UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отставка Разумкова. Теперь без сдержек и противовесов

После смещения с поста спикера Дмитрия Разумкова украинский парламент окончательно перешел в ручной режим управления ОПУ

Автор: Инна Ведерникова

«Слив» некогда главы партии «Слуга народа» и спикера парламента, приведенного в команду Зеленского известным юристом Сергеем Нижним, произошел стремительно и в теплой командной атмосфере. На закрытом заседании «Большой фракции» в Трускавце, куда спикера демонстративно не позвали, только два человека из ближайшего окружения Дмитрия Разумкова — Нелли Яковлева и Василий Мокан — взяли слово в его защиту. Дмитрий Наталуха и Сергей Бабак не поставили свои автографы на подписных листах, но на фракции промолчали.

Уже в понедельник на согласительном совете глава фракции «СН» Давид Арахамия объявил об инициативе отзыва спикера и собранных подписях; во вторник партия власти в нарушение регламента отстранила Разумкова от ведения заседаний; в среду был подготовлен отчет Разумкова и Счетной палаты; сегодня «слуги» 284 голосами при традиционной поддержке «Довіри», «За майбутнє!», части «Голоса» и вы не поверите — «Батьківщини» (!), посадили Разумкова в политический лифт искать новый свободный этаж.

Однако это, безусловно, не рядовое в политической судьбе экс-спикера событие (на чем мы остановимся ниже) имеет последствия для всей страны. Парламентско-президентская республика трещит по швам. Степень заботы и участия в государственных делах действующего президента Владимира Зеленского зашкаливает. Как оказалось, неравнодушный «гарант» Конституции готов на многое ради того, «чтобы под стенами Банковой не собирался возмущенный народ». Именно так Зеленский на брифинге в Трускавце пояснил журналистам, зачем вызывает к себе на ковер премьера, министров и их замов. А иначе, и правда, зачем за него голосовали люди? 

Но если глава правительства Денис Шмыгаль, с легким сердцем задвинув в стол Конституцию и закон о Кабмине, припал к заботливой груди президента, то с парламентом Зе! всегда было сложнее. Теперь не будет. Но станет ли легче стране?

Разумков VS Стефанчук. Почувствуйте разницу.

«Некомандный» игрок Разумков в понедельник был выкинут из всех внутрипартийных чатов. А до этого получил изрядную порцию публичных обвинений от «слуг». Среди ключевых общеизвестных — не поддержка введения санкций СНБО против Медведчука и Ко и решение отправить в Венецианскую комиссию антиолигархический закон. Из нового: от — «Разумков был спикером не всего парламента, а ОПЗЖ и «Батьківщини» до — «Разумков слишком близок к бело-голубым, куда он и отправится строить свою политическую карьеру». Глава СН Александр Корниенко, озвучивший позицию партии с парламентской трибуны, в эпитетах себя особо не стеснял. Вышло — стыдно. Хоть он и «не хотел».

Однако прежде чем делать ставки и строить прогнозы, стоит помочь «слугам» подвести и некоторые положительные итоги деятельности Дмитрия Разумкова на посту спикера. Потому как именно его «некомандная» позиция позволила партии власти долгое время удерживать политическую ситуацию в парламенте (читай — в стране), не давая повода заговорить сторонникам парламентских партий на улице.

 Во-первых, отставленный спикер пытался двигаться в русле регламента и закона. Никто не спорит со «слугами», напоминающими о том, что Разумков зашел в большую политику в роли ключевого «спикера» «Слуги народа», и Зеленский на него рассчитывал. Сначала, правда, как на пресс-секретаря вновь избранного президента (вчерашний пассаж на этот счет Разумкова во время брифинга в парламенте не случаен). Однако в ходе парламентской кампании именно системный Разумков добавил «зеленым» креативщикам победной «сурьезности». И ожидаемо, сев в кресло спикера ВРУ, стал формально согласно Конституции вторым человеком в государстве. На которого, с одной стороны, рассчитывал президент, с другой — ставил в рамки регламент. И Разумков не все гирьки положил в пользу Зе!

Во-вторых, Разумков имел амбицию быть спикером всего парламента. Любой депутат мог прийти к спикеру со своим законопроектом и прямым вопросом, возможно ли его провести через зал. Тот либо предлагал вариант, либо пояснял, почему на данном этапе сито «слуг» законопроект не пропустит. В то же время Разумков объяснял и своим коллегам по монобольшинству, почему нельзя выполнить задание Банковой и принять условный закон за один день.

В-третьих, Разумков умел находить компромисс в момент принятия конфликтных законов. Законы о земле, антибанковский, о специальной процедуре и пр. априори были поводом для противостояния в парламенте. Однако основные баталии велись в кабинете спикера, откуда в восьми из десяти случаев выходили настроенные на компромисс главы фракций. Очевидно, что для него было важно, чтобы парламент был, прежде всего, работоспособным. А для этого недостаточно, чтобы решения принимались одной фракцией.

В-четвертых, Разумков воспринимался Зе! как конкурент, человек с позицией, а также хоть и с небольшой, но своей точкой опоры в парламенте. Среди людей, которые опосредованно поддерживали Разумкова, было много и его однопартийцев. Понятно, что Зеленский в итоге легко нейтрализовал скрытый фанклуб спикера (финансовая программа 20/30/50), но поддержка позиций Разумкова всегда напоминала Зе!, что ВРУ — еще не совсем ОПУ.

Многие депутаты считают, что при нынешних раскладах Разумков — идеальный спикер для действующего состава парламента. Он все равно проводил законы, которые были нужны Зеленскому, но не так быстро и не так грубо. Именно Разумков пояснил Зе!, почему нельзя разгонять КСУ законом или указом, чем сохранил хоть видимый баланс политической стабильности в стране». Зе! — не оценил.

И тем не менее, при всех вышеперечисленных достоинствах, Разумков как член команды власти лишь символизировал, но никак не обеспечивал наличие сдержек и противовесов парламентско-президентской модели госуправления. Он был за регламент, но при этом не формировал повестку дня. Это не была альтернативная качественная позиция. Разумков просто соблюдал достоинство законодательного органа. Потому что в детстве читал книги, а не смотрел мемы. Потому что в силу образования усвоил то, о чем не имеет преставления львиная доля зеленой власти. Разумков не был противовесом Зе!, но был символом и иллюзией его существования. Теперь уже нет.

И его убрали не потому, что он мешал реализовывать повестку дня Банковой, а в результате банальной зачистки поля в самой партии. Разумков — это еще не конкурент, как Кличко, но — потенциальное место альтернативного сбора. Коих в СН быть не должно. И фракция, руками которой зачистили внутрипартийное поле, должна зарубить это себе на носу.

Слуга народа

По информации наших источников, очередное большое кадровое заседание фракции СН планировалось на следующий понедельник. Однако проголосовать за нового спикера могут уже завтра. По меньшей мере, этот вариант тоже обсуждается. На сегодня в руководстве парламента свободны две кадровые опции — спикер и (в случае, если в кресло все-таки сядет Руслан Стефанчук) первый вице-спикер. Как утверждают наши источники в СН, есть шанс побороться за кресло спикера у Елены Шуляк. Глава профильного парламентского подкомитета, занимающаяся реформой градостроительной сферы, имеет недюжие карьерные амбиции. Шуляк держит в поле зрения сразу три портфеля: министра развития громад и территорий (если Чернышов после принятия закона о столице уйдет на пост главы столичной администрации); главы парламентского комитета по вопросам местного самоуправления (вместо оскандалившегося Клочко) и, собственно, спикера.

Единственная причина, по которой еще не закрыт кастинг на спикера, — не идеальная картинка реалити-шоу в случае назначения Стефанчука. Ножки у президентского трона должны быть красивые. И тут у Шуляк шансы лучше. Однако Стефанчук в этом вечном состязании формы и содержания не сдается. В последние дни первый вице-спикер особенно часто акцентирует внимание на том, что сам писал программу президента «Країна мрій», а поэтому как никто другой знает, как ее выполнить. То, как исполнить «мечты» своих непосредственных начальников — Ермака и Зеленского, Стефанчук тоже знает. 

Первому вице глубоко наплевать на регламент. Он бульдозером прошел историю с законом про олигархов, поэтому его товарищи по партии не сомневаются в том, что Стефанчук с избранного пути уже не собьется. Единственное, что может ему помешать, — «некоторая мягкотелость и интеллигентность на этапе жесткого прессинга оппозиции после смещения Разумкова». Однако по словам посвященного в парламентскую кухню депутата, у Стефанчука есть отличное компенсирующее качество: «Стефанчук, так же как и Шмыгаль, всегда будет брать под козырек. Но в то время как премьер, ни в чем не отказывая Зеленскому, многое спускает на тормоза, Руслан Алексеевич — человек с инициативой. Он будет рвать на части, землю рыть и предлагать варианты, чтобы выполнить команду».

У Стефанчука нет поддержки и даже абстрактной группы в парламенте. Он всячески подчеркивает, что он — солдат. При этом у вице-спикера очень специфическое представление о праве: он всегда уверен, что прав. Как «видный конституционалист», Стефанчук неистово защищал закон о референдуме, а также известный тезис о том, что согласно Конституции правом законодательной инициативы обладают президент, Кабмин и коллективные «народные депутаты». Роль личности в истории должен был ограничить специальный законопроект, который Стефанчук долгое время пытался провести через парламент. Он же — ревностный апологет СНБО, уверенный в том, что «координационный орган при президенте имеет полное право составлять реестр олигархов».

И с точки зрения парламента (служение интересам одной партии), Венецианской комиссии (сомнительные законы) и КСУ (сторонник роспуска указом президента или законом), Стефанчук — большая потенциальная проблема для выживания парламентаризма. Но именно он стопроцентно вписывается в контекст завершающегося процесса концентрации государственной власти в руках Зеленского. В случае назначения Стефанчук станет идеальным спикером для Зе! Превратив ВРУ в департамент ОПУ, команды которого выполняются со скоростью света. Без осмысления и ограничений. Зеленскому нужны только проводники. Полупроводники его не устраивают.

У Стефанчука огромное количество идей по изменению Конституции, законодательства, регламента и общей оптимизации работы ВРУ. О чем они в унисон с Арахамией уже публично заявили. Цель одна: упростить жизнь монобольшинства. В части подачи законопроектов, внесения их в повестку дня, голосования, правок... Это стратегия ОПУ и партии власти, у которых «осталось два года для трансформации страны». Демократия и парламентаризм, на чем настаивал «ретроград Разумков», — не для «Країни мрій». Депутат-винтик, автоматически нажимающий кнопку за унизительный «сахар», — самое оно.

Однако для верхушки «слуг» было важно, чтобы отставка не выглядела расправой, и чтобы ее поддержали другие фракции. Вишенкой на торте стало голосование «Батьківщини». Как утверждают наши источники, Юлия Тимошенко получила для своих бросовое предложение портфеля главы Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. После задержания «сердечного» экс-директора Андрея Власенко — вызывающий жест. И оцененный! ОПЗЖ отрезала «слугам» всякие пути к переговорам: из фракции мог быть исключен любой, проголосовавший за отставку. Под напором приветов Коломойскому из Штатов (он, по сути, закрыт в Украине) ожидаемо дал голоса «Майбах», а обыски фискалов на складах Дьюти Фри Иванчука (партнера Веревского) способствовали сговорчивости «Довіри». О мотиве части «Голоса» — ниже.

Новый политический этаж

Где, в итоге, остановится лифт с экс-спикером Дмитрием Разумковым (рейтинг доверия которого (32,4%) соотносится с президентским (32,6%) — пока вопрос. Его расплывчатые «в парламенте достаточно депутатов, которые ценят закон и регламент» и «мы будем бороться» только усиливают версии «доброжелателей», уверенных, что «не харизматичный» Разумков «канет в лету вслед за Богданом и Гончаруком».

Тем не менее, все не так однозначно. В парламенте действительно есть люди, ориентированные на Разумкова. Либо в силу личных контактов, либо просто уважающие его и считающие, что он оптимально уравновешивал Зе! Но эти же люди давно завязли в параллельных мотивационных историях. Они шантажируемы и покупаемы. А многие в какой-то момент сочли, что Разумков действительно заигрался и вынес слишком много сора из избы. Ситуация накалена до такой степени, что любой публично поддержавший Разумкова депутат сразу противопоставит себя Зеленскому. А значит, сделает шаг в пропасть без страховки и золотого парашюта: если ты прошел в Раду по списку, то можешь покинуть фракцию, только сдав мандат. А большинство людей, ориентированных на Разумкова, — списочники.

На самом деле, реальная возможность удержать номинальные позиции в парламенте у Разумкова была бы, если бы ему удалось создать формализованную депутатскую группу. Но в ней, согласно регламенту, должно быть не менее 17 человек. Это минимальная планка, которая считается фракцией на момент ее создания. И списочники туда попасть не могут. «Слуги»-мажоритарщики не ориентированы на Разумкова.

Есть вариант с развалом фракции «Голос». Половина фракции, подконтрольная Железняку, давно входит в окружение экс-спикера. Но с правовой точки зрения это очень сложная схема. Более того, без хотя бы десяти человек своих, дружественной части «Голоса» Разумкову все равно не хватает. Где взять своих? «Слуги» точно не выгонят из фракции под Разумкова лояльных к нему депутатов (а только так можно покинуть фракцию, сохранив мандат). Ничейных же нардепов в парламенте вообще нет, — их оперативно подбирает «Довіра» или «Майбах». Есть несколько болтающихся, но они ориентированы на Ахметова. Брать их к себе очень рискованно для репутации. «На самом деле Дима в ловушке, хоть и держится бодрячком», — резюмирует один из депутатов.

Более того, у правящей партии свои виды на фракцию «Голоса». «Узаконив» на посту главы вместо Ярослава Железняка — Александру Устинову (глава внутрифракционной группы «Справедливость»), «слуги» хотят уберечь фракцию от развала. Но в своей орбите. По нашей информации, подконтрольная Устиновой часть «Голоса», проголосовав за закон об олигархах, выполнила свои обязательства в рамках заключенной со СН сделки. «Стефанчук же, став спикером, просто закроет глаза, когда они заведут на главу фракции Устинову, — уточняет наш источник в ВР. — Но пока сценарий не реализован, для Разумкова развал «Голоса» — все еще шанс».

Подтверждение этой версии оперативно проявилось на последнем согласительном совете в понедельник, когда лидер правящей партии Александр Корниенко (согласно стенограмме заседания на сайте ВРУ) настоятельно пытался легализовать статус «нового главы» «Голоса»: «К нам неоднократно поступали письма от депутатов из фракции «Голос», которые больше чем половиной состава, и там есть подписи, они зафиксированы системой, считают, что они сменили главу фракции. Поэтому мы предлагаем сейчас, если я не ошибаюсь, здесь присутствует госпожа Устинова, я хотел бы свои полторы минуты передать представительнице большинства во фракции «Голос» и группы «Справедливость».

Тогда еще действующий спикер вспомнил о пани Устиновой в самом конце заседания. Но, похоже, основное сражение за сохранение «Голоса», в пику теряющему почву под ногами Разумкову, состоится сразу после избрания Стефанчука. Однако какую бы форму и голос, в итоге, не приобрел Разумков, это не отменяет ключевого вопроса: каким по качеству будет политический проект экс-спикера?

То, что Разумков не стал балансировать и удерживаться любой ценой в кресле (а это был гарантированный шанс держаться в медийном фокусе и отстраивать политически себя дальше, — плюс в его карму.

Но мы пока так и не поняли, Разумков отправил антиолигархический закон в Венецианку, потому что он с олигархами или потому, что этого потребовали оппозиционные фракции и здравый смысл? (Ведь закон на самом деле идиотский и написан для того, чтобы сохранить за олигархами возможность обирать страну, а за президентом закрепить право обирать олигархов). Не подписывая решения СНБО, Разумков был за Медведчука, Фукса и Ко или против правового беспредела, который творит СНБО? Поддерживая во время местных выборов мэра в Николаеве альтернативного «слугам» Чайку (ОПЗЖ), он был связан родственными или все-таки идеологическими узами?

Разумков до сих пор никак политически не окрашен и не позиционирован. (Финальное — в статусе спикера — выступление в парламенте было достойным, но не ярким, хоть и претендовало на программное: Разумков заявил о президентских амбициях). Он получил хорошую школу в команде Тигипко. Образован, понимает законы, чтит процедуры, протоколы и дресс-коды. В общем, выглядит как Кук среди аборигенов. Но чтобы его не съели, Разумкову придется осознать, что время компромиссов истекло. Очередь — за позицией и умением формировать собственную повестку.

Очевидно, что на Востоке и Юге есть ниша для нового политического проекта. И сопредседатель фракции ОПЗЖ Вадим Рабинович уже высказал настойчивое предположение, что Разумков «будет топтаться на нашем поле». Однако не факт. По результатам закрытой социологии, проведенной Яценюком/Мартыненко, выпуклой поддержки на Юго-Востоке Разумков не имеет: экс-спикер «слишком часто повторяет слово агрессор». Так что Разумков, пока еще пребывая в образе молодого Литвина (и нашим и вашим), в перспективе может окраситься в любой цвет. Может стать вторым человеком у Кличко; может пойти с Ахметовым или с ОПЗЖ; а может по-новому подать «Голос».

Однако политическая судьба Разумкова и его ценностный выбор, который он в самое ближайшее время сделает, — это одно. А вот судьба парламента с «попкой» в кресле спикера — это другое. Унизительное для абсолютно всех, кроме своры случайных людей, которые берут деньги за роботизированные голосования.

Удушающие объятия гаранта

Мы живем во время уникального эксперимента, когда один человек формирует всю повестку дня в стране. И как ни удивительно, но если говорить о возможности узурпировать власть, то у Зеленского — самый легкий из всех украинских президентов путь. И не потому, что у него большинство, которого не было ни у кого из его предшественников, а потому что у него нет страха. 

У всех экс-президентов, имеющих представление о том, как работает государственная машина, были внутренние ограничители. Свои рамки были даже у Януковича. А Зе! — пофиг. Когда под прикрытием рынка у селян отбирается земля, когда местное самоуправление шантажируется субвенциями, когда вводятся коммунистические подходы при тарифообразовании…

Зе! съел всех. Взрослых и независимых во власти практически не осталось. Если к ним очень условно отнести Кличко, то до конца осени мэр получит законного главу КГГА и президента, который использует нужный закон исключительно в своих интересах. Де-юре Зеленский власть уже почти узурпировал. А вот де-факто — нет. Он не знает, как всем этим рулить. Отдельные малокомпетентные люди держат в голове узлы госуправления. Но у Зеленского нет своего Горбулина или Марчука. Нет сильного парламента и Кабмина.

Слуга народа

Любая подпорка системы, выстроенной Зеленским, может в любой момент рухнуть. И никакую Конституцию менять уже и не надо. На медленном огне закипает кастрюля с плотно закрытой крышкой. Удерживает которую случайный неравнодушный человек, абсолютно не понимающий, что там происходит внутри, и что он будет делать, если рванет. Если заговорит протестная улица, откроется фронт или начнется настоящая газовая война. Вместо того чтобы перед лицом экономических, энергетических вызовов объединять сильных, Зе! стремительно капсулируется в команде имени Даннинга-Крюгера.

Больше статей Инны Ведерниковой читайте по ссылке.