Куда податься артисту в поисках работы? Куда? В биржу труда, конечно же. Труда — и обратно.
— Алло, добрый день, это театр эстрады? Я звоню по поводу вакансии. Мне ваш телефон в центре занятости дали.
— Эээ, здравствуй! Харашо, что позвониль. Бэгать можешь?
— Я танцевать могу. Быстро довольно-таки.
— Зачем танцевать? Мы продаем кулёщьки, да?
— Какие кулёчки?
— Кулёщьки-маищьки!
— Кулёчки-маечки?
— Пробэжаль сюда-туда по базару, в другую сторону, кому нужно кулёщек, маищка? Эээ, всэм нужно! Мне — двадцать копеек, остальное — тебе! А лучше, когда девущка-студэнт бэгает. Красивый немнощко. Тебе — 25 копеек, остальное — ему.
— Спасибо, я подумаю. Серьёзный бизнес. Надо взвесить риски.
— Эээ, зачем ириски вэшать? Кулёщьки продавать нада...
В центре занятости я состоял на учете как безработный в активном поиске по специальности «артист-певец». В течение года выплачивали около 600 гривен в месяц и предлагали разные вакансии.
— Так вы что же, танцуете? — спросили в центре.
— Увы. И хабанеру могу, и «Яблочко», и гопак. В своей авторской, опять же, интерпретации.
Вот так и направили в театр эстрады, который почему-то торговал кулечками-маечками.
По прошествии какого-то времени безработному должны предложить повысить квалификацию в соответствии с востребованными профессиями. В случае отказа от профобучения применяются санкции: в первый раз снижается сумма ежемесячного пособия, во второй — снимают с учета.
ПТУ для взрослых и сварочные мужчины
Харьковской области во всяком случае повезло — здесь, в городе Дергачи, есть центр профпереподготовки. Иными словами — «ПТУ для взрослых», как выразилась организатор вебинара для искателей работы. В целом онлайн-лекция оказалась интересной.
— У нас современные станки, отличные сварочные мужчины… Ой, извините, сварочные машины, — рассказывала организатор о богатом разнообразии выбора профессий.
Захотелось попробовать себя в принципиально новом качестве.
Колеблясь между карьерой сварочного мужчины и мастера педикюра, остановился на вполне романтической профессии виноградаря.
Как в песне поется, «виноградную косточку в теплую землю зарою» и рекс-пекс-фекс… Но! Самозанятость. Виноградников государственных, по крайней мере на Слобожанщине, нет, поэтому трудоустройство по специальности «виноградарь» невозможно. Об этом сразу предупреждают соискателей. Как и о том, что по окончании трехмесячных курсов обладателю сертификата необходимо зарегистрироваться в качестве физического лица-предпринимателя и, соответственно, платить налоги. В противном случае новоиспеченному виноградарю необходимо вернуть государству деньги, потраченные на его обучение. То есть, выходит, что безработному, имеющему возможности для создания своего аграрного бизнеса, необходимы всего лишь эти самые государственные курсы. На вебинаре же сказали, что «все это абсолютно бесплатно», поскольку «вы уже заплатили в виде налогов, когда работали». Выходит, что расстаться с этими деньгами государство все равно не в силах. Наверное, потому что просто не может отличить свои деньги от не своих, как в том мультике про золотую антилопу.
Обязательные вебинары вообще замечательная вещь, особенно на тему «Здоровый образ жизни». При этом считается, что у всех нетрудоустроенных по умолчанию должны быть смартфоны, чтобы по скайпу им смогли рассказать, к примеру, как нужно себя здорОво вести.
Словом, еще на одного виноградаря больше в стране не стало. Следующий поход по направлению центра занятости был в военный институт танковых войск. Почему именно туда? Там была вакансия, связанная с информацией. А в моей трудовой книжке зафиксирована работа в СМИ — редактор отдела культуры, например.
— Из центра? — спрашивает инспектор отдела кадров.
— Так точно! — отвечаю.
— В бронетанковой технике разбираетесь?
— Никак нет!
— Так какого ж… Мне специалисты нужны с профильным образованием. В отдел технической информации.
Поговорили в общем. О жизни. И о танках опять же. Как в 1991-м «такой-то и такой-то на танк залез», и так далее по волнам исторической памяти.
— Могу в столовую взять. Мне в столовую люди нужны. А никто не хочет, — грустно сказал инспектор на прощание.
Вернулся в центр с корешком направления, с печатью и подписью под вердиктом, больше похожим на диагноз: «Не специалист»
В общем-то, театр кулечков-маечек оказался единственным за все время пребывания на учете предложением «по специальности». Нет вакансий для артистов на региональной бирже труда. Как и для библиотекарей, филологов, режиссеров, актеров, певцов и дикторов. Об этом свидетельствуют настенные пособия для безработных и тех, кто готовится пополнить их ряды.
Так что не стоит удивляться, что сегодня на руководящих должностях страны так много представителей гуманитариата — больше им и идти-то некуда. Разве что в кассиры, охранники или сварщики — эти профессии сегодня пользуются некоторым спросом.
PS. «Приезжайте, будем прощаться», — сказали в центре занятости. С учета сняли. Теперь, чтобы снова обрести статус официального безработного, нужно… официальное трудоустройство в течение года. Так что, если кого интересуют кулечки-маечки, обращайтесь. Продам недорого.