UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отзвук победы

Самое важное — отнюдь не возможные выгоды и инвестиции, не миллионы туристов, которые приедут в Украину и Польшу через пять лет, и не мировой престиж, связанный с организацией Евро...

Автор: Марчин Войцеховский

Удалось! Вместе с Украиной Польша будет организатором крупнейшего спортивного события мира после Олимпийских игр и футбольного чемпионата мира. Наши футболисты будут играть в 2012 году среди 16 лучших команд Европы.

«Победа двух народов!», «Эйфория!», «Мечты побеждают!» — это передовицы польских газет, вышедших в четверг после сообщения о том, что чемпионат Европы по футболу через пять лет состоится в наших странах. Радость еще больше от того, что поляки до конца не верили, что Евро в нашей стране — это реально. Они воспринимали это как прекрасную, но далекую мечту, еще одно обещание политиков, которому лучше не верить, чтобы потом не переживать мучительного разочарования.

«Мы в долгу перед украинцами, — написал один из польских комментаторов. — Это им пришла в голову гениальная идея, чтобы вместе пригласить на турнир лучших европейских футболистов». Святые слова. Поскольку двигателем стараний за Евро-2012 действительно была Украина. Ее вера и энтузиазм сначала передались немногочисленным полякам, убедили их в том, что это возможно. Убедили мэров четырех крупнейших (и самых богатых) польских городов присоединиться своими местными деньгами и собственным престижем к этой, казалось бы, безумной идее. Убедили польских политиков, чтобы те поддержали идею морально, финансово и политически. И, наконец, убедили исполнительный комитет UEFA.

Варшава. Стадион Десятилетия

Первый матч Евро-2012 будет сыгран в Варшаве на стадионе, который возведут вместо Стадиона Десятилетия, построенного в 1954 году. В последний раз национальная сборная Польши играла здесь с Финляндией в 1983 году в отборочных матчах чемпионата Европы (1:1, автогол Павла Янаса). Сегодня стадион известен прежде всего своим рынком «Европа», где торгуют преимущественно жители бывшего СССР, вьетнамцы и пакистанцы.

На весть из Кардиффа толпа перед телеэкраном, установленным на Варшавском дворце культуры — небоскребе, подаренном Польше Сталиным в 1952 году, взорвалась криком радости. Автомобили беспрерывно сигналили.

«Дата 2012 года всех нас будет мобилизовать так же, как в свое время дата вступления Польши в Европейский союз. Осуществилась прекрасная мечта», — радовалась мэр Варшавы Анна Гронкевич-Вальтц в фанат­ском шарфике. Ее заместитель Яцек Войцеховский перечислял, сколько всего нужно сделать в Варшаве, чтобы город смог принять десятки тысяч болельщиков: «Нужен новый стадион. А до стадиона надо доехать. Следовательно, необходима вторая линия метро. Надо построить кольцевые дороги, новый аэропорт, новые пути сообщения от аэропорта до стадиона, необходима модернизация железнодорожных объектов. Мы не сможем подготовиться к чемпионату без помощи правительства, поскольку только вторая линия метро поглотит примерно три миллиарда злотых».

— Строительство стадиона начнется уже в следующем году, — сообщил Пшемислав Госевский, министр канцелярии премьера. До конца апреля город объявит соответствующий тендер. Но еще никто не спросил согласия у сотен продавцов, которые просто так не откажутся от своих рабочих мест.

Гданьск. Балтик Арена

На месте, где должны возвести замечательную Балтик Арену в форме оранжевого куска янтаря, сегодня пока что дачные участки. Но дачники уже подписали соглашение с городом о том, что в случае положительного вердикта UEFA они без колебаний оставят свои участки взамен земли в других районах города. Через несколько месяцев на эту территорию должны приехать бульдозеры.

— Этот чемпионат у нас уже никто не заберет, он приведет нас в первую лигу европейских городов, — говорил в четверг мэр Гданьс­ка Павел Адамович в Кардиффе.

Кроме стадиона, в гданьском районе Летнево появятся паркинги и гостиничная база. Будет введена в действие скоростная городская железнодорожная линия до Нового Порта. За час на стадион сможет прибыть 12 тысяч людей. Гданьский аэропорт им. Леха Валенсы будет иметь пропускную способность около 7 млн. пассажиров в год.

Познань. Отели и половина стадиона

— Pologne... — только и успел вымолвить Мишель Платини, и лес рук, флагов и конфетти сплошной тучей закрыли небо над площадью Свободы в Познане, где две тысячи людей наблюдали за церемонией объявления страны, которая будет принимать Евро-2012.

А в Познани уже есть половина стадиона — на ул. Булгарской готовы две современные трибуны (одна из них уже под крышей). Реконструкция за городские и бюджетные средства завершится в 2010 году.

Благодаря Евро-2012 Познань получит 41 отель (в частности, один пятизвездочный). Будет построена часть Познанской кольцевой дороги. Центр города будет иметь скоростное сообщение с автострадой А2. На матч в Варшаву жители Познани доедут за три часа, а не за четыре, как сегодня (автострада А2 готова уже на две трети). На матч в Гданьск — за три, а не за пять часов (когда проложат шоссе S5, которое будет соединять Гданьск с Быдгощем, Познанью и Вроцлавом). До Вроцлава по шоссе S5 можно будет добраться за полтора часа.

Вроцлав. Автострада до Львова

Благодаря Евро Вроцлав осуществит прыжок на 20 лет вперед. У мероприятия есть четкие правительственные гарантии: бюджет города в ближайшие пять лет будет увеличиваться на несколько сотен миллионов злотых ежегодно.

Инвестору, который будет софинансировать новый стадион, город отдаст 21-гектарный участок на Маслицах, расположенный возле запланированной кольцевой автострады. Там он сможет построить сеть гипермаркетов. За правительственные средства — 77 млн. евро — выстроят новый аэропорт, который будет обслуживать 2,5 млн. пассажиров ежегодно. Город получит надлежащее дорожное сообщение с Варшавой, Щецином и Прагой, а также со Львовом. Дорожные и железнодорожные инвестиции были распланированы более чем на десять лет. Сейчас должны появиться в течение пяти. По новой железнодорожной дороге из Вроцлава в Варшаву можно будет доехать приблизительно за два с половиной часа. Сегодня самый скоростной поезд InterCity преодолевает это расстояние за пять часов. Путешествие автомобилем до Варшавы будет такой, как сейчас в Берлин, — около трех часов. Возведут более десятка отелей различного класса самое меньшее за 5 млн. евро.

Резервные стадионы в случае каких-либо проблем предоставят Хожув и Краков.

Инвесторы потирают руки

Кроме болельщиков, на новость об Евро-2012 в Украине и Польше живо отреагировала Варшавская биржа — в первые часы после объявления решения главные индексы били рекорды, а курсы акций меньших строительных компаний выросли примерно на 30%. «Футбольный чемпионат Европы 2012 года будет содействовать развитию экономики», — сказала вице-премьер и министр финансов Зита Гилёвска. По ее мнению, модернизация нескольких наиболее важных стадионов будет стоить 3 млрд. злотых. «Польша справится с этим», — говорит пани Гилёвска, хотя и не сообщает, в какую сумму обойдется проведение Евро-2012, поскольку, как она объясняет, эта информация является банковской тайной.

Аналитики Open Finance прогнозируют, что подготовка к Евро-2012 среди прочего будет означать бум в строительстве (в частности, стадионов и дорог, а также жилья), туризме, транспорте и медиа. Ми­нистр регионального развития Гражина Генсицка в свое время отмечала, что организация Евро-2012 в Польше ускорит прокладку 636 км автострад, модернизацию 1566 км железнодорожных путей, реконст­рукцию восьми аэропортов, а также реконструкцию или строительст­во шести стадионов. Экономичес­кий ежедневник Puls Biznesu считает, что польская экономика может рассчитывать на 37 млрд. евро, которые пустит на развитие инфра­структуры, в том числе на 16 млрд. дотаций от ЕС — для фирм, планирующих строительство отелей и туристической инфраструктуры, 10 млрд. евро — на строительство автострад, 4,7 млрд. евро — на модернизацию железнодорожных путей.

Но самое важное — отнюдь не возможные выгоды и инвестиции, не миллионы туристов, которые приедут в Украину и Польшу через пять лет, и не мировой престиж, связанный с организацией Евро. Для меня как поляка самое важное то, что моей стране, которая несколько снизила темпы после вступления в ЕС в мае 2004 года, снова есть к чему стремиться. У нас опять есть цель, которая определит наше развитие на ближайшие годы. Сначала такой целью для нас было свержение коммунизма, потом — вступление в НАТО и ЕС. А когда у поляков не существует цели, они обычно теряются, углубляются в бессмысленные политические распри, взаимные обиды, никчемные идеологические конфликты. На следующие пять лет самая важная наша цель — организация чемпионата Европы. Она будет для нас своеобразным указателем, чего от всей души желаю и украинцам.