UA / RU
Поддержать ZN.ua

План усиления санкций против РФ. Украинская версия

Не забыли ли мы посмотреть на часы и в зеркало?

Автор: Юлия Самаева

Международная рабочая группа имени Ермака—Макфола, в которую привлечены как украинские, так и иностранные специалисты, разработала предложения по усилению санкций США, Европы и мира против России и Беларуси, чтобы увеличить давление на Путина, заставив его вывести российскую армию с территории Украины. Рассказываем, что этот документ предусматривает, а чего в нем, к сожалению, нет.

Любознательный читатель может ознакомиться с полным текстом, конечно.

Нефтегазовые санкции

Сразу все сложно. Авторы начинают с эмбарго на российские нефть, газ и уголь и немедленных обязательств стран ЕС прекратить торговлю нефтепродуктами с РФ и РБ. И тут же признаются, что это все почти нереально, поэтому давайте двигаться промежуточными шагами, вводить пошлину на импортные российские энергоносители, принимать оплату за них на escrow-счета, доступ к которым откроется только после завершения войны, обеспечивать соблюдение странами ЕС обязательства прекратить покупку российского газа до 2027 года, ну и вплоть до энергоэффективности и перехода на альтернативные источники энергии. Простите, мы до какого года рассчитываем воевать с РФ?

Во вступительной части едва ли не в каждом предложении речь идет о том, что все должно происходить быстро и даже срочно. Но как-то не очень быстро получается, хотя время играет сейчас определяющую роль. Не только потому, что каждый день войны подталкивает нашу страну к экономической пропасти, но и потому, что мир устает от «войны в Украине», его ресурсы исчерпываются, внимание распыляется, усталость нарастает. И чем ближе следующая зима, тем меньше у Украины шансов ограничить РФ в ее основном ресурсе — нефтегазовых деньгах. И если быстро и сейчас достичь запрета на импорт энергоресурсов нельзя, то и концентрироваться мы должны на других, реальных, целях. Да, повышение пошлины — действительно хороший вариант, способный откусить немалый кусок от российских заработков. Как и escrow-счета, которые сделают нефтегазовые деньги недоступными для РФ. Но на сколько эта пошлина должна быть повышена, какой силы удар по экономике агрессора мы хотим нанести?

К сожалению, ни в этой части, ни в целом в документе мы не нашли каких-либо расчетов, моделей, хотя бы процентов, за которые можно было бы ухватиться, чтобы оценить конечный эффект от предложений. Очень странно, если учесть, что в группе из пятидесяти человек две трети — известные экономисты.

Очень неприятны и детали введения escrow-счетов. Деньги должны были бы быть недоступными без исключений, но сейчас документ предусматривает, что средства с них можно будет использовать для торговли, не находящейся под санкциями, например, продуктами питания или лекарствами. Слишком уж благородно, учитывая предложение, что доступ к средствам на этих счетах должен открыться сразу после завершения войны. Но ведь все мы, в том числе и авторы документа, понимаем, что угроза следующего вторжения после завершения войны никуда не исчезнет. Санкции необходимы не только для того, чтобы остановить нынешнюю агрессию, они должны не допустить следующую. И если мы настолько благородны, то, возможно, указанные исключения наподобие еды и лекарств стоит приберечь на послевоенное время, чтобы россияне не умерли с голода, но при этом оставить и после войны запрет на использование нефтегазовых денег для наращивания агрессором военного потенциала? Потому что они всегда смогут «повторить», а мы — нет.

Транспортные санкции

И снова полумеры: с одной стороны, цель — запрет перевозок морским, наземным и железнодорожным транспортом из России, с другой — за исключением тех, которые касаются обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Простите, но под соусом продовольственной безопасности можно будет многое разрешить. Не только собственно зерно, но и дизель, и комплектующие для техники, которая это зерно сеет/собирает, и вагоны для транспортировки, и газ для зерносушилок. Чего только не сделаешь ради продовольственной безопасности. Можно даже пожертвовать безопасностью целого региона.

Пути достижения запрета для всех видов транспорта при этом исключительно «морские»: санкции в отношении российских судоходных компаний, бан на страхование и работу с российскими экипажами, грузами, производителями судодвигателей и запчастей.

Мы не нашли в транспортных санкциях упоминания о трубопроводах, которые также являются транспортной инфраструктурой. Конечно, о них могли бы вспомнить в нефтегазовых санкциях, но не вспомнили. Один только нефтепровод «Дружба» ежедневно качает 150 тыс. тонн нефти, а в целом в РФ крупных нефтепроводов с десяток. Какое-то существенное упущение получается.

Не нашли мы в тексте путей введения ограничений для автомобильных грузовых перевозок, хотя объем автомобильного импорта из ЕС в Россию составляет свыше 30 млрд долл. в год, и принуждение завозить эти товары по морю, расходуя значительно больше денег, — неплохая санкция, от которой Европа ничего не потеряет, а РФ потеряет многое.

Нет там и железной дороги, которая является значительно более дешевым, чем «море», способом доставки товаров и прочно соединяет РФ с Китаем. Кстати, и Китай в документе вообще ни разу не упомянут, хотя очевидно, что под давлением ограничений российско-китайская дружба во всех сферах, в том числе и в искусстве обхода санкций, вырастет в разы.

Финансовые санкции

Предусмотрен широкий спектр от полных блокирующих санкций против фонда национального богатства и министерства финансов Российской Федерации до запрета трансакций, ведения бизнеса со всеми регулируемыми лицами США и замораживания активов. Но без каких-либо временных ориентиров, просто «следует приложить усилия».

Начав с абсолютно справедливого утверждения о необходимости отключить все российские финансовые учреждения от мировой финансовой системы и запретить им обмен финансовыми данными, авторы предлагают «начать следующую волну санкций с топ-30 банков и финансовых учреждений». В рабочей группе мы нашли аж двух российских экономистов (экономисты же страшный дефицит, негде взять других), поэтому авторы точно имели исчерпывающее представление о размерах финсектора РФ и количестве его участников. Только банков в России — 350. Ограничив работу 30 из них, вы просто переведете клиентов к их конкурентам. Сколько лет понадобится на то, чтобы исчерпать весь список?

Уменьшение российской собственности в юрисдикциях ЕС, США и других союзных странах, финансовых системах также должно быть постепенным. И скорости этого прогресса не уточняют.

Отдельно предложено признать РФ спонсором терроризма, а ее вооруженные силы — террористической организацией, чтобы включить Россию в «черный список» FATF (Financial Action Task Force) с целью ограничить финансовое сотрудничество с другими партнерами.

Так себе. Конечной целью FATF является все же борьба не столько с терроризмом, сколько с отмыванием денег. Страны в «черный список» FATF включают на основе критериев, свидетельствующих, что страна недостаточно усилий уделяет финансовой прозрачности, например, в ней можно проводить трансакции анонимно или разрешено не указывать конечного собственника актива. В целом попадание в «черный список» — не санкция, к каким-либо значительным последствиям это не приводит. Да, инвесторы напрягутся (если до сих пор не напряглись), а отдельные банки будут крутить носом и применять дополнительные проверки (что, надеемся, они и так уже делают). Но на самом деле оказаться в «черном списке» — это как прийти на вечеринку black tie в пижаме: неудобно, но могут и не выгнать. РФ, кстати, уже была в этом списке в начале 2000-х и как-то пережила.

Торговые санкции

Это, очевидно, наиболее конкретизированный и детализированный раздел.

В частности, авторы предлагают запретить экспорт в РФ:

А вдобавок ввести полное эмбарго на импорт из России и Беларуси металлов, полезных ископаемых, сопутствующих промышленных товаров, химической продукции, пластмассы и резины, древесины и лесоматериалов, драгоценных камней.

Единственное «но» — самый важный пункт этого раздела, касающийся продажи РФ микроэлектроники, которая является товаром двойного назначения и крайне необходима для оборонного комплекса РФ, в отличие от других, лишен какой-либо конкретики. Что-то наподобие «для нас было бы не лишним усилить экспортный контроль запрета на поставки микрочипов, полупроводников и всего такого».

Это несерьезно. Все описанное выше — это удары по тылам противника, по его экономике, которая где-то когда-то должна покачнуться и упасть. В то же время санкции, наложенные на поставки в РФ датчиков, микрочипов, оптики, компьютеров, — это прямой удар по российской армии, по способности РФ восстанавливаться после каждой битвы. В таких вопросах жевать сопли — преступление.

Тем более что мы это уже проходили. Когда на РФ и ее ВПК были наложены санкции в 2014-м, такие «мощные», что агрессор без каких-либо проблем после этого продолжал выпускать беспилотники, прицельные комплексы, модифицировать танки и корабли, оснащать истребители современными навигационными системами. Как? Заключением дополнительных соглашений к контрактам, подписанным до 2014 года, которые не находились под санкциями, и поставкой товаров двойного назначения под честное слово россиян (и это не шутка), что в военных целях они их использовать не будут. До сих пор, несмотря на все санкционные обновления, поставки товаров двойного назначения в РФ возможны, действие всех предварительно заключенных контрактов сохраняется. Но и новые контракты будут, мы не зря искали в документе упоминания о Китае, ведь его роль как ключевого поставщика будущего очевидна. И не зря мы искали упоминания о запрете перечня исключений среди товаров двойного назначения, потому что, поверьте, там очень широкий список того, что может и использует российская армия. Но и этого не нашли.

***

Общее впечатление от документа удручающее. Это типичная стратегия развития чего-либо, которые регулярно рождает наше правительство (по случаю поздравляем Юлию Свириденко с планом восстановления). Чаще всего этот хлам никогда не реализуется именно из-за низкого качества и оторванности от реальной действительности. Но сейчас у нас нет ни сил, ни времени на продолжение этих практик.

Тем более, если наш президент на самом высоком уровне требует от мира максимум возможного уже сегодня. Очень странно получать от группы Ермака «немножко и когда-то потом». Промолчим уж о том, что сначала группу эту создавали для поиска и перекрытия способов санкции обойти, но то уже ладно. Но «наша» рабочая группа как никто должна была бы понимать, что прежде всего надо бить по «военной» составляющей, а не ждать, пока толстый похудеет. Что от скорости наложения действительно весомых ограничений, без преувеличения, зависят жизни людей. А от продолжительности санкционного давления — будущее нашей страны.

Но они сознательно пошли на максимальное растягивание процесса во времени и полумеры, не вспомнили действительно чувствительные для РФ ограничения, вообще обошли вопрос, а как же будет углублять санкции против РФ сама Украина, которая должна бы быть во главе процесса, но все время отстает, и в завершение размазали ответственность за созданный продукт между пятью десятками людей. Это все, конечно, тоже позиция. Только не победная.

Все статьи Юлии Самаевой читайте по ссылке