UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отправит ли президент в отставку «Нашу Украину»?

В числе номинантов на досрочный роспуск или отставку в рамках стремительно разворачивающейся политической интриги последних недель оказались не только парламент, правительство и президент, но и «Наша Украина».

Автор: Инна Ведерникова

В числе номинантов на досрочный роспуск или отставку в рамках стремительно разворачивающейся политической интриги последних недель оказались не только парламент, правительство и президент, но и «Наша Украина». Во-первых, истек срок возможного легитимного окончания шестого съезда НУ, что закрепило на крючке неопределенности окончательно расколотую подписанием коалиционного соглашения с БЮТ пропрезидентскую партию и фракцию. Во-вторых, страна узнала о том, что партийные структуры революционной НУ больше не функционируют ввиду отсутствия их финансирования. В-третьих, ряд политиков, в том числе и партии президента, успели публично констатировать смерть его политического проекта.

Ответом Ющенко на негативную информационную волну в СМИ стало недавнее заявление, сделанное им на саммите Европейской партии в Брюсселе. Вспомнив о существовании «Нашей Украины», Виктор Андреевич снова апеллировал к собственной партии как ее лидер, а также подтвердил свои намерения провести жесткие кадровые чистки в целях реанимации проекта. Удивительно, но на этом всплеск лидерской активности ВАЮ не иссяк. Даже наоборот — президент собрал политсовет партии (впервые за последние четыре месяца!), аккурат в день своего выступления в парламенте. По-видимому, позиционируя эти события для себя и наблюдающей общественности как равнозначные.

Тем не менее подобный запоздалый двойной удар ВАЮ говорит об одном: под напором политической ситуации (а сегодня Украина, не без участия самого Ющенко, оказалась втянутой в досрочные президентские и парламентские кампании) президент оказался на пороге трудного выбора — проститься с политикой или остаться в политике. Сегодня Виктор Андреевич вряд ли может рассчитывать на пролонгирование прописки на Банковой. С рейтингом-то в три процента… Впрочем, как и предаваться мечтам о пожизненном месте «лорда» в верхней палате парламента. Новую Конституцию от Ющенко принимать никто не собирается.

Похоже, в этой ситуации единственным вариантом обеспечения политического будущего президента его команда видит досрочные парламентские выборы. Как дружно утверждают источники, указ об очередных внеочередных лежит в столе у не менее (если не более) заинтересованного в плебисците главы президентского секретариата Балоги, поджидающего нужного вердикта КС о нелегитимности Кабмина и коалиции. Виктор Иванович, по нашей информации, до сих пор пребывает в трогательной эйфории по поводу победы «Единого центра» в Тернополе. Что вполне объяснимо. Ведь с организованным попаданием в орбиту главы СП целого отряда губернаторов, а также падением последнего бастиона избирателей — КИУ (накануне судьбоносного для страны этапа, Игоря Попова, бессменного лидера Комитета избирателей радушно приняли в команду Балоги) — украинский социум лишился всякого шанса на какой-либо объективный контроль за происходящим на участках во время голосования и подсчета голосов. Этот прискорбный факт обществу еще только предстоит осмыслить. А президенту, политическая сила которого и в Тернополе с треском проиграла, приходится действовать незамедлительно, обдумывая возможные варианты:

а) перейти в наступление и решить судьбу «Нашей Украины» единолично, слив ее остатки обеспеченному административным и финансовым ресурсом «Единому центру»;

б) великодушно отпустить партию в свободное плавание, поддавшись давлению бурлящей внутрипартийной элиты в лице «любих друзів», стоявших у истоков НУ и дрейфующих в сторону БЮТ;

в) пустить ситуацию на самотек. Собственно, как и многое в этой стране. Раздать очередные красивые обещания, однако так и не обратиться к партийному съезду и тем самым обречь свое революционное детище на медленное и мучительное умирание.

Правда, по мнению оптимистов из окружения Ющенко, есть еще один вариант. Он подразумевает честное признание ВАЮ своего проигрыша на предстоящих президентских и парламентских выборах; сохранение партии и ее национально-демократической идеологии; ставку на 2015 год, когда представитель вновь окрепшей «Нашей Украины» (и это не обязательно Ющенко) снова сможет конкурировать на президентских выборах. Однако, по прогнозам пессимистов из того же окружения, нынешняя команда президента, не желающая уходить из власти ни при каких обстоятельствах, этот вариант априори исключает.

Однако обо всем по порядку. От Майдана до перелома. Хребта

Для хотя бы схематичного рассмотрения сути и перспективы взаимоотношений, сложившихся в орбите президента и его политической силы, стоит говорить о неком треугольнике: «Наша Украина» — «Единый центр» — «За Украину!», который образовался в недрах НУ и сегодня как бы представляет президента в парламенте в рамках некогда пропрезидентской фракции «НУ—НС».

Многие партийные функционеры, отдавшие «Нашей Украине» не один год жизни, называют этот треугольник бермудским и сетуют на то, что он априори не должен был появиться. В итоге он и потянул на дно всю партию и парламентскую фракцию «НУ—НС», некогда объединившуюся вокруг фигуры Ющенко. Увы, оказавшегося не в состоянии сбалансировать роль отдельной личности с перспективой отдельной партии.

«Кто кого создал — Ющенко партию или она его — самый трудный для меня вопрос, — говорит член столичной организации НУ, не пожелавший называть себя. — На самом деле еще в 2002 году мы собирались строить демократическую партию, в которой был бы достигнут баланс мнений лидера и ее рядового члена. Майдан был настроен на то же. В итоге решились на этот шаг только в 2005-м, уже имея в арсенале целого президента страны и лидера оранжевой революции. И построили — банальную фракцию в парламенте, которая не смогла не то что наладить четкие взаимоотношения с региональными структурами, но и внутри себя самой. Во многом «благодаря» двойственной позиции Ющенко, увлекшегося борьбой за власть и пришедшего к исповедованию некогда критикуемой им же политики двойных стандартов. Отсюда реальная борьба с Тимошенко, постоянно драпируемая призывами создавать демократическую коалицию. Отсюда перманентные переговоры с «Регионами» под прикрытием монологов о том, что «бандиты должны сидеть в тюрьмах». Отсюда же сшивание из живых кусков «Нашей Украины» на скорую руку «Единого Центра». Параллельно сворачивалась демократия в партии. Изменения, внесенные в устав при главе совета партии Балоге, лишили низовые ячейки первоочередной демократической функции — исключать из рядов нарушителей или недостойных».

Среди основных моментов, когда Ющенко ломал партийный хребет, нашеукраинцы называют несколько. Это навязчивый остракизм, которому ВАЮ подвергал «любих друзів», но те, невзирая на известный конфликт 2005 года, по сей день имеют влияние в партии как люди, стоящие у ее истоков. Это безосновательное СНЯТИЕ Безсмертного, «на «отлично» справлявшегося с партийной кухней». Это НАЗНАЧЕНИЕ с четвертой «выборной» попытки главой совета партии Балоги. Это «АВТОРИТАРНЫЕ» выборы Кириленко (без праймериз и обсуждений в низах). И, наконец, это ЗАКРЫТОЕ от рядовых партийцев формирование разношерстного блока «НУ—НС» и списков на парламентских выборах 2007-го.

Одним из самых ощутимых негативных моментов для многих стали и прошлогодние внеочередные выборы в столице. Как известно, «Наша Украина» не только их проиграла, лишившись фракции в Киевраде, но и вынуждена была выдержать удар от собственного почетного главы. Ющенко тогда публично заявил, что отдал свой голос не за свою партию. Вскоре же заявивший о себе на всю страну административный проект Балоги стал подтверждением того, что президенту давно уже неуютно в собственной партии и фракции, зациклившейся на некогда им же и обнародованной, но внутренне давно отвергнутой «демократической коалиции».

Последний удар НУ получила осенью 2008-го. В результате партия с роковым опозданием обрела Ющенко в статусе своего официального лидера; разжилась еще одной подгруппой «За Украину!» во главе с сыгравшим важную роль в развале демократической коалиции, а затем выдавленным со всех постов Кириленко; зависла вместе с навязанной ВАЮ перспективой исключения из ее рядов «предателей, подмахнувших свои подписи под несанкционированным коалиционным соглашением с БЮТ», а также «Единым центром», слияние под зонтиком которого инициировал президент.

Как результат, региональные организации «Нашей Украины» оказались полностью деморализованы. Им не ясна политика президента по отношению к собственной партии и фракции; некогда публично задекларированным политическим партнерам (БЮТ) и оппонентам (ПР). Все это происходит на фоне четырехмесячного внутрипартийного информационного вакуума и отсутствия каких-либо верховных сигналов по исполнительной вертикали. Задушевные телефонные мантры и.о. главы исполкома партии г-на Ропотенко о «том, что все будет хорошо», на фоне угнетающе жесткой финансовой блокады не спасают отчаявшихся руководителей региональных структур. Люди не понимают, куда, зачем и в ногу с чьим маршем идет «Наша Украина» во главе с Ющенко.

Вариант А. Разрушительный кулак самодержца

Искусственное затягивание, а теперь и автоматическое закрытие неудачного для ВАЮ шестого съезда «Нашей Украины» дало повод многим экспертам заявить о подготовке объединения партий Ющенко и Балоги. Ключевым инструментом закапывания НУ источники называют именно новый седьмой съезд партии. В рамках которого Ющенко избавится от слишком шумных и строптивых делегатов, не позволивших осуществить задуманное в декабре, а глава его секретариата руками губернаторов технологично подгонит новый состав региональных представителей под уже задекларированные желания Виктора Андреевича. Виктор Балога уже на прошлой неделе начал обзвон подконтрольных СП глав государственных администраций на предмет организации тет-а-тет с ВАЮ. Речь идет как раз о таком новом объединительном съезде «Нашей Украины». Дата съезда Балогой не называлась.

Не была названа она и на упомянутом политсовете партии, собранном во вторник по инициативе президента. По нашей информации, еще за несколько дней до этого мероприятия Роман Безсмертный получил от президента предложение возглавить совет партии «Наша Украина». Однако Безсмертный попытался отказаться, сославшись на желание заниматься сугубо технологической работой. К тому же, как утверждают проверенные источники, замглавы СП уже не так сильно болен идеей объединения с ЕЦ. Тем не менее именно Роману Петровичу поручено готовить новый партийный съезд. Именно он проводит тайные консультации в районе самых взрывоопасных точек партии, где, по мнению его патронов, может зреть антипрезидентский заговор «карьеристов». И именно он во вторник все-таки был избран и.о. главы исполкома партии вместо Ропотенко.

По информации «ЗН», на политсовете, помимо его членов, присутствовал и Вячеслав Кириленко. Ксения Ляпина, которая озвучила вопрос по поводу слухов о возможном объединении с «ЕЦ», подтвердила, что в итоге президент в очередной раз посоветовался с соратниками «нужно нам это объединение или не нужно». Большинство присутствующих сочли, что не нужно. После чего Виктор Андреевич не стал настаивать на продолжении обсуждения. Пока? Что касается перспективы группы «За Украину», то депутат довольно интересно позиционировала общественное творение Кириленко, назвав «За Украину!» всего лишь моментом идентификации позиции части депутатов «НУ—НС» в парламенте. Что, по ее мнению, не имеет никакого отношения к членству в «Нашей Украине».

Что по этому поводу думает сам Вячеслав Кириленко, сказать трудно, так как практически синхронно с Романом Безсмертным, Виктором Балогой и Игорем Крилем он отказал «ЗН» в общении на неудобную тему, сославшись на то, что «в ней пока гораздо больше вопросов, чем ответов». Тем не менее, по имеющейся у нас информации, Кириленко с некоторых пор вообще не видит себя в политическом проекте «Наша Украина». Впрочем, как не может внятно пояснить публике и своей перспективы вне его. Так или иначе, но общественное прикрытие под названием «За Украину!» пока не может скрыть избирательного конформизма политика в пользу президента. И как поведет себя Кириленко (отойдет в сторону, будет бороться или покинет НУ), если Виктор Андреевич таки ударит по столу кулаком самодержца и в погоне за депутатским мандатом сделает выбор в пользу ЕЦ, — большой вопрос.

Вариант Б. Свободное плавание «любих друзів»

Теоретически принять участие в борьбе за «Нашу Украину» и помешать ее погребению под административной плитой ЕЦ может партийная элита, связанная с историческим и финансовым началом этого политического проекта. Именно в рамках публичных заявлений так называемых «любих друзів» сегодня лоббируется идея: «Наша Украина» — без Ющенко». Среди публичных спикеров по этому тонкому вопросу чаще других встречается имя Николая Мартыненко, сменившего Вячеслава Кириленко на посту лидера парламентской фракции «НУ—НС» и сегодня вместе с частью нашеукраинцев активно сотрудничающего с БЮТ в рамках коалиции.

При этом Мартыненко чуть ли не единственный глава первичной организации НУ (а он и ныне возглавляет столичную ячейку), продолжающий поддерживать боевой дух и финансовую состоятельность партийной структуры Киева. В недрах этой структуры, собственно, и родились бунтарские тезисы о возможном исключении Ющенко из партии; о необходимости очистить ее от многочисленных родственников ВАЮ; важности изменения устава и закрепления приоритета коллективного голоса партии. Пошедшая ва-банк столичная партийная организация, как известно, проигнорировала второй этап съезда, где Мартыненко и Третьякова вывели из состава политсовета партии. Что дальше?

Отвечать на вопросы по поводу своих дальнейших действий Мартыненко не захотел, отметив лишь, что не намерен игнорировать очередной партийный съезд и готов публично обозначить там свою позицию. И по поводу ЕЦ, и по поводу желания «почистить» партию. Чем и подвести определенную черту под своими многочисленными заявлениями. Однако, как нам стало известно от ближайшего окружения депутата, в своем благородном порыве Мартыненко рискует остаться в глубоком одиночестве. Командного выступления старой гвардии не предвидится. Сегодняшний лидер фракции «НУ—НС» не имеет на этот счет каких-то активных контактов с теми же Третьяковым и Порошенко. Причин несколько.

Петр Порошенко в последнее время избегает особых резкостей в адрес гаранта, и чаще ведает с телеэкранов исключительно о Кабмине и своих наклонностях «камикадзе», способного на все ради спасения экономики. Говорят, что Порошенко просто смертельно устал ругаться с президентом. Как, впрочем, и терзаться дальнейшей судьбой родной «Нашей Украины», сделав ставку на другого фаворита предстоящей гонки.

С Третьяковым пикантнее. Александр Юрьевич сегодня сосредоточился исключительно на увеличении влияния и веса своей депутатской группы в парламенте. За притязаниями Третьякова стоят интересы кадров Игоря Коломойского, претендующих как на министерские портфели, так и на другие назначения в энергетической и антимонопольной сферах в случае ротации Кабмина Тимошенко. Подобное обстоятельство обострило отношения не только между фракционными группами и партиями, где в очередь за портфелями настойчиво стоят люди Костенко (УНП), Тарасюка (НРУ) и др., но и между Третьяковым и Мартыненко. Где-то в этой же плоскости, по свидетельству членов фракции, присутствует и скрытая борьба соратников за влияние и доступ к ЮВТ.

Таким образом, можно констатировать, что внутрипартийная элита «Нашей Украины» местами имеет позицию, однако не имеет консолидированной стратегии ее реализации и, как следствие, победы в рамках все еще существующего партийного проекта. И президент в курсе происходящих (точнее, не происходящих) событий. Поэтому вряд ли серьезно рассматривает вариант отказа от партии в пользу своих бывших, да к тому же разрозненных соратников, из среды которых пока так и не выкристаллизовался лидер, способный заменить Ющенко.

Вариант В. Медленная смерть победителя

Люди, знающие президента близко, почему-то убеждены, что ничего категоричного и стратегического, типа объединений с ЕЦ, а тем более какого-то идейного возрождения, с партией Ющенко не произойдет. Виктор Андреевич, по их словам, не любит принимать никаких решений. Он не будет бегать ни за какими гарантиями и мандатами. Один из депутатов «НУ—НС» даже рассказал автору, как в рамках одной из последних встреч с президентом имел неосторожность сказать Виктору Андреевичу, что пост главы державы, по-видимому, не последняя его политическая должность. После чего случился большой скандал. ВАЮ даже мысли не допустил о каких-либо еще вариантах. Что бы это значило? И изменил ли после этого президент свое мнение, принявшись под патронатом Балоги активно раскручивать сценарий досрочных парламентских выборов, — вопрос исключительно к Ющенко. Однако этот факт косвенно подтверждает подсознательное желание Виктора Андреевича особо не сопротивляться обстоятельствам и плыть по течению. Вместе с умирающей партией и заканчивающимся сроком своего президентства.

И, надо сказать, такая возможность Виктору Андреевичу может представиться, в случае, если стратегия СП и ПР в отношении досрочных выборов провалится, а ЮВТ будет держаться за кресло премьера до 2010 года. Президенту ничего не останется, как увлечься дальнейшим соревнованием «кто лучше кризис поборет», а «Нашей Украине» продолжить опасный дрейф в политическом море, имея в своем арсенале так и не принявшего никакого решения лидера партии. Возможно, участие ее фракции в коалиционном разделе министерских портфелей. Возможно, увеличение количества голосов фракции в моменты голосований в зале ВР. Возможно, кое-где даже будет теплиться какая-то партийная жизнь. Там, где сохранится финансирование, конечно.

…На самом деле история «Нашей Украины» и фракции «НУ—НС», доживающих в этом составе последние месяцы, — это история одной из сильнейших интеллектуально и идеологически политических команд. Которая не привела в парламент «водителей и секретарш», но собрала людей, способных не только писать законы, но и идти к цели и побеждать. Однако, оказавшись заложником политики одного, эта команда оказалась не в состоянии ему конструктивно, эффективно и системно противостоять. И, похоже, теперь освободит некогда прочно занятую национально-демократическую нишу другим партиям и политикам. Возможно, более правого радикального толка. Однако это уже определенно другая, не менее грустная история.