UA / RU
Поддержать ZN.ua

Передел на трубе

То, что рано или поздно в газораспределительной системе страны что-то взорвется по-крупному, знали все...

Авторы: Алла Еременко, Игорь Маскалевич

То, что рано или поздно в газораспределительной системе страны что-то взорвется по-крупному, знали все. Это был просто вопрос времени. Система была слишком длинная, и слишком уж «экономно» обслуживалась. А попросту — системно недофинансировалась.

Длина газораспределительных сетей в Украине превышает 235 тыс. км. Для сравнения: магистральных линий большого диаметра — около 36 тыс. км.

Организации, которые обслуживают местные распределительные сети, официально называются областными (или городскими) предприятиями по газоснабжению и газификации или просто облгазами (горгазами).

Именно они и осуществляют газоснабжение большинства украинских потребителей; через них идет и снабжение газом населения, бюджетной сферы и промышленности.

При общем потреблении в стране газа на уровне 75 млрд. кубометров, через облгазы проходит свыше 80% всего этого объема.

Злополучный «Днепрогаз» в прошлом году поставил своим потребителям 0,6 млрд. кубов, а еще 2 млрд. прошло через его сети транзитом.

Суммарно через облгазы ежегодно проходит 58—60 млрд. кубометров газа (примерно вдвое больше, чем потребляет Франция). Газ поставляется свыше 70 тыс. предприятиям и около 11 млн. частным потребителям.

Техническое состояние труб колеблется на уровне «удовлетворительно», но с каждым год натягивать на троечку все труднее. Отрасль хронически недофинансируется, причем на всех уровнях.

Облгазы, в общем-то, не очень рентабельные предприятия. Вдобавок их владельцы не забывают и о своем интересе. Так, «Нафтогаз Украина» долго и с переменным успехом боролся за снижение уровня так называемых коммерческих потерь в трубах, справедливо предполагая, что часть из них уж слишком коммерческая...

Всего в стране существуют 54 газопоставляющих организации, как больших, так и маленьких. Приватизация их прошла еще пятнадцать лет назад.

До недавнего времени ситуация выглядела следующим образом. В 19 облгазах НАК еще имеет контрольный пакет, в 4-х его доля более 40%, что дает возможность блокировать любое собрание акционеров. Еще в 17 компаниях у НАКа блокирующий пакет (более 25%) и в 14 он может разве что наблюдать (что, впрочем, не исключает вариантов блокирования с другими акционерами).

Если брать только крупные компании, то их 41, и по версии НАК, контрольные пакеты у государства в 18 облгазах. Впрочем, сказать, что государство в качестве собственника отличается от «частников» в лучшую сторону, вряд ли кто-то рискнет.

Сейчас региональные газопоставщики не слишком жируют. По данным СНБОУ, из 45 облгазов только 39 имеют небольшую «копеечную» прибыль. По этой причине в последние годы многие из газопоставщиков сократили штаты, что в Днепропетровске и привело к катастрофе.

Людей не хватило даже для предотвращения совершенно очевидной утечки газа, когда он часами накапливался, вызывая шквал звонков. В конце концов за неимением рабочих вентили крутило лично руководство компании.

По иронии, днепропетровская катастрофа произошла как раз в разгар очередного передела собственности в этой сфере. Структуры «РосУкрЭнерго», при активной поддержке «Нафтогаза Украины», сейчас активно перекупают облгазы у нынешних собственников. Используя при этом самые разные методы убеждения — от кнута до пряника.

Благо, что у данного бизнеса существует одна особенность. В настоящее время действует мораторий на приватизацию газовых сетей, как распределительных, так и магистральных. Поэтому облгазы не владеют распределительными сетями, а только управляют ими.

Сети находятся на их балансе, но не внесены в уставный фонд, пребывая в пользовании ОАО. Во всяком случае, такова официальная версия. Реально ситуация еще более запутана. Действующее ранее соглашение между Фондом госимущества Украины и НАК «Нафтогаз Украины», делегировавшее облгазам право подписывать договоры на использование, опротестовано прокуратурой.

Впрочем, данный механизм «отбирания» сетей пока не применялся, так что отобрать сети очень затруднительно. Хотя «Днепрогаз» рискует создать прецедент.

Недавно глава ФГИУ Валентина Семенюк жаловалась, что «все эти объекты государственные, облгазы ими пользуются, но государство не получает ни копейки за их аренду». По ее словам, общая сумма балансовой стоимости газовых сетей, которые находятся в пользовании облгазов, составляет 9 млрд. грн. Реальная рыночная стоимость как минимум в пять раз выше.

Более того, Фонду государственного имущества, Министерству топлива и энергетики и НАК «Нафтогаз Украины» решениями судов запрещено проводить инвентаризацию газовых сетей Харькова, Одессы и Одесской области.

Теперь президент даст поручение отработать новый вариант передачи газораспределительных сетей или в концессию, или государству. По мнению СНБОУ, это единственный законный механизм, так как после вступления в силу в 2004 году Хозяйственного и Гражданского кодекса никакой иной формы передачи госимущества для газораспределительных сетей не существует.

Юлия Тимошенко, не мудрствуя лукаво, вообще заявила, что выступает категорически против концессии. По ее словам, наилучшей формой владения подобными объектами была бы госсобственность.

Впрочем, пока что продолжаются совсем иные процессы. Происходит активная смена собственников. Тот же «Днепрогаз» еще в прошлом году принадлежал (вместе с «Харьковгаз» «Донецкгоргаз» и «Криворожгаз») группе российских бизнесменов, лидерами которой называют Михаила Воеводина и Александра Бабакова. Однако летом прошлого года они перепродали пакеты структурам, подконтрольным российским предпринимателям — Виктору Вексельбергу и бывшему заму Чубайса Михаилу Абызову. По неофициальным данным, сумма сделки была довольно скромной — порядка 35—40 млн. долл.

Интересно, что тогда Абызов заявил, что контрольный пакет акций принадлежит его структурам, а Вексельберга — блокирующий. Однако реальное управление сейчас осуществляют именно офшоры, близкие к «КЭС-Холдингу» Вексельберга. Собственно и компенсацию платить согласился именно он...

Одновременно «Нафтогаз Украины» начал кампанию давления на других собственников. Их, в принципе, ни так уж много. Наиболее известным в последнее время стал близкий к БЮТ Олег Бахматюк (который бывший недолго и зампредом «Нафтогазу»). Летом 2006 года он выкупил акции шесть облгазов у Игоря Еремеева (группа «Континиум»).

В это же время по заказу австрийской компании Raiffeisen Investment AG была проведена оценка этих пакетов, которая составила 73,5 млн. долл.

Любопытно, но когда началась война между Бахматюком и «Нафтогазом», сумма озвученных претензий на выведенные из облгазов средства составляла 410 млн. грн. (81,2 млн. долл.)

Весной стало известно, что структуры, близкие к О.Бахматюку, выкупили 26,4% «Винницагаза» (продавцы, дружественные Богдану Губскому) и 22,6% «Сумыгаза» (это ОАО связывали с Анатолием Шкрибляком). Суммарно он заплатил за них еще 17,5 млн. долл.

Однако, несмотря на затяжную и достаточно публичную войну, в которой стороны не скупились на «комплименты», в конце концов, Бахматюка смогли убедить расстаться с газовыми пакетами. По неофициальным данным, это стоило покупателям суммы, эквивалентной 75 млн. евро.

А вот переход контроля над компанией «Газтек», связанной с экс-зампредами «Нафтогаза» Владимиром Якубенко и Вадимом Украинским и владеющей контрольными пакетами «Хмельницкоблгаза», «Житомироблгаза» и крупными пакетами «Николаев-», «Ровно-» и «Днепропетровскгаза», «Запорожгаза» и «Тисменицягаза», прошол вполне мирно, без особых выбросов компромата. «Газтек» тоже приобрели близкие к Фирташу структуры. Любопытно, что именно на «Днепропетровскгаз» сейчас передают сети «Днепрогаза» (впрочем, контрольный пакет у него НАКовский)

Интересно появление информации о том, что у Вексельберга могут изъять сети и в «Криворожгазе», — передав их на баланс «Кировоградгазу» (51% у НАК).
Впрочем, до сегодняшнего дня «КЭС-Холдинг» и его партнеры особого шума не поднимали, а тихо и методично оспаривали решения в судах. И не без успеха. Однако после катастрофы, случившейся на сети их компании, позиции Вексельберга резко ослабнут.

Тем более, формальное требование НАК установить «механизм контроля за использованием облгазами отчислений на развитие газораспределительного имущества в размере 4% от его стоимости» трудно оспорить. Особенно после взрыва.

С учетом того, что стоимость сетей, скоре всего, существенно пересмотрят, это довольно сильный механизм. Между тем, если гор- или облгаз не выполняет условий этого положения, ДК «Газ Украины» имеет право на односторонний разрыв договора на эксплуатацию сетей.
Так что у «Нафтогаза» появится дополнительный кнут. Что, в общем, неплохо. Вопрос — кто и зачем будет им пользоваться. Веру в неподкупность наших чиновников сильно подрывает та же история приватизации облгазов.

Что касается безопасности, то радикально решить проблему без повышения тарифов точно не удастся. Однако и наведение элементарного порядка не помешает.

Акционеры, конечно, любят прибыль, но нам, простым потребителям газа, важнее другое: надежность и безопасность. Кстати, и то, что после взрыва акционеры молчали неделю, и выразили соболезнование только после напоминания президента... Бизнес — это, конечно, хорошо, но деньги все-таки не стоят крови.