UA / RU
Поддержать ZN.ua

Площадь контрастов

Как только закончились выборы, на самой большой площади Харькова — площади Свободы — разлилась цветомузыка...

Автор: Елена Львова

Как только закончились выборы, на самой большой площади Харькова — площади Свободы — разлилась цветомузыка. Ровно в восемь вечера сторонники Януковича собрались, чтобы отпраздновать победу по полной программе: от песен Ирины Салтыковой до праздничного фейерверка. Не прошло и двух суток, как та же площадь Свободы вспыхнула оранжевым. В среду она опять стала разноцветной: бело-голубой со стороны обладминистрации, оранжевой — со стороны памятника Ленину. Сколько времени просуществуют два лагеря на одной площади, не берутся прогнозировать даже их организаторы.

Не ждали

Об «оранжевом» митинге в Харькове заговорили, когда он был еще только в проекте. В понедельник с самого утра меня засыпали вопросами коллеги, приятели и едва знакомые люди: «Почему они (штаб Ющенко) медлят? Почему не собирают людей?».

Руководитель регионального штаба Анатолий Матвиенко выглядел уставшим и расстроенным. Параллельный подсчет голосов, организованный ющенковцами, практически не отличался от официальных данных: 24,4% за Ющенко, около 69% — за Януковича (по официальным данным, 24,03 и 70,29% соответственно). Свою пресс-конференцию Матвиенко начал со слов благодарности (во втором туре число сторонников Ющенко выросло почти в два раза) и извинений (нашеукраинцы оказались бессильными перед массовыми нарушениями). Обещания обратиться по фактам нарушений в суд и прокуратуру походили на размахивание кулаками после драки. В штабе отчетливо ощущалось уныние.

На этом фоне митинг против фальсификаций выглядел еще более впечатляющим. Больше половины площади Свободы казалась оранжевой от обилия лент, флагов, рюкзаков, шарфов, курток, шапок, детских игрушек. Те, кто не успел обзавестись оранжевой амуницией заранее, по дороге на митинг заходили в магазин тканей и покупали оранжевую материю.

Организаторы признавались потом, что не ожидали такого количества людей. По разным оценкам собралось от 50 до 80 тысяч человек. Больше всего поражала атмосфера митинга: радостная, дружелюбная и неагрессивная. Люди не толкались и не ссорились, как это обычно бывает при большом скоплении народа. Напротив, они охотно уступали дорогу друг другу.

За последние несколько лет Харьков неоднократно переживал многотысячные добровольно-принудительные митинги «за власть». Но о том, что столько людей, разных по возрасту и социальному статусу (студенты, пенсионеры, мамы с грудными детьми, музыканты, поэты, художники, экономисты, программисты, юристы, предприниматели, депутаты), могут собираться «против», город уже забыл. Сейчас он как будто вернулся в начало девяностых. Но герои тех митингов, вместе отстаивавшие демократические ценности и боровшиеся за независимость Украины — известный правозащитник Генрих Алтунян и губернатор Евгений Кушнарев — сегодня по разные стороны площади. Алтунян вместе с митингующими на площади выступает против фальсификаций выборов. Кушнарев, переместившийся в здание бывшего обкома партии, упрекает Ющенко и его сторонников в незаконных действиях так же, как тринадцать лет назад самого Кушнарева обвиняли тогдашние хозяева обкома.

И словом, и делом

Реакция на «оранжевый» митинг, стихийно переросший в демонстрацию, последовала незамедлительно. Милиция возбудила уголовное дело «за групповое нарушение порядка». Пресс-служба областной администрации принялась рассылать по СМИ резолюции митингов на крупных предприятиях в поддержку Януковича с осуждением Ющенко. Валерий Петросов, один из лидеров местного отделения Партии регионов, объявил: «Если не остановятся горячие головы, мы двинемся на Киев. У нас нет другого способа защитить Виктора Федоровича. Они призывают не работать, остановить заводы. Может быть, давайте прекратим поставки им, раз они не хотят работать. Прекратим их дотирование, может, они тогда подумают, как кусок хлеба зарабатывать. Украина у нас одна и, как говорят, родина одна. Мы должны ее защитить и не допустить гражданской войны».

Депутаты облсовета заявили, что «решительно осуждают попытку Ющенко и его сторонников осуществить конституционный переворот и силовой захват власти», и призвали обе стороны немедленно сесть за стол переговоров. К тому же призвали и депутаты горсовета, но их заявление было выдержано в гораздо более нейтральных тонах. Не становясь на сторону одних и не осуждая других, депутаты постарались максимально учесть интересы как «бело-голубых», так и «оранжевых». Горсовет обратился к Центризбиркому с просьбой «объективно и гласно рассмотреть все имеющиеся факты нарушений избирательного законодательства во всех областях Украины, устранить их» и подчеркнул недопустимость давления на СМИ. Это максимум, чего могла добиться оппозиция здесь и сейчас. Всерьез рассчитывать на то, что Харьковский горсовет вслед за Львовским признает Ющенко президентом, могли лишь неисправимые романтики и фантазеры. По оценкам регионального отделения Комитета избирателей, несмотря на небывало высокий уровень фальсификаций, за Януковича проголосовало больше половины харьковчан.

Неспокойное соседство

Палаточный городок, организованный «оранжевыми» на площади Свободы у памятника вождю мирового пролетариата, по харьковским меркам, оказался на удивление живучим. Как правило, время жизни такого образования на центральной площади города — меньше суток: в первую же ночь его под каким-либо предлогом или без оного демонтируют правоохранители. Но палаточный городок «оранжевых» день простоял, ночь продержался, а на следующий день обзавелся бело-голубым соседом. Палатки в поддержку Януковича заслонили оппозиционеров от проезжающих мимо машин, а обладминистрацию от оппозиционеров. Расслабившиеся было «оранжевые» вновь напряглись в ожидании провокаций. Но, услышав уже ставшее традиционным «оранжевая чума» и «они там стоят за американские деньги», махнули на соседей рукой и принялись водить хороводы — «для сугреву». Следующая проверка для «оранжевых» от «бело-голубых» — прямая трансляция с заседания Центризбиркома. С.Кивалов объявляет результаты, «оранжевые» направляются к соседям, но тут же останавливаются. Распоряжение координаторов: не отходить от палаток.

У каждого лагеря на площади Свободы уже есть свои привычки. «Оранжевые» по ночам играют в футбол и волейбол, чтобы не замерзнуть. «Бело-голубые» отстаиваются в палатках, не приспособленных для ночевки, — это обычные торговые или агитационные. «Оранжевые» начинают день с музыки. «Бело-голубые» — со сверки по спискам. Днем два лагеря соревнуются по количеству собравшихся на митинг и в силе голоса — кто громче прокричит свою речевку. Вечером «бело-голубые» запускают в ход «тяжелую артиллерию» — эстрадных певцов и фейерверк. «Оранжевые» устраивают альтернативное представление, как правило, собственными силами. И те, и другие обещают стоять до победы.