UA / RU
Поддержать ZN.ua

Петр Купин: «МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК МЕНЯЕТ РАЗ В ЖИЗНИ — КОГДА УМИРАЕТ»

Когда человек, облаченный властью, по собственной инициативе уходит из активной политической жизни, сие событие всегда вызывает повышенный интерес у окружающих...

Автор: Сергей Кораблев

Когда человек, облаченный властью, по собственной инициативе уходит из активной политической жизни, сие событие всегда вызывает повышенный интерес у окружающих. В большинстве случаев побудительные причины случившегося так и остаются известны лишь ограниченному числу людей. Уход по собственному желанию с поста губернатора Луганской области Петра Александровича Купина оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Уход по-английски, без ожидавшейся итоговой пресс-конференции, которую все ждали с большим интересом. Еще больше этот интерес возрос, когда решением Луганского обкома его бывший первый секретарь был исключен из рядов партии за несогласие вернуться из Киева в Луганск. И судя по всему, на этом интерес к нынешнему заместителю председателя Государственного таможенного комитета Украины не закончится...

ЭКС-ГУБЕРНАТОР

- Петр Александрович, начало осени прошло в Луганске под знаком приезда правительственных комиссий и разговоров о том, что вот-вот кресло «первого» станет свободным. Но особенно ясно это стало после оглашения итогов работы комиссии под руководством Василия Евтухова, когда даже ваши противники признали, что ее выводы уж больно «круты»...

- Если говорить о комиссии, которую возглавлял Василий Евтухов, то ей была поставлена конкретная задача - найти те просчеты, которые имелись в работе Луганской облгосадминистрации. И когда она работала, особых вопросов не возникало. Во всяком случае, предвзятости не наблюдалось. Но итоговые материалы ее работы, которые были представлены на рассмотрение руководству страны, были, мягко говоря, тенденциозными.

- И вы никак не могли повлиять на выводы комиссии, видя что материалы, как вы считаете, вступили в противоречие с действительностью?

- Дело в том, что сами материалы не расходились с действительностью. Но в самой справке преподносились одни факты и опускались причины, почему так получилось. Поэтому я и обратился к первому вице-премьер-министру Украины Павлу Лазаренко, чтобы он приехал в область и уже на месте во всем разобрался. Что и было сделано.

- Оценивая с сегодняшних позиций свое пребывание в должности губернатора, что вы не сделали сами, чтобы выполнить то, что намечалось?

- Я над этим вопросом думал много и каждый раз убеждался в том, что по большому счету я все сделал правильно. Может быть, были кадровые просчеты. Оценивая сейчас ту ситуацию, которая сложилась в августе минувшего года, понимаю, что без кадровых перестановок обойтись было нельзя. Рад, что нынешнему губернатору Геннадию Фоменко это удалось легче, поскольку партийные интересы для него оказались в стороне.

- Петр Александрович, часто приходилось слышать, что, руководя областью, вы находились в противостоянии президентским реформам. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Могу сказать только одно - никогда саботажником не был. Да, не признаю радикализма и экстремизма. С какой бы стороны они не проявлялись. Но получилось так, что, с одной стороны, обвиняли за поддержку президентских реформ, а с другой - за то, что против них. Договорились до того, что как политик я, оказывается, против Президента, а как администратор - за! Это не обо мне. Двуличных терпеть не могу.

Что касается реформ, то я - за! Но только не за счет всеобщего обнищания. Такие реформы не нужны.

- Ваш уход помог стабилизировать ситуацию?

- Думаю, что да. Иначе бы я не принимал подобного решения.

- На момент вашего ухода Луганская область вся бурлила - кто станет вашим преемником? Это правда, что если бы на должность губернатора не был утвержден Геннадий Фоменко, вы бы забрали назад заявление об уходе с поста главы области?

- Да. Одним из условий моего ухода было то, что к власти в области не должны прийти люди, которые много говорят, но мало делают или те, кто имеет контакты с «пятой властью». Должны были прийти люди, которые умеют и хотят работать. Конкретные же кандидатуры обсуждались, когда приехал Лазаренко...

- Нынешнее руководство Луганской области подчеркивает, что экономический спад приостанавливается и область по своим показателям начинает медленно, но верно подниматься...

- Луганская область характерна тем, что один-два месяца, даже полгода могут показывать, что идет приостановка спада производства. Но за 10 дней ситуация может коренным образом измениться. Если останавливаются такие промышленные гиганты, как ПО «Лугансктепловоз», Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, Алчевский металлургический комбинат, Северодонецкое ПО «Азот», сразу все экономические показатели падают. Два-три месяца - это еще не тот срок, чтобы делать какие-то выводы. Если в область по межправительственным связям будет налажена поставка нефти для нефтеперерабатывающего завода, комплектующих для постройки тепловозов, тогда и можно будет говорить о том, что спад приостановлен. Желаю новому руководству, чтобы оно смогло этого добиться.

ЭКС-КОММУНИСТ?

- Не каждый день первых секретарей обкомов КПУ исключают из рядов партии. Причем не за личное аморальное поведение или нежелание работать на благо партии, а за отказ вернуться на «постоянное место службы» в Луганск. Как такое может быть?

- Я бы не хотел комментировать это решение. Время покажет, кто был прав, хотя мною оно было воспринято как удар в спину.

Ведь я обязан был приостановить членство в партии еще будучи главой облгосадминистрации, а уж тем более перейдя на работу в таможню.

- Но вначале вы вроде бы подчинились решению обкома партии и обещали вернуться в Луганск, чтобы продолжать выполнять работу первого секретаря...

- Нет, это не так. На пленуме обкома 18 ноября я попросил две-три недели, чтобы те, кто предлагал мне это решение, задумались о его правильности. Это, по всей видимости, было воспринято, как мое согласие вернуться. Хотя на первом этапе, в Центральном комитете, мне предоставляли право решить свою судьбу самому...

- А как потом в ЦК восприняли решение Луганского обкома?

- Нормально. Ведь это были их рекомендации. Симоненко, когда приезжал на пленум обкома, зачитал решение секретариата ЦК КПУ, из которого явствовало, что мое решение продолжить работу в Киеве следует признать «ошибочным и политически близоруким».

- Что дальше?

- Мировоззрение нормальный человек меняет раз в жизни - когда умирает. Сам же считаю, что я приостановил членство в партии. Дальше будет видно.

- Ваш прогноз на политическую ситуацию в Луганской области, в свете уже не столь далеких выборов, глазами бывшего первого секретаря обкома КПУ...

- Рейтинг Коммунистической партии в области по-прежнему высок. И от того, как она сумеет организовать работу в каждом отдельно взятом городе и зависит ее успех на предстоящих выборах. А вообще-то, к управлению областью должен прийти человек, который на деле будет заботиться о тех, кто избрал его на этот пост.

В НАСТОЯЩЕМ ТАМОЖЕННИК...

- Ваше новое назначение было для многих довольно неожиданным. Почему именно таможня?

- В экономической жизни нашего общества существует много проблем. Есть они и на стыке внутренней экономики с механизмами внешнеэкономической деятельности, где осложнилась правовая ситуация. Еще в июне 1995 года вышел указ Президента Украины, в котором предусматривались меры по обеспечению контроля за перемещением транзитных товаров через территорию Украины. Главная цель данного указа - изменить правовую ситуацию. Для организации и выполнения поставленных задач Кабинет министров Украины предусмотрел изменения в структуре управления таможенными органами. Была введена новая должность - заместитель председателя Государственного таможенного комитета. Мне было предложено занять эту должность, поскольку есть опыт административной работы. И с середины ноября я приступил к выполнению служебных обязанностей.

- У вас был выбор?

- Был. Предлагали должности и в Министерстве экономики, и в Министерстве финансов, и в Министерстве труда. Были возможности перейти на дипломатическую работу. Но работа за пределами Украины меня не устраивала.

- И чем же сейчас занимается отставной губернатор?

- Свою новую работу вижу в том, что c помощью таможенной службы должен пополняться бюджет государства. Ввоз товара в Украину, его вывоз, перемещение транзитом должны давать реальный доход государству. Проведенный анализ показал, что за полтора года порядка 4 000 партий груза на въезде в Украину были заявлены как транзит, но на выезде груз так и не появился. Товар был реализован, а в бюджет ничего не поступило - ни таможенная пошлина, ни акцизный сбор, ни НДС. Поэтому сейчас нарабатывается законодательная, нормативная база, чтобы мы могли ужесточить этот контроль. Как это ни парадоксально может прозвучать, но я лично через координационный совет, который имеется при Кабинете министров, обратился к Мировому банку с тем, чтобы создать жесткую систему контроля за перемещением высокостоимостных подакцизных товаров через таможенную границу Украины. Чтобы он весь проходил через таможенное оформление. У меня состоялась встреча с представителем Мирового банка Сандарой Блюминкамп. Главная тема разговора - через Мировой банк выделяются средства (порядка 3 миллионов долларов) на создание электронной системы оперативного, информационного контроля за перемещением грузов. До этого предлагали на транспортные средства наклеивать номерной транзитный знак. Но если человек задумал обмануть государство, то ему этот знак никак не помешает. С введением в действие электронной системы при перемещении груза через границу Украины об этом сразу же становится известно всем внутренним таможням (которые есть практически во всех областях) и они контролируют его прохождение. Обозначается время, где и в каком месте товар должен находиться, и он постоянно находится под контролем. Если происходит попытка несанкционированной разгрузки, к нам сразу же подключаются соответствующие службы МВД и СБУ. Кроме этого уже наработан проект указа Президента Украины, который предусматривает такие меры защиты, как сопровождение товара или финансовые гарантии.

Если предприниматель выбирает сопровождение, то по всему пути следования груза мы его сопровождаем, чтобы защитить от возможных посягательств. Если же предприниматель выбирает финансовые гарантии, то при въезде он вносит залог, который возвращается после пересечения границы Украины. Предполагается три вида финансовой гарантии - гарантийное письмо резиденту Украины, залог и страховой полис.

Мы не изобретали велосипед, а проанализировали весь мировой опыт и отобрали именно то, что считаем наилучшим. Без введения этих правил Украина ежегодно теряла около

1 трлн.крб. И если теперь они будут поступать в бюджет Украины, буду считать, что то, что я сделал в ноябре, - я сделал правильно!