UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРТИЙНЫЕ МАРШИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ

В отличие от столицы, где с началом парламентских каникул наступает традиционный «мертвый сезон», в провинции политическая жизнь проявляет явную тенденцию к оживлению...

Автор: Елианд Гоцуенко

В отличие от столицы, где с началом парламентских каникул наступает традиционный «мертвый сезон», в провинции политическая жизнь проявляет явную тенденцию к оживлению. Партии, которые так настойчиво будоражили столицу свежеиспеченными, нередко противоречивыми заявлениями о создании предвыборных блоков, стремятся на практике проверить действенность «домашних» теоретических разработок посредством громких акций, предать забвению длительную политическую пассивность, создать иллюзию своего постоянного присутствия и не менее постоянной и неусыпной заботы о родных избирателях.

В Кировограде комфортнее всего, кроме местной политической достопримечательности — ДПУ (Демократической партии Украины), чувствуют себя партии левого толка. Им в преддверии парламентских выборов особо суетиться нечего. Авторитет и влияние возрастают как бы сами собой, в меру того, как органы городского самоуправления и государственной власти совершают одну ошибку за другой. После того как мэра города Александра Никулина арестовали по подозрению в получении взятки (а случилось это в начале года), горисполком и депутатский корпус никак не поделят оставшуюся власть. Последняя сессия горсовета длилась с перерывами более полутора месяца, по несколько раз снимались заместители городского головы, доизбирался новыми членами горисполком. А закончилось все это тем, что Ленинский суд Кировограда, признав большинство решений незаконными, отменил их. Тем временем брошенный на произвол судьбы город подвергается все более жестоким испытаниям. Снова возникает проблема долгов по зарплатам коммунальщиков и бюджетников, разрушается без надлежащего финансирования и хозяйского глаза городская инфраструктура. В невыносимую летнюю жару отдельные микрорайоны, а то и весь город, то и дело остаются без воды. А поскольку все это происходит без видимой реакции областной и центральной властей, то недовольство населения приобретает четкий политический оттенок.

Это обстоятельство, ясное дело, даст о себе знать на предстоящих выборах. Впрочем, если быть точным, то это происходит уже сейчас. Фракция левых сил в горсовете преуспела в создании и продлении кризисной ситуации в городском самоуправлении, добиваясь отстранения заместителей городского головы от должностей, лишая их возможности влиять на ситуацию, а не так давно смогла получить за эту позицию и дивиденды. На сессии, той самой, полуторамесячной, первый секретарь областной организации КПУ В.Пузаков в числе других соискателей был доизбран в члены горисполкома. И хотя вокруг решений сессии продолжается судебная тяжба, и решения горсовета о новых назначениях вряд ли признают легитимными, возрастающее влияние коммунистов остается непреложным фактом.

Не менее показательно и то, что власти города и области, осознавая ситуацию, изменения в расстановке политических сил, вынуждены даже в политически острых случаях действовать осторожнее и взвешеннее, чем раньше, и даже косвенно признаваться в совершаемых ошибках, идти на попятную. Местные власти, обвинив социалиста, заведующего Вильшанским райотделом образования П.Блящика в должностном упущении, уволили его с должности. Областная организация СПУ, не без оснований полагая, что их товарищ пострадал не так от должностного упущения, как за политическую деятельность, решительно стала на его защиту. Вследствие предпринятых акций протеста, голодовки уволенного, власти вынуждены были пересмотреть решение. Блящик остался на должности, а за служебное упущение ему объявили выговор.

После сильных ходов коммунистов и социалистов дала о себе знать невесть куда пропавшая и также невесть откуда появившаяся областная организация Селянской партии Украины. В местной прессе она провозгласила кампанию по защите «имущественных, земельных, хозяйственных, арендных» и всех прочих селянских прав. Правда, остается неясным, как это будет делаться и будет ли делаться вообще, учитывая, что партию надо рассматривать под лупой, а декларируемых нарушений селянских прав — великое множество. Но местный люд привык к подобным ритуальным заклинаниям-обещаниям, за которыми ничего не следует, и воспринимает их как элементарное предвыборное «здрасьте!»

Справедливо полагая, что в неблагополучном регионе левые силы ожидает успех даже без приложения с их стороны особых усилий, а следовательно, всем другим партиям достанется сильно урезанный кусок электорального пирога, многочисленные соискатели парламентских мест центрального спектра ведут довольно жесткую борьбу между собой.

В политическом отношении Кировоградщина интересна тем, что здесь вот уже несколько лет находится центр влияния Демократической партии Украины, возглавляемой народным депутатом Анной Антоньевой, — одной из тех партий, которые уже своим названием обречены на вполне определенную долю известности. По тем шагам, которые предпринимает партия в «своем» регионе, можно судить об общих ее намерениях и перспективах в предстоящих выборах.

В местной прессе и на пресс-конференциях руководители областной организации резко отрицают олигархический характер ДПУ, представляют более девяти тысяч членов партии, насчитывающихся в области, исключительно как идейных борцов за демократию. Руководитель областной организации ДПУ Владимир Казаков утверждает: партия имеет достаточный потенциал, чтобы «идти на выборы самостоятельно». Прозвучало и то, что ДПУ имеет хорошие отношения со многими партиями центристского и правоцентристского спектра. С какими именно партиями намерены дружить демократы, партийный лидер не уточнил. И, наверное, не случайно. Потому что на поверхности процессов в большей мере просматривается не так союзнически-дружественные, как все более усложняющиеся отношения. ДПУ, которая имеет в горсовете наибольшую фракцию, члены которой оказывают существенное влияние и на областные структуры власти, остро реагирует на то, что ее пытаются потеснить появившиеся прямо из столицы конкуренты.

Скажем, областная организация партии «Трудовая Украина» и «яблучники» всего несколько месяцев назад появились на Кировоградщине, но успели, хотя и по-разному, громко заявить о себе как в форме устной пропаганды, так и посредством открытых или перехваченных у финансово ослабевших соперников местных изданий.

«Трудовая Украина» ведет себя не в пример эпатажным представителям «Яблука» солиднее, не производя лишнего шума. Если команда Михаила Бродского агитацию и пропаганду партийных достижений и планов проводит, в основном, силами столичных партийцев, то «Трудовая Украина» сумела привлечь в свои ряды представителей местной интеллигенции, бизнесменов, известных в городе людей. В Кировоградском горсовете у «трудовиков» теперь имеется фракция, которая, хотя и находится в меньшинстве, в перспективе имеет несомненное преимущество перед более многочисленными депутатскими формированиями левых и ДПУ, которые непомерными амбициями, стремлением взять всю полноту власти довели городское самоуправление до критической черты.

Начало активных действий «Трудовой Украины», «Яблука» и некоторых других политических партий совпало по времени с громким и показательным газетным скандалом, который может существенно повлиять на расстановку политических сил в регионе. Одна из местных газет — «Ведомости», основание которой связывают с опальным мэром Кировограда, усомнилась в меценатских наклонностях народного депутата, лидера ДПУ Анны Антоньевой, посчитала несправедливым то, что по результатам конкурса ей присвоили звание лучшего мецената 2000 года. Задетая за живое Антоньева подала иск в Кировский суд Кировограда, который недавно принятым решением засвидетельствовал почти полное удовлетворение иска. Утверждение журналистки Елены Семко в материале «Лидеры по-кировоградски», заключенное в нескольких фразах — «Но кое-какие номинанты и победители вызывали просто улыбку. Меценат Кировоградщины — Анна Антоньева. А сколько она еще должна в бюджет? Думаю, намного больше, чем потратила на благотворительность. Кстати, Анна Петровна не явилась на шоу по болезни», — суд признал не соответствующим действительности, обязав газету выплатить истице как компенсацию за моральный ущерб 20 тыс.грн. Столько же — учредителю в лице фирмы «Горн» и 5 тыс. — автору заметки. Удар для «Ведомостей» тиражом менее 7 тысяч оказался смертельным. Не ожидая результатов рассмотрения дела по кассационной жалобе в суд высшей инстанции, «Ведомости» извинились перед читателями и объявили о своем закрытии. Однако одно из кировоградских изданий, близкое к учредителям закрывшейся газеты, в материалах о судебном процессе не в лучшем свете показало его ход и моральные качества истицы, не поскупилось на аргументы, вызывающие вполне понятное сочувствие как к пострадавшей газете, так и к молодой журналистке, которая, чтобы выплатить сумму в 5 тысяч гривен, должна два года работать на компенсацию морального ущерба Антоньевой «при условии, что у нее будет постоянная оплачиваемая работа и не будет потребности что-то есть, где-то жить и во что-то одеваться». Конечно же, истица проучила не только автора «Ведомостей», но и упредила ряд публикаций аналогичного содержания. Но как эта жестскость и достигнутый юридический успех скажется на имидже ДПУ и ее лидера?

Ответ на этот вопрос не так очевиден. Что перевесит в непредсказуемых сердцах избирателей — симпатия к очищенному судом от скверны образу кировоградской меценатки или антипатия к ее довольно жестким действиям по отношению к более слабым оппонентам, — покажет время. После известных событий, когда к обществу постепенно приходит понимание как особенностей, так и общественной значимости журналистского труда, такая победа в суде вполне может стать пирровой, тем более что в этом регионе ДПУ есть что терять.

Если в разгар лета в провинции закипают нешуточные страсти, то можно представить, что будет твориться на электоральных территориях, когда из отпусков вернутся основные силы.