UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Орлы» с «решкой» на спине

Есть примета: не стоит готовить новогодние подарки заранее. Большой риск ошибиться с выбором. И настроением...

Есть примета: не стоит готовить новогодние подарки заранее. Большой риск ошибиться с выбором. И настроением. Так вот, если еще летом Верховная Рада была на 230 голосов уверена, что дать бой коррупции в Украине уже первого января 2010 года — дело ее чести, то сегодня в парламенте зарегистрирован законопроект народного депутата Новикова (НУ–НС), предлагающего с наступлением повременить. И все бы ничего, если б этот малоизвестный депутат не выражал мнения достаточного количества народных избранников, а также не последних чинов в государстве, по нашей информации, уже готовых зачехлить оружие и на целый год отсрочить введение в действие антикоррупционного законодательного пакета. Напомним, адекватно воспринятого в Европе, опыт которой и был положен в основу радикальных антикоррупционных мер. А как все красиво начиналось…

В 1999 году, когда Украина еще не занимала 146-е место из 180 стран мира по уровню коррупции, наше государство, продолжающее «честно» делить заводы и пароходы, в ногу с Леонидом Даниловичем Кучмой присоединилось к Европейской уголовной конвенции по борьбе с коррупцией. В 2003-м, несмотря на стремительное укрепление позиций в мировом коррупционном чарте, Украина подписала дополнительный протокол к Конвенции ООН против коррупции. А в 2006 г. готовая переизбраться Верховная Рада красиво ратифицировала наиболее важные конвенции Организации по противодействию коррупции, согласившись с обязательным принятием общепризнанных в цивилизованном мире антикоррупционных стандартов.

Дальше — больше. В том же 2006 году президент Ющенко внес в парламент пакет обещанных Европе законодательных инициатив. Работа над которыми в новой Раде, мягко говоря, затянулась. До 2009 года. Однако 11 июня 2009-го парламент принял законы «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об ответственности за коррупционные правонарушения» и «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений».

Тем самым страна, политическая ситуация в которой крайне нестабильна, власть — разбалансирована, а декларации известных лидеров о непрекращающейся борьбе с коррупцией выглядят как насмешка над 46 миллионами граждан, терпящими тотальную нечистоплотность элит: а) выполнила обязательства перед европейскими антикоррупционными структурами; б) имплементировала необходимые нормы европейского антикоррупционного права; в) стала обладательницей европейского пакета законов; г) пришла в шок.

На самом деле власть, превзошедшая саму себя накануне очередных президентских выборов силами БЮТ, «НУ—НС», Блока Литвина и коммунистов («Регионы», единственные, кто не дал голоса), напоминает сегодня не совсем чистого на руку чумазого мальчишку из подворотни, зачем-то стащившего глянцевое издание уголовного кодекса. Что делать с этим божьим даром — для нашего героя большой вопрос. Впрочем, как и для украинской власти, обязавшейся уже через две недели наступить на горло собственной песне.

Не удивительно, что на фоне этой вполне объяснимой растерянности развернулась масштабная антикампания в адрес принятых законопроектов. Основным итогом которой и стал проект закона вышеназванного депутата Новикова. Однако было бы не совсем, а точнее, совсем не честно, вот так просто отмести творческий порыв законодателя. Дело в том, что в ходе, как мы успели выяснить, многолетней работы над европейским опытом украинский парламентарий умудрился так подкорректировать некоторые нормы собственных законопроектов, что, на взгляд теперь уже целого ряда экспертов, борьба с коррупцией в Украине может иметь абсолютно обратный эффект.

Так, от имени пострадавших уже сделали публичные заявления глава Верховного суда Украины, несколько государственных мужей, а также представителей бизнеса, согласно новому законодательству, впервые официально попавшего в число субъектов коррупционных деяний. Речь о множестве правовых несогласований и нестыковок, которые, по мнению особенно осторожных участников развернувшейся дискуссии, чреваты не только остановкой правосудия, безосновательными чистками чиновников и ущемлением прав бизнеса, но и вероятными манипуляциями с необкатанным законом в разгар избирательной кампании.

Экс-глава профильного парламентского комитета регионал Николай Джига, который еще в 2006-м докладывал парламенту о необходимости радикального антикоррупционного шага, сегодня особых восторгов в адрес принятого антикоррупционного законодательства не испытывает: «Разве мы можем быть уверены в том, что многочисленные, к сожалению, недошлифованные для наших реалий нормы не будут корыстно использованы? Возьмите хотя бы момент с включением в круг возможных коррупционеров членов избирательных комиссий. Жесткое, с одной стороны, предупреждение граждан об ответственности за фальсификации, с другой, — может стать весомым аргументом в пользу выгодного обращения с законом уполномоченных лиц. МВД, например. Особенно в условиях отсутствия судебной практики», — заявил Джига.

Однако сторонники безотлагательной борьбы с коррупцией (а в их числе, согласно блицопросу «ЗН», уже числятся БЮТ, Блок Литвина и ряд депутатов «НУ—НС», собирающиеся проигнорировать «растягивающий удовольствие коррупционерам законопроект») уверены, что дело здесь отнюдь не в несовершенстве правовых норм, а в «банальном страхе заинтересованных в коррупционных деяниях сторон». В этой истории борьбы главное, как считают другие не желающие терять время, важно по-наполеоновски ввязаться в стратегический бой, а там уж по ходу принимать нужные тактические решения.

На самом деле Украина, принявшая европейское антикоррупционное законодательство, но не обеспечившая доскональной шлифовки всех его норм, а также не разработавшая четких механизмов внедрения этих законов в повседневную практику, стала перед сложной дилеммой: стартовать ли с уже закрепленной правовой площадки и нанести мощнейший удар по коррупции или старт отложить. Начать действовать, рискуя дать шанс политическим и юридическим манипуляциям, или притормозить, поставив под сомнение как свою репутацию в Европе, так и возможность вообще когда-нибудь решиться на этот радикальный шаг?

«ЗН» предоставило возможность изложить свои во многом противоположные аргументы известным экспертам и представителям власти.