UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ «ЛАТАНИЯ ДЫР» — К «ПОЛИТИКЕ МАЛЫХ ШАГОВ»

Как от людей военных, так и от сугубо штатских не раз доводилось слышать ироничное мнение о том, что слишком уж уступчива внешнеполитическая позиция нашего государства...

Автор: Владимир Писковый

Как от людей военных, так и от сугубо штатских не раз доводилось слышать ироничное мнение о том, что слишком уж уступчива внешнеполитическая позиция нашего государства. Мол, и с ядерным оружием расстались непродуманно-сгоряча и танки в утиль пустили, тогда как выгоднее было бы их продать - даже по символической цене.

Вполне возможно, что этим я не стал бы именно сейчас грузить свою цивильную голову, не случись, что называется, повод - однодневный визит министра обороны Украины Валерия Шмарова в Запорожье на этой неделе.

Как выяснилось, на сей счет у министра мнение совершенно противоположное: в последнее время Украина своей последовательной и ясной позицией завоевывает все больший авторитет на международной арене. И в немалой степени благодаря четкому следованию курсом разоружения. А насчет танков... Продать-то их, конечно, было бы можно, да вот только проблема с теми, кто согласился бы их купить.

В детали сугубо военных аспектов программы поездки прессу, в силу понятных причин, особо не посвящали. Впрочем, военная тема отнюдь не была первостепенной в довольно плотном графике визита, вместившем посещения авиаремонтного завода, военных городков и частей, совещание с руководителями предприятий ВПК. Целью поездки было рассмотрение комплекса проблем, существующих на уровне армия - территория. И в первую очередь - бытовых условий военнослужащих. Для местных властей они являются головной болью вот уже на протяжении нескольких лет.

Эта ставшая уже хронической болезнь особенно осложняется с наступлением зимы, когда доведенные до отчаяния офицерские жены начинают бунтовать из-за холода в квартирах-развалюхах, перебоев в электро-, газо-, водоснабжении. Конечно, городские власти, надо отдать им должное, пытаются проявить участие, но кардинальное решение всех проблем им не под силу.

Военным, у кого жилье скверное, - плохо, а тем, кто и такого не имеет, - еще хуже. В квартирно-эксплуатационной части Запорожского гарнизона мне дали справку: в очереди на жилье стоит свыше тысячи семей военнослужащих. В этом году военные собственными силами построили 60-квартирный дом, в котором им досталось ровно половина квартир. Если даже допустить невероятное: очередь замрет в своем росте, то при таких темпах обеспечения жильем все нуждающиеся могут быть удовлетворены без малого за сорок лет. Об остроте и болезненности проблемы можно судить хотя бы по такому факту: в одной из частей Запорожского гарнизона несут службу пять бесквартирных заместителей командира и начальник штаба. А каковы перспективы у молодых лейтенантов, полагаю, понятно без дополнительных комментариев.

- Выдача бесплатного жилья военнослужащим - это своего рода черная дыра для госбюджета, - поделился в беседе подполковник Николай Константинов. - Ситуация сейчас такова, что многие офицеры ввиду резкого снижения уровня жизни, получив квартиру бесплатно, пишут рапорта и увольняются. Получается, что деньги, выделенные на обеспечение семей военнослужащих, уходят в пустоту. Значит, нужно заинтересовать офицера в службе. Как? Да хотя бы той же выдачей кредита под жилищное строительство. Прослужил, скажем, 15 лет, половина суммы кредита тебе погашается. 20 - 75 процентов, а коль отдал армии 25 лет - получи полную компенсацию. Причем условия льготного кредитования должны действовать до тех пор, пока человек служит в Вооруженных Силах, а если надумает уволиться раньше срока - пусть оплатит кредит по коммерческим процентам. Это, по-моему, единственный приемлемый путь решения жилищной проблемы в армии.

К слову, о целевом государственном кредитовании жилищного строительства приходилось слышать и раньше, причем не только лишь в армейском аспекте. По мнению начальника Запорожского областного управления НБУ Александра Толстого, представляется вполне возможным - не говоря уже о необходимости - направление кредитных ресурсов Сбербанка населению на жилищное строительство. Чтобы человек не томился в исполкомовской очереди на квартиру, а с помощью государства построил бы ее сам.

Впрочем, особой новизны эта идея не содержит. Больше того - формально она даже существует на практике. Однако насколько реальны ее плоды, можно судить хотя бы по примеру строительства теми же военными кооперативного дома, который посетил в Запорожье министр обороны.

Дом этот практически готов к заселению, дело осталось за малым - небольшими отделочными работами да подключением тепла. По сути, такую же степень готовности он имел еще в марте, когда строительство было заморожено по прозаичной и, увы, распространенной причине - нечем было рассчитаться со строителями. Вины членов ЖСК в том нет никакой - свою 10-процентную долю сметной стоимости они оплатили аккуратно. Проблемы возникли у горисполкома, который согласно договору должен был профинансировать за счет централизованных льготных кредитов оставшиеся 90 процентов. Однако из центра удалось получить два с половиной миллиарда, что составило порядка 10 процентов сметных затрат. На этом финансовый ручеек иссяк.

- Благодаря содействию народных депутатов Федора Судницина и Сергея Соболева, - говорит знакомый уже подполковник Константинов, взявшийся перед увольнением в запас за гуж председателя кооператива, - месяц назад Минобороны выделило около 22 миллиардов. И городские власти пособили 10 миллиардами. Но беда в том, что из-за инфляции сумма долга выросла. Строители требуют еще порядка 70 миллиардов.

Ситуация сложилась тупиковая, поэтому на приезд В.Шмарова потенциальные новоселы возлагали немалые надежды. Однако ко всеобщему удовлетворению проблема решилась как бы сама собой. Хотя руководство военного ведомства не дало финансовых обещаний, председатель Запорожского горисполкома Александр Головко заверил, что в январе жильцы смогут вселиться в свой дом...

На заключавшей визит пресс-конференции наметившаяся практика конструктивного решения армейских проблем на региональном уровне была охарактеризована как «политика малых шагов», что во всех отношениях звучит намного изящнее отечественного определения «метод латания дыр».