эпистолы и два плаката, изображающие лидера «Нашей Украины» в лучших традициях черного пиара. Ареал их распространения захватывает все новые регионы страны. Правда, к помощи «Укрпочты» для распространения этой специфической печатной продукции в последовавших после первой листовки случаях прибегать уже не стали. Вполне вероятно, что руководство этой организации, над головой которого нависла довольно ощутимая угроза стать жертвой чужой войны, само отказалось от дальнейшего участия в «спецоперации». Выступая в парламенте, глава Госкомсвязи Николай Гончар сообщил, что после случившегося своим приказом запретил «Укрпочте» заниматься «доставкой рекламно-информационной продукции с политическими признаками». Не беремся утверждать, что это послужило одной из причин, из-за которых под Николаем Викторовичем недавно зашаталось кресло. Скорее всего, нежелание «Укрпочты» участвовать в листовочной войне совпало с намерением ее стратегов отказаться от услуг почтовиков. И следующие произведения контрагитационного искусства разносились уже аматорами. Тот же факт, что ее сотрудники допрашивались правоохранительными органами не в качестве подозреваемых, а в статусе свидетелей, может служить дополнительным аргументом для тех, кто убежден: мероприятие проходило под патронатом власти. Поскольку неприкосновенность в подобных случаях может гарантировать только высочайшее покровительство. Договор, на основании которого происходило распространение письма, был заключен между УДППЗ «Укрпочта» в лице директора дирекции по обработке и перевозу почты Неньки Леонида Федоровича и обществом с ограниченной ответственностью «Українська телевізійна агенція» в лице директора Панасевич Инны Владимировны. О том, что названое ООО уже несколько лет как прекратило свое существование, а упомянутая гражданка – и вовсе фиктивное лицо, стало известно чуть ли не сразу после того, как правоохранительные органы начали следствие. Как и то, что при установлении личности заказчика, о чем сообщил генпрокурор, этот человек будет привлечен к уголовной ответственности. А вот об ответственности, которую в данном случае несет исполнитель, до сих пор все скромно умалчивают.

По мнению главы Госкомитета связи и информатизации, «Укрпочта» стала заложником пробелов в правовом поле. По его словам, она не имеет права требовать у заказчика документального подтверждения достоверности информации, которую берется распространять. Допустим, что так. Но можно ли предположить, что с таким же энтузиазмом почтовики стали бы рассылать почти миллион экземпляров листовок антипрезидентского содержания без каких-либо намеков на их происхождение? А если и допустить, что бедствующее госпредприятие, вынужденное выживать за счет «нестандартных доходов», все же решится на подобный шаг, то, наверное, нетрудно представить, к чему он приведет: если пробелы в законодательстве действительно не позволят привлечь руководителей «Укрпочты» к уголовной ответственности, то для незамедлительного увольнения их они вряд ли станут помехой.

В данном же случае у «возбудителей» уголовного дела иная задача. Даже на взгляд неискушенного в юридических тонкостях наблюдателя очевидно, что статьи УК, по которым ведется следствие, несколько не соответствуют сути дела. Обратившись за комментарием к ряду авторитетных правоведов, «ЗН» получило подтверждение своим сомнениям. «С точки зрения юридических аспектов вины здесь кто-то очень хорошо потрудился», – считает известный адвокат Николай Полуденный. Выбранные прокуратурой статьи, уверен он, обрекают дело на неуспех. «Укрпочта» не должна была браться за распространение листовок, не имеющих выходных данных, то есть сведений о тираже, типографии и заказчике. А вступление в договорные отношения с несуществующей фирмой и заключение договора с фиктивным лицом – явный признак, как минимум, недобросовестной работы. Если такие действия не влекут за собой последствий, то можно говорить о гражданско-правовой ответственности. В случае же, если негативные последствия существенны, ответственность становится уже уголовной. С учетом масштабности распространения ложных сведений, вводящих в заблуждение большое число людей, по мнению г-на Полуденного, можно говорить о халатности со стороны руководителей «Укрпочты»: «И хотя это понятие оценочное, на месте следователей я бы возбудил дело именно по этой статье».

Следователь Генпрокуратуры, занимающийся листовочным делом, Степан Гогильчин, с которым мы попытались поговорить на эту тему, не пожелал вступать в диалог, отказался от встречи, и на все наши вопросы по телефону отвечал не всегда уместным, но отрепетированным «З точки зору слідства це недоречно». Нужно отдать ему должное, работник прокуратуры старался быть с нами максимально вежливым и даже предложил обратиться через газету ко всем, кто владеет информацией, которая может помочь следствию, с призывом поделиться ею. Но не от имени прокуратуры, а по собственной инициативе. Однако, поразмыслив над предложением, мы решили, что каждый должен заниматься своим делом. При этом у нас возникло встречное предложение к следственным органам: давайте, мы лучше сформулируем те вопросы, ответы на которые помогут успешному решению вашей нелегкой задачи. Это гораздо больше соответствует нашим представлениям о своем деле. Например: много ли у нас в стране найдется держателей капитала, чьи размеры позволяют заниматься столь недешевым развлечением? По подсчетам руководителя штаба «Нашей Украины» Романа Бессмертного, первый транш листовок обошелся заказчику в почти миллион долларов. Возможно, цифра несколько и преувеличена, но следует учесть традиционный откат, взятый из нее реализаторами акции. Кстати, во время интервью «ЗН», Роман Петрович продемонстрировал составленную им смету, предполагающую схему расходов на «валентинки». При этом он признался, что главными потребителями этой информации являются те, кто заказывал антиющенковскую кампанию: «Пусть знают, что их облапошили».

Также сотрудникам прокуратуры и милиции можно посоветовать задаться вопросом, кто в нашей стране обладает достаточными властными полномочиями для того, чтобы, беспрепятственно миновав границу и таможню, провезти в Украину миллионные тиражи высококачественной печатной продукции, не содержащей каких-либо сведений о ее происхождении? По словам лидера львовской областной организации «Нашей Украины», народного депутата Петра Олийныка, проведя собственное расследование, «нашеукраинцы» установили, что первая четырехцветная листовка на хорошей офсетной бумаге была издана в Словакии. Как и появившийся чуть позже плакат «по мотивам Рембрандта», изображающий блудного сына Ющенко, припавшего к Леониду Даниловичу со словами «Благословіть, батьку!». А еще не мешало бы попытаться выяснить, кто способен задействовать государственные каналы для распространения лживой информации, используя почтовую технологию, ассоциирующуюся с новогодними поздравлениями «от Президента Украины», которые значительная часть украинских граждан обнаружила три с половиной месяца назад в своих почтовых ящиках?

Ну и наконец (хотя в нормальной стране это послужило бы началом для серьезных расследований), крайне занимательным мог бы стать вопрос о происхождении денег, задействованных в постановке этого недешевого спектакля. Уж не средства ли это, полученные от продажи контрабандного спиртного и сигарет? Не прибыль ли, вырученная в результате нелегальной вырубки и продажи леса? А может быть, это часть капитала, сколоченного на лоббировании чьих-то бизнес-интересов при помощи доступа к самым высоким кабинетам либо за счет торговли государственными должностями? Найти ответы на все эти вопросы не так уж и сложно. Как, впрочем, и предсказать всю бесперспективность контролируемого генеральным прокурором расследования. Зная о том, что «Наша Украина» пытается вести его самостоятельно, «ЗН» обратилось за комментарием к упомянутому уже Роману Бессмертному.

По словам главного «нашеукраинского» штабиста, после избирательной кампании 1999 года в стране сконцентрировалось немалое количество печатных станков, нигде и никем не учтенных и не контролируемых. И хотя об этом Роман Петрович скромно умалчивает, но именно тогдашняя вовлеченность его в избирательный процесс на стороне кандидата Л. Кучмы сегодня помогает ему неплохо ориентироваться в происходящем. Наверное, поэтому легко верится, когда он утверждает: «Я знаю все, что мне нужно знать». «Вот, например, заявление на выполнение печатных работ. Оно было только-только написано, как у меня уже появилась копия. Или вот эта листовка – это первая копия, снятая с оригинала. Ее только сделали, чтобы начать множить, как она попала ко мне. Это случилось за четыре дня до того, как был отпечатан весь тираж. И вот по этой первой копии мы прошли за ними всю дорогу: знаем, с кем они встречались, кого задействовали и т. д.», – демонстрирует недюжинный детективный талант Роман Петрович. О том, как он «навел» правоохранительные органы на отпечатанный, но еще нераспространенный тираж очередной фальшивки, в прессе уже рассказывалось. Это была последняя попытка отпечатать листовки в Киеве. Теперь столица для лжепечатников закрыта, поскольку «Наша Украина», по словам Бессмертного, взяла под контроль все печатное оборудование, находящееся здесь. Правда, это не помешало появиться «уткам» в Кировограде, Полтаве, Василькове, Нежине…

Словом, «нашеукраинцам», если они не блефуют, известны имена и адреса их обидчиков. «Киев, ул. Банковая, 1, администрация Президента», – по этому адресу, как поведал нам Петр Олийнык, были отправлены посылки с листовками после того, как, благодаря слаженным действиям Червоноградского горсовета, Сокальского райсовета и местных правоохранителей, партии фальшивок были задержаны на червоноградском и сокальском отделениях «Укрпочты». «Почему же в таком случае страна до сих пор не знает «своих героев»? Чего вы ждете?», – не могли не спросить мы у Романа Бессмертного. «Я жду, что власть и дальше будет помогать нам повышать рейтинг и блока в целом, и Виктора Ющенко в частности, – прозвучало в ответ. – Это даже лестно, что наша проблема становится проблемой первых лиц государства, которые перешли на партизанские методы борьбы против своего народа. Или против отдельных лиц, представляющих народ».

Да, действительно, число сторонников лидера «Нашей Украины», как свидетельствуют результаты соцопросов, в последнее время несколько увеличилось. Вот только вряд ли можно согласиться с тем, что это результат фальшивых писем и антиющенковских плакатов. Просто «нашеукраинцы» в кои-то веки сподобились на худо-бедно спланированную медиа-поддержку блока в региональных СМИ. Однако далеко не все из них сходятся во мнении с Романом Бессмертным. Тот же Петр Олийнык не склонен благодушничать по поводу того, что листовки не возымели негативного воздействия на рейтинг лидера «НУ». Поскольку уверен, что, скорее всего, не это было главной целью тех, кто заблаговременно принялся за подобную культивацию электорального поля. Перво-наперво в их планы входило привить избирателю стойкую невосприимчивость в отношении единственного, имеющегося в распоряжении «Нашей Украины» и ее лидера, средства общения с народными массами. Ну а кроме того, считает Петр Михайлович, во Львовской, Ривненской, Ивано-Франковской и прочих западных областях сконцентрировано наибольшее число симпатизирующих Ющенко граждан. «Пилотный проект был обкатан на регионах, в которых наблюдается наибольшее противостояние действующему режиму. Учтя после «полигонных испытаний» все ошибки и просчеты, устроители проекта пойдут на восток. Там, особенно в глухих далеких селах, они найдут восприимчивого потребителя своей «лапши», – прогнозирует народный депутат.

Можно предположить, что благодатными темами для листовочного творчества на востоке страны станут извращенные мысли по поводу украинско-российских отношений, статуса русского языка, воинов ОУН-УПА, которые будут вкладываться в уста Виктора Андреевича, возможно, уже с большим изяществом. Странно только, что, понимая всю опасность таких информационных диверсий, прямой дорогой ведущих если не к гражданской войне, то уж наверняка к расколу общества, в окружении Виктора Ющенко продолжают считать, будто рост рейтинга их лидера окупает те моральные потери, которые несет страна. Да и потом, на войне действуют иные законы, нежели в мирное время. Нет никакой гарантии, что рейтинги, которые, казалось, в огне не горят и в воде не тонут, не падут жертвой боевых действий. Стоит ли испытывать на прочность расположение и любовь электората? Любовь ведь зла. Не исключено, что и любовь избирателей – тоже.