UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пандемия ускорила цифровизацию местной демократии

Но усложнила возможность обратной связи

Автор: Станислав Юхименко

Пандемия COVID-19 повлияла на большинство сфер жизни украинцев, в частности и на местную демократию и ее инструменты. Исследование Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) показало, что традиционные способы коммуникации общественности с властью значительно сократились, особенно те, которые предусматривают личные встречи. В то же время начали шире применять электронные инструменты демократии. Они увеличивают аудиторию, которая может общаться с властью, но также могут задерживать общение из-за бюрократии.

В этой статье рассмотрены механизмы сотрудничества между властью и общественностью, а также то, как они изменились за время пандемии.

Международный опыт

В мировой практике можно выделить две тенденции, влияющие на взаимодействие местных органов власти и общественности, — введение карантинных ограничений разных степеней жесткости и цифровизация.

Карантинные ограничения стали ощутимым барьером, ведь большинство обсуждений, круглых столов и других мероприятий предусматривали личную встречу. Также карантин сильно ударил по местным бюджетам из-за уменьшения поступлений, расходов на закупку медицинской техники, медицинских средств и т.п. Вследствие этого, например, в Сиэтле в 2020 году не проводили конкурс проектов общественного бюджета.

Цифровизация изменила формы общения власти и общественности. Этот процесс начался еще до пандемии, но тогда он развивался чаще всего в сфере бизнеса. После введения запретов на личные встречи и массовые мероприятия европейские органы власти начали шире применять уже готовые цифровые решения для общения с общественностью.

Украинский опыт

Из-за пандемии COVID-19 уже два года подряд мы живем в условиях постоянных изменений. Правительство вынуждено балансировать между поддержкой экономической активности и здравоохранением. Из-за этого и местной власти, и общественности пришлось приспосабливаться. Большинство мероприятий, на которых предполагалось личное общение, были отменены. Решением проблемы стало использование электронных средств связи, получивших значительную популярность.

Некоторые органы власти начали делать прямые трансляции заседаний или проводить их онлайн. Такие инновации зависели от качества Интернета и ресурсов громад. Но были и негативные примеры, когда органы местной власти использовали пандемию как повод меньше сотрудничать с общественностью.

Еще одним инструментом, значительно изменившимся за время пандемии, стали обращения граждан. Поскольку в период жесткого карантина личные приемы были отменены, граждане начали чаще использовать онлайн-инструменты.

Исследование ИЭИ показало, что количество онлайн-обращений значительно выросло почти во всех областях Украины. Наибольший прирост наблюдался в Луганской областной государственной администрации — почти в пять раз. Единственной среди исследованных ОГА, где количество онлайн-обращений в 2020-м сократилось по сравнению с 2019 годом, стала Житомирская.

ZN.UA

Кроме того, украинцы плохо знают свои права и возможности. Пандемия ограничила возможность прийти и пообщаться с чиновниками «на человеческом языке» и оставила людей наедине с бюрократической машиной. Поэтому сегодня как никогда важно вести разъяснительную и информационную работу. Рассказывать, что есть разные виды обращений (предложения, заявления, жалобы), имеющие разные функции, сроки. Или что необходимо знать номер запроса, если он делается по телефону, чтобы иметь возможность отследить его выполнение.

Конечно, Интернет также можно использовать для организации личного приема. Но такой способ не пользуется популярностью у украинских чиновников, несмотря на его плюсы. Например, так можно решать проблемы горожан быстрее, чем путем обращения в городскую раду.

Несмотря на то, что тренд на дальнейшую цифровизацию государственных услуг сохранится, надо поддерживать и развивать традиционные способы связи, ведь среди украинцев, особенно старшего возраста, очень малая доля пользуется даже смартфонами.

Электронные петиции также могут эффективно функционировать в условиях пандемии. Их преимущество состоит в значительной экономии времени и отсутствии личных контактов.

Количество электронных петиций во время пандемии COVID-19 выросло в большинстве областных центров на западе Украины, вместе с тем на востоке их использование уменьшилось. Как и в ситуации с онлайн-обращениями, Житомир вновь установил антирекорд: именно там наблюдалось наиболее существенное уменьшение количества поданных электронных петиций.

ZN.UA

Процесс сбора необходимого количества голосов для поддержки петиции в большинстве городов Украины остается довольно сложным. В Киеве в 2020 году только две петиции набрали достаточно подписей, в 2019-м — всего одна. Кроме того, если петиция набрала необходимое количество голосов, то это гарантирует только ее рассмотрение, а не решение. Поэтому в Украине электронные петиции скорее информируют власть о наличии проблемы, чем решают ее.

От пандемии больше всего пострадал общественный бюджет. Это инструмент, через который общественность принимает участие в распределении средств местного бюджета, создавая проекты для улучшения работы громады и/или голосуя за них.

Из-за карантина стало сложно проводить публичные обсуждения проектов. Вместе с тем украинские города столкнулись с такими же финансовыми проблемами, как и города в других странах: сокращение доходов местных бюджетов и увеличение расходов на борьбу с пандемией.

Наше исследование показало, что даже в период пандемии большинство областных центров продолжали принимать проекты на конкурс. В самых крупных городах (Киеве, Днепре, Одессе, Львове) количество поданных предложений на общественный бюджет выросло, а в меньших областных центрах (Ровно, Чернигове) и Краматорске общественность менее активно подавала заявки.

ZN.UA

Выводы и рекомендации

COVID-19 негативно повлиял на инструменты местной демократии, особенно на те, которые предусматривают личную встречу и массовые мероприятия. Но большинство институтов трансформировались для работы в новых условиях. Переход к цифровой форме связи между властью и общественностью создал условия для большего привлечения аудитории, но усложнил возможность обратной связи из-за «односторонности». Часто граждане, приобщающиеся к прямым трансляциям заседаний органов власти, не могут задавать вопросы спикерам.

Из-за низкой доли полностью вакцинированных граждан и увеличения количества выявленных случаев «дельта»-штамма коронавируса нас может ожидать новая волна заболевания. Поэтому общество и органы власти должны быть готовы продолжать сотрудничать в условиях карантина:

  1. Сохранять альтернативные методы участия граждан в делах громады, ведь разные возрастные группы пользуются разными способами сотрудничества с органами власти.
  2. Информировать граждан через разные каналы связи для более быстрого реагирования граждан и большей эффективности принятых решений.
  3. Уменьшать цифровой и информационный разрыв между гражданами.

Эта статья была подготовлена в рамках проекта «Общественность за демократизацию» при содействии Европейского Союза, реализуемого Институтом экономических исследований и политических консультаций. Содержание публикации является исключительной ответственностью Института экономических исследований и политических консультаций и никоим образом не отображает взгляды Европейского Союза.

Все статьи Станислава Юхименко читайте тут.