UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осада «Венеции»

Сезон новой охоты на Конституцию открыт. Пристрелкой стало предварительное решение о ликвидации депутатской неприкосновенности, одобренное большинством Верховной Рады в минувший четверг...

Сезон новой охоты на Конституцию открыт. Пристрелкой стало предварительное решение о ликвидации депутатской неприкосновенности, одобренное большинством Верховной Рады в минувший четверг. На очереди — целая груда законопроектов, больших и маленьких, авторы которых взялись перекраивать как отдельные положения, так и целые разделы Основного Закона.

Конституционное обострение не прошло незамеченным для профильных институций Объединенной Европы, куда наша страна медленно и неотвратимо интегрируется. Первыми на творческий зуд украинских законодателей, естественно, отреагировали спецы из комиссии «За демократию через право», более известной под названием Венецианской (ВК). Для тех кто забыл, напомним, что в данный орган входят признанные знатоки конституционного права. Несмотря на то что рекомендации ВК не носят императивного характера, принимать их во внимание в Старом Свете считается признаком хорошего правового тона.

После того как намерение нашего гаранта переписать главный юридический документ государства стало очевидным даже за пределами нашей родины, «венецианцы» начали наведываться в украинскую столицу. Еще в январе Киев посетил недавно избранный главой комиссии Ян Гельгесен. Наведя соответствующие справки и встретившись с рядом отечественных чинов (в частности, с министром юстиции Николаем Онищуком), высокий гость от имени вверенного его попечению органа предложил необходимую экспертную помощь. А также смиренно порекомендовал проводить конституционную реформу в рамках действующего Основного Закона.

Затем настал черед заместителя г-на Гельгесена Томаса Маркерта. Известный правовед, активно интересующийся событиями в Украине, еще летом с известной долей скепсиса отозвался о возможности проведения в нашей стране так называемого конституционного референдума. Комментируя соответствующее предложение Виктора Ющенко, Маркерт заметил: «Принятие Конституции на референдуме не является необычным, и, возможно, это неплохой путь... С другой стороны, зная опыт референдумов в Украине по конституционным вопросам, могу сказать, что это не обязательно позитивный путь».

Побывав в Киеве в начале марта и приняв участие в представительной конференции «Консти­туционная реформа и консолидированная демократия», Маркерт сдержанно отозвался о перспективах новой отечественной политреформы. Он высказал предположение, что наши политики привыкли «играть с правилами Конституции, а не по правилам Конституции». Посетовал, что потенциал нашего Основного Закона не полностью реализован, а закрепленные в нем правила не соблюдаются. А также напомнил: «Сам по себе выбор той или другой конституционной модели не является залогом консолидации демократии».

Еще один участник той же конференции Владимир Шаповал (руководитель рабочей группы, подготовившей нашумевший вариант новой Конституции, о котором «ЗН» неоднократно писало), в свою очередь не удержался от колких замечаний в адрес «венецианцев», якобы не слишком знакомых с нашими суровыми реалиями. После чего вежливо выразил надежду на продуктивное сотрудничество с комиссией.

Приняв фигуру речи за чистую монету, ВК перешла от слов к делу. 15 марта «За демократию через право», посвятила свое заседание украинскому вопросу. Инициаторами подобной повестки дня, по нашей информации, стали Гельгесен и Маркерт, впечатленные увиденным и услышанным в Киеве. Участниками разговора, кроме самих «венецианцев», оказались также заместитель руководителя президентского секретариата Марина Ставнийчук и член парламента Михаил Сирота. Как стало известно «ЗН», выслушав украинских гостей, глава комиссии заявил, что поддерживает готовность нашей власти (озвученную г-жой Ставнийчук) реформировать Конституцию в строгом соответствии с XIII разделом Основного Закона. Если фраза прозвучала именно так, нам остается лишь отдать должное чувству юмора и политической корректности г-на Гельгесена. Ибо г-жа Ставнийчук (как нам рассказали) говорила преимущественно о новой редакции Конституции, Национальном конституционном совете и конституционном референдуме. А в XIII разделе, на который ссылался предводитель европейских правоведов, говорится совсем о другом — о внесении изменений в Конституцию, о Конституционном суде и парламентской процедуре конституционных преобразований.

Три дня спустя слова «Украина» и «Конституция» звучали на заседании другого авторитетного органа — мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы. Как сообщили «ЗН», с подачи давнего знатока нашей страны Ренате Вольвенд, комитетчики обсуждали возможность проведения экспертизы украинских конституционных изысканий. Скорее всего, данная структура обратится к членам нашей делегации в ПАСЕ за содействием в получении необходимых документов. В первую очередь, насколько можем судить, многих в Страсбурге, в Брюсселе и в «Венеции» интересует проект группы Шаповала. Предварительное знакомство с которым вынудило некоторых руководителей комиссии схватиться за голову.

Если наши политики окажутся чуткими к просьбе членов мониторингового комитета, проект в самое ближайшее время станет предметом рассмотрения Венецианской комиссии.