Стихийный украинский процесс так называемой партийной структуризации общества давно посрамил записных политологов и прогнозистов. Пожалуй, даже самые смелые из них не ожидали кроличьей плодовитости процесса партразмножения и даже самые дерзкие не предсказывали расширения партсети до 100 и больше участников.
Но даже на этом объемном фоне НДП стоит особняком. Как партия, впервые на украинском самостийном пространстве попробовавшая себя в роли мини-КПСС, т. е. во власти, при власти и с властью накоротке. История ее буквально вертикального взлета, самонадеянного полета и внезапного падения (пока) еще ожидает своих беспристрастных исследователей. Но, вне всякого сомнения, одной из самых ярких страниц в этом повествовании окажется винницкий сюжет, изобилующий воистину детективными поворотами, полными трагического накала страстями и, главное, отнюдь не исчерпанный.
Родившаяся в Киеве в студеные февральские дни 1996-го, НДП уже до конца года полновластно правила бал на Виннитчине. Именно так: не присматривалась к обстановке, не приспосабливалась к обстоятельствам, не делила власть с другими политическими конгломератами — а сама была руководящей и направляющей силой, воплощающей собою власть. Столь уверенная поступь объяснялась просто: руководство областью было поручено Анатолию Матвиенко, лидеру НДП — так где же, если не во вверенной ему территории, и должна была расти, расцветать и набирать политический вес возглавляемая им партия?!
В ее ряды широким и мощным потоком вливалось в первую очередь руководящее звено — номенклатура всех рангов и уровней и, что характерно, всех отраслей. Не успевшие забыть обязательность членства в КПСС, склонные к административной карьере люди очень быстро поняли, что членский билет НДП — это и есть кратчайшая прямая к следующей ступеньке служебной лестницы. Уже через год на Виннитчине в структуре исполнительной власти днем с огнем нужно было искать руководителя — не члена НДП. Партия подымалась, как на дрожжах, ряды ее ширились и крепли, обрастали организациями-спутниками — молодежной, женской, учительской, медицинской.
Однако ошибочным было бы полагать, что путь НДП на Подолье был устлан розами. Власть в эти годы работала на Виннитчине ничуть не лучше, чем в любом другом крае государства, — так что практически остановившееся производство, ушедшие под снег неубранные свекловичные поля в представлении рядового подолянина были накрепко связаны с народными демократами.
Парламентские выборы 1998 года дали количественные показатели этой связи. Несмотря на поистине тотальную агитацию и пропаганду власти, за НДП проголосовали лишь 12,4% виннитчан. Это был лучший региональный показатель в самой партии, однако на винницком фоне он здорово проигрывал перед коммунистами (24,9%) и блоком СелПУ—Соцпартия (19,7%).
Анатолий Матвиенко, порядком подустав от впервые в жизни свалившихся на него сугубо хозяйственных хлопот, с заметным облегчением вернулся в родную политическую стихию, сменив горячую сковородку губернаторского кресла на скользкую, но бодрящую депутатскую скамью в Верховной Раде. Наученный собственным горьким опытом, вместо себя он оставил в Виннице крепкого хозяйственника — Николая Чумака. Естественно, члена НДП. Все кадры под его рукой тоже были расставлены партийно-хозяйственным шефом. Анатолий Сергеевич явно гордился творением рук своих — «командой единомышленников», и уехал из Винницы с легким сердцем и полной уверенностью в надежности тыла.
Николай Федорович в целом оправдывал надежды своего предшественника по части хозяйственной. Но в силу запущенности данной сферы его титанические усилия по расчистке авгиевых конюшен были не всегда заметны. Заметным же стало отсутствие у него политического опыта. Стремление нового хозяина региона избегать особой публичности могло бы быть воспринято как должное в любой области, но не в Винницкой. Мгновенно оценив все преимущества отсутствия столь яркого конкурента, как Матвиенко, мощно пошел в атаку городской голова Дмитрий Дворкис. В любой аудитории, перед телекамерой, на газетных страницах чувствующий себя как рыба в воде, неистощимый на ПР-акции Дмитрий Владимирович развернулся во всю ширь своей богатой натуры.
Апогеем этой нешуточной игры стало назначение Д.Дворкиса главой Винницкой обладминистрации. Эта кадровая рокировка в июле прошлого года повергла облорганизацию НДП в длительный столбняк.
Народным демократам ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре. С трудом оправившись после удара, облорганизация НДП устами своего председателя Сергея Татусяка заявила, что Президента подставило его окружение. Но былой пыл иссяк. Двойственность нового положения НДП в области изменила ситуацию в корне. Несмотря на то, что большинство ее членов оставались при власти в районах, городах и облаппарате, она фактически лишилась властных рычагов влияния. Мало того: самые активные ее члены, будучи первыми руководителями на местах, сознательно притушевывали свою партийность, как бы опасаясь возможных репрессий. И небезосновательно. После временного затишья один за другим были уволены с должностей главы райадминистраций Тростянецкого, Барского, Ямпольского, Тульчинского районов. Попытки райсоветов защитить их не имели успеха.
Поддерживая Президента, винницкие эндеписты очутились меж двух огней. Как и положено, они боролись против левых, и структуры исполнительной власти под предводительством Дворкиса вроде бы должны были быть их ситуативными союзниками. Но на самом деле на глазах всей области непрекращающееся противостояние между Дворкисом и НДП превращалось в самую что ни есть войну, в которой народные демократы несли невосполнимые потери. Партия власти, еще недавно рекрутировавшая себе членов не в последнюю очередь именно возможностью удержаться или очутиться у власти, подорвалась на своей же мине. Как широко и помпезно — нередко организациями в полном составе — пополнялись ее ряды, так и начали редеть. Самым резонансным был выход из партии Могилев-Подольской организации — под руководством главы райадминистрации А.Савкова, ряда других районных руководителей. Те, кто пришел в партию исключительно из-за желания порулить, моментально навострили лыжи. И кто знает, скольких бойцов недосчиталась бы НДП на Виннитчине, задержись Дворкис хоть бы немногим дольше. Ведь СДПУ(о) уже начала наращивать мускулы в области…
Но сокрушительное поражение действующей власти в крае опять поменяло ситуацию на 180 . Уход Дворкиса и назначение главой облгосадминистрации члена НДП Юрия Иванова помогли его однопартийцам не то что облегченно вздохнуть, но и воспрять духом. Хотя сегодняшнее положение партии в области совсем не напоминает ситуацию двухлетней давности. Несмотря на то, что по численности — 5651 человек НДП опередила даже коммунистов, а по количеству своих представителей во властных структурах по-прежнему не имеет себе равных, она явно перестала быть правящей, просто заняла место в ряду других. Билет члена НДП никто из оставшихся в партии руководителей не выбрасывает, но он перестал быть ключиком к новым должностям и возможностям.
Выработке новых задач и путей их реализации была посвящена недавняя отчетно-выборная конференция облорганизации НДП. Бессменный кормчий облорганизации Сергей Татусяк, буквально повторявший в собственной судьбе все зигзаги генеральной линии партии (дружба с А.Матвиенко в свое время вознесла его на этот пост, подкрепленный должностью зампреда облгосадминистрации; неотвратимое противостояние с Д.Дворкисом лишило его зампредовского кресла, однако, опять же, руководство облорганизацией НДП помогло остаться и на плаву, и на виду), подбил итоги и очертил цели. Итоги напоминали очень краткий очерк истории ВКП(б) — героический путь борьбы, в которой даже посредством поражений партия выковала победу. На серьезный анализ ошибок времени не хватило. Почему усилия партии не достигали цели, почему ее все-таки самый мощный в области потенциал как властный, так и интеллектуальный, был по всем статьям переигран избирательным штабом другого кандидата, не объяснишь только происками Дворкиса. Но эти и другие вопросы остались на конференции фигурой умолчания, как бы пребывая под запретом и тем самым вселяя сомнения в возможности облорганизации выполнить поставленные задачи: стать массовой, действительно народной партией, «своей» в первую очередь в селе, которое было так бесславно проиграно ею во время президентских выборов.
Правда, попытки честно взглянуть правде в глаза на конференции все же были. «На парламентских выборах мы набрали в районе 32,8% голосов, — сказал в своем выступлении С.Вовк, председатель Чечельницкой райорганизации НДП, — а на президентских — 13%. Но именно сегодня, в период парламентского кризиса, мы имеем великолепную возможность показать избирателям, как работают те, за кого они голосовали. Мы должны уже работать на следующие парламентские выборы — пусть даже как винтики, но не как среднестатистические пешки».
За короткий период партия из политического баловня судьбы превратилась в повидавшего виды ветерана. Что он выберет: уйти в запас или служить дальше?